НОД "Животные Севера" для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: расширять представление о животных Севера.
Задачи:
Коррекционные:
- совершенствовать умение правильно произносить поставленные звуки в самостоятельной речи.
Образовательные:
- уточнять названия животных Севера, знание их внешних признаков, строение, характерные повадки;
- закреплять умение образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные;
- совершенствовать навык образования существительных во множественном числе;
- расширять словарь по теме;
- закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
- закреплять употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за.
- развивать связную речь и умение составлять описательные рассказы.
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, слуховую и зрительную память.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать товарища, закреплять навыки культурного поведения на занятии, умение работать в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_severa.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Животные Севера
Цель: расширять представление о животных Севера.
Задачи:
Коррекционные:
- совершенствовать умение правильно произносить поставленные звуки в самостоятельной речи.
Образовательные:
- уточнять названия животных Севера, знание их внешних признаков, строение, характерные повадки;
- закреплять умение образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные;
- совершенствовать навык образования существительных во множественном числе;
- расширять словарь по теме;
- закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
- закреплять употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за.
- развивать связную речь и умение составлять описательные рассказы.
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, слуховую и зрительную память.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать товарища, закреплять навыки культурного поведения на занятии, умение работать в парах.
Материалы: аудиозапись «Вьюга», следы животных, белые льдины, разрезные картинки с изображением животных севера, демонстрационные картинки, глобус, план рассказа, экран, проектор для демонстрации слайдов.
Ход занятия
- Орг. момент.
Дети входят в группу, звучит «вьюга». Педагог спрашивает, на что похожи эти звуки. Дети отвечают.
- Знаете, почему мы слышим эти звуки? (Ответы детей.) Правильно, потому что мы попали на Север. Это завывает вьюга. Какая погода сейчас? (Ответы детей). Что нужно, чтобы не замерзнуть в такую погоду? Правильно, тепло одеться.
Упражнение «Одеваемся» (Дети имитируют процесс одевания).
II. Посмотрите, здесь какие-то следы. Можем определить, кто здесь прошел? Дети отвечают. Давайте станем в сторонку и посмотрим, кто здесь обитает. Демонстрация слайдов.
Бивни носит он, как слон,
Да и весит пару тонн.
Но живёт он в царстве льда,
Где холодная вода.
Закалённый, хладостойкий,
С толстой жировой прослойкой.
И питается не фруктами –
Рыбой и морепродуктами. (морж)
У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Питаются рыбками, моллюсками, червями, рачками
Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это ... . (тюлень)
Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние — как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волос. У тюлених появляется один детеныш. Он белого цвета. Тюлени питаются водными организмами, рыбами
Он для всех хороший друг
в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это-...(северный олень)
В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи. К зиме у оленей набирается подкожный жир, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне у оленихи - один детеныш, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез.
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.(белый медведь)
Полярный медведь отличается от других своих сородичей более удлиненным телом — неуклюжим, но довольно вытянутым; короткими, толстыми, но сильными лапами. На лапах у него широкие ступни, гораздо длиннее, чем у своих сородичей — это удобнее при ходьбе по снегу, а также при плаванье. Кроме того, пальцы соединены толстой плавательной перепонкой, а заканчиваются толстыми и кривыми когтями. У белого медведя длинный, косматый и густой мех. Времена года не влияют на цвет шерсти: он всегда белоснежный или молочно-желтого цвета. Питается рыбой.
День и ночь по Тундре рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши белые — торчком.(полярный волк)
Полярные волки - ночные животные с прекрасно развитым слухом.
Окрас позволяет сливаться со снегом, что очень удобно для маскировки при охоте на крупных травоядных животных. Когда волки преследуют овцебыков, лосей, оленей то за один день могут пробегать более, чем 100 километров.
У полярных волков тёплая шуба, хорошее ночное зрение, навыки хороших охотников
Он в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке-
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называется …..( песец.)
Песца называют полярной лисицей благодаря его чисто белой шерсти, которая спасает их от больших хищников. У них узкие ноги и закругленные лапки. На подошвах лап у песцов растет длинный мех, и это помогает им не скользить на льду во время преследования добычи. Песцы имеют особую привычку прятать пищу под снегом — привычка, которая оказывается полезной в случаях нехватки пищи. Песцы живут в норах, которые обычно выкапывают в склоне холма или обрыва. Когда дует холодный ветер или выпадает густой снег, песцы прячутся в этих убежищах.
III.Физкультминутка
Дуют ветры ледяные
(Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли
(обнять себя руками)
Он не мал и не велик
(Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди)
IV.Упражнения для совершенствования грамматического строя речи.
- Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.
2.Образование сложных прилагательных.
Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У волка острые зубы. — ...
3. Образование притяжательных прилагательных. Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи. Шкура медведя. Чья шкура? — ... Хвост волка. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...
4. Закрепление правильного употребления предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за. Составление предложений.
IV. Кажется вьюга начинается. Пора возвращаться в детский сад. Дети закрывают глаза, звучит «Вьюга» , открывают и оказываются в группе.
Игра «Собери и расскажи» в паре. Разрезные картинки лежат на «льдинах».
(дети делятся по парам и собирают картинку на ковре, составляют рассказ о своём животном, договариваются кто, что будет рассказывать и рассказывают) .
V.Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи
В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями....