Звук и, буква И
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Портнова Татьяна Андреевна

конспект ОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temazvuk_i_bukva_i.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное учреждение

Детский сад «Золотой ключик»

Ясненский городской округ

Конспект образовательной деятельности

«Знакомство со звуком [и] и буквой И»

Образовательная область  «Познавательное развитие»

                                 Подготовила и провела  

                                 воспитатель I квалификационной категории

                                                                           Портнова Т.А.

                                                                                                                                 

   

Тема: «Знакомство со звуком [и] и буквой И.

Вид ОД: учебно-познавательная

Интеграция  образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Цель: формировать у детей умение слушать и выполнять установку воспитателя.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со звуком [и]  и буквой И;

- определять позицию звука в слове;

- учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

Развивающие:

- развивать фонематический слух детей, умение слышать в словах звук [и];

- стимулировать и развивать речевое творчество;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность,

- воспитывать желание научиться читать и говорить правильно.

Методы и приемы:

Наглядные: показ, использование ИКТ.

Словесные: проговаривание чистоговорок, использование художественного слова, объяснение, вопросы.

Практические: закрашивание буквы И.

Словарная работа: звук, буква, калитка.

Оборудование:  ноутбук, различные материалы для графического изображения буквы И, листы с изображением букв.

                                                     Ход  ОД:

1.Дети встают в круг на ковре и говорят:

  Встанем рядышком по кругу

  Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

  Нам здороваться не лень

  Всем «Привет!» и «Добрый день!».

  Если каждый улыбнется

  Утро доброе начнется!

  Доброе утро!

Присаживайтесь на стулья.

 2. Показать детям картинки с изображением игрушек. Как все это назвать одним словом? (игрушки). Какой первый звук в слове «Игрушки»? Правильно, звук [и]. А какой это звук – гласный или согласный? А как можно проверить?

Вывод: звук [и] – гласный, так как его можно петь.

  Гласному легко живется -

  Голосок свободно льется.

3. Артикуляция звука:

-Губки растянуты

-Язычок лежит на дне ротика

-Когда звук произносим открываем рот.

А сейчас давайте сделаем гимнастику для язычка, чтобы он лучше работал.

4. Артикуляционная гимнастика:

    Ин-ин-ин – это магазин.

    Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.

    Ри- ри-ри – все игрушки убери.

    Ик-ик-ик – Золотой наш ключик.

5. Я предлагаю вам поиграть: вставайте в круг, узнаем кто из вас внимательный.

    Вышли в прятки поиграть

    Будем И в словах искать.

Я буду произносить слова, а вы, если в слове есть звук [и], хлопните в ладоши, а, если звука нет, хлопать не надо. Будьте очень внимательны.

    Слова: нитка, носки, стол, книга, барабан, мальчик, девочка, иголка, окно, ковер, картина, изюм, дверь, гвозди, ирис, игра, тетрадь, кровать, диван.

   А теперь вы придумайте слова со звуком [и] и объясните, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова.

Дети называют слова, потом садятся на стулья.

6. Я хочу рассказать вам одну историю. Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого Ищ. Ик был маленький, а Ищ – огромный. У Ика был домик, а у Ища – домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике. (Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»)

     У Ика не рот, а …

     У Ика не нос, а …

     У Ика не глаз, а …

     У Ика не рука, а …

     У Ика не нога, а …

А что же Ищ? Если он такой огромный, значит у него все очень большое.

     У Ища не рот, а …

     У Ища не нос, а …

     У Ища не глаз, а …

     У Ища не рука, а…

     У Ища не нога, а…

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят сказать о маленьком предмете, то вспоминают брата Ика, а если о большом – вспоминают брата Ища.

В именах Ик и Ищ есть общий звук. Назовите мне его, пожалуйста.

Дети называют.

7. Сегодня мы познакомились с новым звуком [и]. А сейчас я хочу показать вам букву, которая обозначает этот звук – это буква И. А кто скажет: чем буква отличается от звука? Ответы детей. Посмотрите внимательно – на что похожа буква И? (дети говорят)

      На калитку посмотри:

      Чем она не буква И?

      Между двух прямых досок

      Одна легла наискосок.

                             В. Степанов

А кто знает что такое калитка?

8.Физминутка

Дети садятся за столы

9. А сейчас мы будем искать букву И и закрашивать ее. Но сначала поработаем пальчиками, чтобы они лучше работали.

- прописываем букву И пальчиком в воздухе

- на ладошке

- выкладываем из различных материалов

10. Молодцы! Все хорошо справились с заданием, а теперь среди этих букв найдите все буквы И и закрасьте их. Каким цветом будем закрашивать? (дети отвечают)

Берите все карандаш, проверьте, правильно ли вы его держите. Проверим осанку: спинка должна быть прямая, кончик карандаша смотрит в плечо (Дети выполняют задание)

А сейчас поменяйтесь своими работами с соседом и проверьте, правильно ли выполнил работу ваш товарищ.

11. Молодцы, ребята! Хорошо мы с вами поработали сегодня: справились со всеми заданиями. Какое задание было для вас самым легким? А самым трудным? А вот понравилось вам занятие или нет покажите выражением лица.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....