Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "составление описательных рассказов «Времена года»».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_sostavlenie_rasskaza.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
ФИО педагога, должность
Возрастная группа воспитанниковподготовительная общеобразовательной направленности.
Наименование образовательной организации МБДОУ «Детский сад №5».
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности составление описательных рассказов «Времена года»
Цель: создание условий для совершенствования умения составлять описательные рассказы.
Задачи:
- закрепить умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
2) продолжать развивать монологическую форму речи;
3) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Приоритетная образовательная область:речевое развитие.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуацииконструктивное общение со взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения.
Форма организациидетей: фронтальная.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): куколки-феи, олицетворяющие времена года, медали (снежинки, разноцветные листочки, цветы), картины с изображением времен года, картинки с ошибками, шаблоны для записывания детских рассказов, фломастеры, музыка «Времена года».
Планируемый результат:дети закрепят умения обобщать и систематизировать представления о временах года.
Предварительная деятельность с воспитанниками:Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам, беседы с детьми о погоде в разное время года, рассматривание пейзажных картин о временах года, чтение из книги «Четыре времени года» (сост.С.А.Веретенникова, А.А.Лыков): В.Архангельский, отгадывание загадок, дидактические упражнения.
Методы и приемы: образец рассказа воспитателя, вопросы, указания, художественное слово, лексические упражнения, рассказывание, игры, проблемная ситуация, план перессказа.
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цельсоздание условий для совершенствования умения составлять описательные рассказы. | ||
Создание образовательной ситуации | Дети, я предлагаю вам послушать одно музыкальное произведение (включаю Антонио Вивальди «Времена года»). Оно называется «Времена года».. Ребята, посмотрите, кто-то спрятался на полочке в уголке природы. | Дети находят 4 куколок в виде фей, одетых по сезону (зима, весна, лето, осень) | Создание в группе положительного психологического микроклимата. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Ф (весна):Здравствуйте. Вы догадались, кто мы такие? Все верно, я – Весна, а это мои сестры: Осень, Лето и Зима. Мы с сестрами пришли к вам за помощью, мыне можем решить, кто из нас лучше и красивее. Я говорю, что я самая красивая, но мои сестры не согласны со мной (плачет) В: не плачь. Ребята,может быть мы сможем помочь нашим прекрасным феям разрешить их спор? | - да, лето, весна, осень, зима. - конечно, с удовольствием | Развивать активный интерес детей к новым знаниям, стремление получений новых знаний и умений, создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте. |
2 часть – основная | Цель: закрепить умение обобщать и систематизировать представления о временах года. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Я предлагаю вам разделиться на 4 команды, феи будут командирами команд. Какие названия дадим командам? Ф: осень. Зима. Весна. Лето. В: это отличные названия для наших команд. Дети, вы согласны? Предлагаю вам занять места за столами- каждая команда за своим столом (чтобы обозначить команды, ставлю на стол картинки с изображением соответствующего времени года).Сейчас мы с вами устроим соревнования, с помощью которых постараемся помочь феям разрешить их спор. Согласны? Тогда начнем.. | (дети делятся на команды) - да - да | Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт. |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Первым заданием станет игра «Подбери слово». Какая команда назовет больше слов, та и одержит победу в этой игре. И так начнем. Мороз что делает? Ветер… Снег... Сосулька… Цветы ... Молодцы. Команда ____ отвечала больше остальных и получает один балл (даю командемедаль, врезанную из бумаги) Ф (зима) Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Дел у меня немало — я белым одеялом (даю командемедаль, врезанную из бумаги) Ф: Ребята, вот видите, какая я важная. Значит, я самая лучшая? В: Подожди, мы выполнили еще не все задания. Дети, каким словом можно сказать о зиме? Какая она? (даю командемедаль, врезанную из бумаги) Ребята, как вы думаете, что зимой хорошо, а что плохо? (даю командемедаль, врезанную из бумаги) Молодцы. Посмотрите на картину, которую я для вас приготовила. Что на ней изображено?Как вы это поняли? (даю командемедаль, врезанную из бумаги) А сейчас придумайте рассказ о зиме, подсказкой вам будет эта картина. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились. (даю командемедаль, врезанную из бумаги) Ф (весна): Дети, а позвольте мне загадать вам загадку Я раскрываю почки, (даю командемедаль, врезанную из бумаги) Вот видите, значит, я самая красива. В: ребята, давайте расскажем о весне какая она бывает. (даю командемедаль, врезанную из бумаги) Много слов вы подобрали. А теперь посмотрите на вторую картину. Что на ней изображено? Как вы это поняли? (даю командемедаль, врезанную из бумаги) А сейчас придумайте рассказ о весне, подсказкой вам будет эта картина. Опишите, какой бывает весна, какое солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о весне, погоде, которые вы сейчас подобрали. Яснова буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились. (даю команде снежинку, врезанную из бумаги) Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем. | - рисует, щиплет, трещит, морозит - свищет, бушует, дует, завывает - летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает - висит, растёт, тает, плачет, капает - распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут - зима - Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная… - много снега, можно кататься на санках, можно лепить снеговика, играть в снежки, праздник новогодний. - нос мерзнет, нужно одевать много одежды, много снега, тяжело ходить, сильный ветер. - зима - лежит снег, на деревьях нет листьев.. Дети составляют рассказ - весна - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая… - весна - тает снег, видны проталины, солнце светит ярко. Дети составляют рассказы | Учить вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива. |
Физминутка | Солнце засветило, Сугробы растопило. Теплую погоду принесла весна. Грачи к нам прилетают, И еж с медведем знают: Пора им просыпаться, Весною любоваться! | (руки через середину поднять) (руки через середину опустить) (руки в сторону) (махи руками) (руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу) (подтянуться, посмотреть по сторонам) | |
Ф (лето):ребята, а здесь есть картина обо мне? Ой, какая же я на ней красивая. Теперь послушайте и мою загадку - Солнце желтое как - Солнце круглое как - Солнце ласковое как -Солнце теплое как - Солнце яркое как -Солнце жаркое как Я вас хвалю, со всеми заданиями справляетесь. В:Сейчас нужно придумать рассказ о лете, подсказкой вам сновастанет картина. Опишите, каким бывает лето,солнце, какая погода. Яснова буду записывать ваши рассказы. Ф (осень): ребята, вы такие красивые рассказы составили про моих сестер, а про меня забыли. (обижается) В: не расстраивайся. Мы про тебя не забыли и сейчас ребята составят рассказ и об осени. Дети, я предлагаю поиграть в игру «назови наоборот». Летом жарко, а осенью Летом дни длинные, а осенью Летом птицы вьют гнезда, а осенью Летом мы собираем ягоды, а осенью Летом мы купаемся в речке, а зимой Летом идут дожди, а зимой Сейчас мы снова составим рассказ, но об осени. Я снова буду записывать ваши рассказы и лучшие мы разместим в уголок для родителей. Мои задания закончились. Давайте спросим наших волшебных фей, понравились ли им наши рассказы и подведем итоги. Ф: конечно нам понравились ваши рассказы. Но подождите подводить итоги. Картины у вас замечательные, но и у нас есть несколько рисунков про времена года. Но на них художник все перепутал. Ребята, может вы нам и в этом сможете помочь. | - да. Вот она - солнце - одуванчик, лимон .. - мяч, шарик - мама, бабушка - печка, рукавичка - фонарик, лампочка - костер, огонь - холодно - короткие - улетают на юг - овощи - катаемся на коньках, на лыжах, на санках - снег Дети составляют рассказы - конечно, с удовольствием | ||
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | (раздаю детям картинки с ошибками с изображением времен года) Посмотрите внимательно на картинки, вам нужно найти ошибки, которые допустил художник и обвести их фломастером. | Дети рассматривают картинки и находят на них ошибки, отмечают их. | Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. |
3 часть – заключительная | Цель: закрепить знания детей. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | В:посмотрите, феи, все команды одинокого хорошо справились с вашим заданием.Победила дружба. И вам тоже не нужно спорить, кто важнее и красивее. Ф: ребята, спасибо вам.Послушав ваши замечательные рассказы про времена года, мы поняли, что каждая из нас красива и важна. Мы больше не станем ссориться и обижаться друг на друга. В: Пожалуйста. Нужно попрощаться с нашими гостями. | - до свидания | Побуждение детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | Теперь предлагаю вам взять наши рассказы и оформить их в уголок родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.
Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".
Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие" Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".
Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие" Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем».
Конспект НОД по развитию речи в поготовительной группе на тему:"Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем"....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"
Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...
Конспект НОД по развитию речи на тему - Составление описательного рассказа о диких животных
Конспект НОД по развитию речи на тему - Составление описательного рассказа о диких животных...
конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»...