Звук и, буква И
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное учреждение
Детский сад «Золотой ключик»
Ясненский городской округ
Конспект образовательной деятельности
«Знакомство со звуком [и] и буквой И»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила и провела
воспитатель I квалификационной категории
Портнова Т.А.
Тема: «Знакомство со звуком [и] и буквой И.
Вид ОД: учебно-познавательная
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Цель: формировать у детей умение слушать и выполнять установку воспитателя.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со звуком [и] и буквой И;
- определять позицию звука в слове;
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
Развивающие:
- развивать фонематический слух детей, умение слышать в словах звук [и];
- стимулировать и развивать речевое творчество;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность,
- воспитывать желание научиться читать и говорить правильно.
Методы и приемы:
Наглядные: показ, использование ИКТ.
Словесные: проговаривание чистоговорок, использование художественного слова, объяснение, вопросы.
Практические: закрашивание буквы И.
Словарная работа: звук, буква, калитка.
Оборудование: ноутбук, различные материалы для графического изображения буквы И, листы с изображением букв.
Ход ОД:
1.Дети встают в круг на ковре и говорят:
Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Доброе утро!
Присаживайтесь на стулья.
2. Показать детям картинки с изображением игрушек. Как все это назвать одним словом? (игрушки). Какой первый звук в слове «Игрушки»? Правильно, звук [и]. А какой это звук – гласный или согласный? А как можно проверить?
Вывод: звук [и] – гласный, так как его можно петь.
Гласному легко живется -
Голосок свободно льется.
3. Артикуляция звука:
-Губки растянуты
-Язычок лежит на дне ротика
-Когда звук произносим открываем рот.
А сейчас давайте сделаем гимнастику для язычка, чтобы он лучше работал.
4. Артикуляционная гимнастика:
Ин-ин-ин – это магазин.
Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.
Ри- ри-ри – все игрушки убери.
Ик-ик-ик – Золотой наш ключик.
5. Я предлагаю вам поиграть: вставайте в круг, узнаем кто из вас внимательный.
Вышли в прятки поиграть
Будем И в словах искать.
Я буду произносить слова, а вы, если в слове есть звук [и], хлопните в ладоши, а, если звука нет, хлопать не надо. Будьте очень внимательны.
Слова: нитка, носки, стол, книга, барабан, мальчик, девочка, иголка, окно, ковер, картина, изюм, дверь, гвозди, ирис, игра, тетрадь, кровать, диван.
А теперь вы придумайте слова со звуком [и] и объясните, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова.
Дети называют слова, потом садятся на стулья.
6. Я хочу рассказать вам одну историю. Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого Ищ. Ик был маленький, а Ищ – огромный. У Ика был домик, а у Ища – домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике. (Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»)
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а …
У Ика не рука, а …
У Ика не нога, а …
А что же Ищ? Если он такой огромный, значит у него все очень большое.
У Ища не рот, а …
У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
У Ища не рука, а…
У Ища не нога, а…
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят сказать о маленьком предмете, то вспоминают брата Ика, а если о большом – вспоминают брата Ища.
В именах Ик и Ищ есть общий звук. Назовите мне его, пожалуйста.
Дети называют.
7. Сегодня мы познакомились с новым звуком [и]. А сейчас я хочу показать вам букву, которая обозначает этот звук – это буква И. А кто скажет: чем буква отличается от звука? Ответы детей. Посмотрите внимательно – на что похожа буква И? (дети говорят)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов
А кто знает что такое калитка?
8.Физминутка
Дети садятся за столы
9. А сейчас мы будем искать букву И и закрашивать ее. Но сначала поработаем пальчиками, чтобы они лучше работали.
- прописываем букву И пальчиком в воздухе
- на ладошке
- выкладываем из различных материалов
10. Молодцы! Все хорошо справились с заданием, а теперь среди этих букв найдите все буквы И и закрасьте их. Каким цветом будем закрашивать? (дети отвечают)
Берите все карандаш, проверьте, правильно ли вы его держите. Проверим осанку: спинка должна быть прямая, кончик карандаша смотрит в плечо (Дети выполняют задание)
А сейчас поменяйтесь своими работами с соседом и проверьте, правильно ли выполнил работу ваш товарищ.
11. Молодцы, ребята! Хорошо мы с вами поработали сегодня: справились со всеми заданиями. Какое задание было для вас самым легким? А самым трудным? А вот понравилось вам занятие или нет покажите выражением лица.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....