проект " Быт и традиции русского народа"
проект по развитию речи (старшая группа)

Зырянова Татьяна Геннадьевна

Проект " Быт и традиции русского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsi.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО « Усть- Кудинский детский сад»

Проектная деятельность

по духовно-нравственному воспитанию

 «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина »

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                         Выполнила: Головченко Т.Г.

 

2019 -2020 гг

Актуальность проекта

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа.    

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании  детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

 В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.

  Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

 «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

   Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством  вхождения в годичный праздничный круг.

Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает  их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

Народный праздник является и своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме.

Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Последние годы мы постепенно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений.

Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием в свете этического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста  нами понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость» А. С. Макаренко.

Цель проекта: развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.

Задачи реализации проекта:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего края и страны в целом;
  • формирование толерантного отношения к представителям других национальностей
  • воспитание  интереса  и любви  к   культуре  русского народа, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным  играм;
  • совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
  • формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
  • ориентирование семей на важность духовно–нравственного воспитания детей, формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми  праздники малой Родины и страны;
  • привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через  знакомство с календарными праздниками , их обычаями и традициями, проведение народных  подвижных игр, совместное детско-родительское творчество, обогащение РППС группы наглядными и дидактическими материалами по теме проекта.

Интеграция образовательных  областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

Вид проекта:

– по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

– по времени проведения: долгосрочный (8 месяцев)

Взаимодействие с родителями  воспитанников: привлечь родителей к участию в проекте через оформление выставки совместной взросло-детской деятельности «Культура и традиции русского народа. Малая Родина» (макеты, поделки, рисунки и пр.)

Основные формы организации проекта:

  •  Беседы с детьми с детьми
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание иллюстрации
  • Творческая мастерская (продуктивная деятельность)
  • Подвижные игры
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • Консультации для родителей
  • Информация на стенде
  • Папка-передвижка
  • Памятка
  • Совместная работа с детьми
  • Участие в выставке совместного творчества

Методы и приемы:

1.Наглядный метод:

  • рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;
  • наблюдение;
  • чтение педагогом художественной литературы;
  • демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;
  • экскурсия.

2. Словесный  метод: 

  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказы детей о своих впечатлениях;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
  • проведение  разнообразных игр (малоподвижные, дидактические, игры-драматизации, народные игры);
  •  сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • рассказы детей по иллюстрациям, моделирование сказок.

3.Практический метод:

  •  организация продуктивной деятельности: рисование,  аппликация.
  • проведение  экскурсий
  • изготовление с детьми наглядных пособий;
  • организация продуктивной деятельности

Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:

  1. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
  2. Сказкотерапия.

Ожидаемый результат:

для детей:

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;
  •  пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
  • формирование чувств национального достоинства;
  •  развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
  • развитие  интереса  и любви  к   культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным  играм.

для педагогов:

  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников,  повышения качества педагогического труда;
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к  национальной культуре в этическом и эстетическом направлении.
  •  разработка тематического планирования проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию этического и эстетического направления.

для родителей:

  •  реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области этического и эстетического воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей.

Этапы проекта

I этап – подготовительный (разработка проекта),

Деятельность педагогов:

  • определение проблемы, постановка цели и задач;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • определение методов работы;
  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
  • подбор материалов, игрушек, атрибутов для  игровой деятельности.

Совместная деятельность:

  • введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
  • формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
  • определение круга актуальных и посильных задач.

II этап – практико-ориентированный (реализация проекта),

Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

  • Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

III этап – заключительный (обобщающий),

  • Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
  •  Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
  • оформление выставки совместной взросло-детской деятельности (макеты, поделки, рисунки и пр.)
  • Презентация на педсовете ДОУ

Приложение  

II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), работа с детьми и родителями воспитанников

ОКТЯБРЬ

  1. Беседа на тему: «Малая Родина. Россия, Родина моя».
  1. Задачи:  закрепить знания детей о нашей стране, о регионе; обогащать знания детей  о своей малой Родине; продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; систематизировать знания детей о символике государства.  учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;  воспитание положительного отношения к народам нашей страны;
  2. Творческая мастерская. Рисование "Мой город" .
  3. Составление рассказа «Любимые праздники моей семьи»
  1. Дидактические игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»
  2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».
  3. Чтение художественной литературы. «Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы) Задачи: воспитывать у детей эмоциональное отношение: положительное– к скромности, отрицательное – к хвастовству;  продолжать формировать представление о скромности.
  1. Беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой» Задачи:  воспитывать уважительное отношение к окружающим;  продолжать формировать умение обращаться к взрослым на «Вы», использовать в своей речи слова вежливости.
  2. Конкурс для воспитанников и родителей  «Генеалогическое  древо  и герб семьи».
  3. Рассматривание альбома " Национальный костюм"
  1. Чтение художественной литературы. «Что я видел» Б.Житков  Задачи: воспитывать патриотические чувства; формировать представления о Москве;  развивать интерес к изучению  главного города нашей страны.
  2. Беседа с использованием презентации   "Традиции и быт русского народа".  Задачи: расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях людей; воспитывать интерес, уважение к этим традициям; развивать познавательный интерес у детей;  продолжать знакомить детей с богатством народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки; воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за  свой народ.

НОЯБРЬ

  1. Чтение художественной литературы. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб.  И. Карнауховой.) Задачи: знакомить с художественным произведением русского писателя; воспитывать чувство дружбы, товарищества; продолжать формировать представления о справедливости.
  2. Оформление наглядного материала в группе . 16 ноября Международный день толерантности – Развлечение «Калейдоскоп народных игр»
  3. Видео-презентация  «Так мы раньше одевались»: исследование характерных особенностей русских  национальных костюмов.
  4. Выставка рисунков «Головные уборы русского народа»
  5. Дидактическая игра «Оденем русский национальный костюм».

ДЕКАБРЬ

  1. Чтение художественной литературы. « Карасик» Н.Носов Задачи:  воспитывать правдивость и справедливость; продолжать формировать представление о честном,   справедливом отношении к окружающим.
  2. Беседа «Как можно узнать настроение человека?» Задачи:  формировать представление о разных настроениях человека; воспитывать способность к состраданию, умению порадоваться за кого-то; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
  3. Ознакомление с устным народным творчеством (сказки, потешки, заклички, пословицы, поговорки); ознакомление с творчеством кабардино-балкарских писателей и поэтов для детей. Оформление выставки портретов поэтов и писателей родного края.
  4. Инсценировки по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Маша и медведь» и др., моделирование сказок.
  5. Декоративное рисование с использованием нетрадиционных техник рисования "Новый год у ворот. Моя семья встречает Новый год" (охват семейных традиций встречи нового года)

ЯНВАРЬ

  1. Чтение художественной литературы. «Ссоры с бабушкой» Л. Воронкова. Задачи: : воспитывать уважение к труду взрослых, заботливому отношению к старым людям, желание делать для старших добро.
  2. Игра - эстафета: «Добрые слова». Задачи: воспитывать доброе отношение к окружающим; пополнить словарный запас «добрыми» словами; учить использовать «добрые» слова в речи.
  3. Русские народные игры «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки», «Гори - гори ясно».
  4. Творческая  мастерская. Рисование "Семейный обед"

ФЕВРАЛЬ

  1. Разучивание стихотворения «Все мы дружные ребята» М. Игнатьева Задачи: продолжать формировать представление о дружбе и о добром отношении к окружающим;  развивать память и чувство ритма в стихотворении.
  2. Этические беседы на основе просмотра сказки «Двенадцать месяцев»
  3. Речевые игры:
  4. «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными);

«Четвертый лишний?», «Образуй похожее слово», «Что перепутал художник?» (составление предложений по картинке-нелепице «Русский народный костюм».

МАРТ

  1. Индивидуальные беседы с детьми « Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?» Задачи: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение), продолжать воспитывать уважительное отношение к взрослым; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
  2. Лепка из соленого теста «Оладушки для любимой бабушки»
  3. Викторина «Мой родной город» Задачи: развивать мышление; воспитывать любовь к родному городу; воспитывать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

АПРЕЛЬ

  1. Рассматривание картин местных художников  Задачи: учить обращать внимание на все содержание изображения; познакомить с творчеством художников малой родины;  воспитывать любовь к природе, изображенной на пейзажах художников.
  2. Чтение художественной литературы. «Россия» Г. Цыферов Задачи: воспитывать честность и справедливость; формировать умение сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов); познакомить с художественным произведением русского писателя.
  3. Словесная игра «Составь рассказ» (составление рассказа «Моя семья » с опорой на серию картинок)
  4. Индивидуальная беседа «Мой город» Задачи: формировать представление о профессиях людей нашего города;  формировать представление о географическом положении города; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь; продолжать воспитывать любовь к малой родине.

МАЙ

  1. Чтение художественной литературы. «Кукушка» (ненецкая сказка) Задачи: воспитывать чуткость, заботливое отношение к матери; формировать представление о том, что жестокость людей справедливо наказывается; познакомить с художественным произведением русского писателя.
  2. Посещение историко-краеведческого музея . Беседа с детьми "Традиции и быт  родного края" . Задачи: обобщать знания детей по теме проекта.
  3. Совместная творческая деятельность педагога и детей с привлечением родителей для оформления выставки поделок и макетов «Культура и традиции русского народа. Малая Родина»

III этап – заключительный (обобщающий)

  1. Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
  2. Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
  3. Оформление выставки совместной взросло-детской деятельности «Традиции и быт русского народа. Малая Родина» (макеты, поделки, рисунки и пр.)
  4. Презентация на педсовете ДОУ

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль детской сказки в нравственном этическом и эстетическом развитии дошкольников»

Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта», «Нравственное воспитание ребенка – основа формирования будущей личности»

Рекомендации по лексической теме «Семья»,  «О честности и правдивости»

«Пример окружающих в воспитании детей».

Папка-передвижка «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка!»

Совместная работа с детьми:

Разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок.

Посещение «Историко-краеведческого музея»

Выставка: «Культура и традиции русского народа. Малая Родина»

Привлечение к обогащению РППС группы наглядным и дидактическим материалом по теме проекта.

Наглядно-дидактические пособия:

  1. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о  культуре русского народа. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г

Литература

  1. Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
  3. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
  4. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
  5. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  6. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с.
  7. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
  8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
  9. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. :ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
  10. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
  11. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».  М. Д. Маханева   2012
  12. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  13. 18.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Быт и традиции русского народа"

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненн...

Проект "Быт и традиции русского народа"

Формирование основ народной культуры, должно пронизывать все виды деятельности дошкольников....

Проект "Культура и традиции русского народа"

Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....

Проект "Культура и традиции русского народа"

       Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать...

Проект Культура и традиции русского народа

Цель проекта: Познакомить детей с традициями усскогонарода....