Пересказ сказки В.Бианки "Музыкант"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.docx22.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В. Бианки «Музыкант»

Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Учить передавать литературный текст последовательно, без пропусков и повторений; развивать связную речь, память; обогащать словарный запас; воспитывать внимательность, сосредоточенность.

Ход ООД

Ритуал приветствия

Мы – умные! Мы дружные!

Мы внимательные!

мы – старательные!

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

-Давайте потренируем наши язычки, повторяем чистоговорки:

Произносим чистоговорку (хором)

- Жи - жи - жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву – сказку вижу наяву.

Давайте поиграем и покажем, как мы собираемся в детский сад:
Мы просыпаемся (потягиваются, руки в стороны)
Мы пробуждаемся (отирание кулачками глаз)
Зубы мы чистим 
И умываемся (имитация чистки зубов) 
Мы одеваемся
Мы обуваемся
В сад наш любимый ( обнимают себя за плечи)
Мы отправляемся 
С мамой шагаем, (ходьба на месте)
С папой идем
В сад настроение,
Хорошее несем
С друзьями встречаемся
И улыбаемся «Здравствуйте!»
Давайте поздороваемся и подарим улыбки и хорошее настроение 

Мотивационно – ориентировочный этап

Дети, а я вас хочу пригласить на завалинку. Вы знаете, что такое «завалинка»? Вы хотите узнать, что такое завалинка?

Поисковый этап

-Как мы можем это сделать? (Предположения детей)

Практический этап

Завалинка это невысокая земляная насыпь вдоль наружних стен избы для утепления. Раньше в деревне люди часто собирались на завалинке. Там они делились друг с другом новостями, своими радостями и печалями, помогали друг другу советом, пели песни, шутили. Вот и я вам предлагаю присесть на завалинку, поговорить…

-Ребята, я хочу вам показать портрет одного писателя (показ портрета)

По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка»«Пёрышко» и другие. Его творчество сложилось из многих произведений. 

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.В. Бианки и будем его пересказывать .

А какой, вы узнаете отгадав загадку:

« Мой белый брат во льдах живет

И рыбу ест морскую,

А я люблю пчелиный мед

И ягоду лесную» (Медведь)

Правильно, рассказ называется «Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике.

- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

Чтение произведения

«Музыкант» (рассказ)

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал«Дзенн.» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять«Дзенн.»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять«Дзенн.» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось«Дзенн.» — как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела«Дзинн.»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

Динамическая пауза:

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Покружись со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбнись и садись. (Движения совершаются в соответствии с текстом.)

Беседа по – прочитанному:

-Кто является главным героем произведения?

Дети: старый медвежатник и медведь.

-А кто такой медвежатник? Медвежатник- это человек, который охотится на медведей.

-Итак, ребята, чем занимался старый медвежатник? Он пиликал на скрипке.

-Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»?  Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь).

-Где сидел старый медвежатник? (на завалинке).

-Кто проходил мимо старика? (знакомый колхозник)

-Объясните значение слова «колхозник». (Колхозник -это человек, который работает на земле, житель сельской местности)

-Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.).

-Чем занимался старик в лесу? (искал медведя).

-Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.)

-Что сделал старик после долгих поисков? (Он сел отдохнуть.)

-Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).

-С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной.)

-Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)

-Как вы понимаете слово – «опушка»? (Опушка-это край леса, свободное место в лесу.)

-Что увидел старик на опушке леса? (на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки.)

-Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук.)

-Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.)

Чтение сказки ещё раз, с установкой на пересказ.

-Ваш пересказ должен быть последовательным и выразительным. Не забываем, что в каждом произведении есть начало, середина и конец!

План пересказа.

1 часть. Медвежатник пиликал на скрипке.

2 часть. а) Старик ищет медведя. б) Медведь – музыкант.

 3 часть. Охотник пожалел медведя

Ребята, как вы думаете, что хотел нам сказать писатель в рассказе «Музыкант»? (Что нельзя убивать животных.)

А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? (Потому что они похожи на людей, животные даже могут создавать музыку.)

Дети, об этом надо помнить всегда, и когда вы вырастите, то не причиняйте животным вреда, а охраняйте их.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество- внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Рефлексивно- оценочный этап

Ребята, давайте подведём итог нашему занятию

Дети размещают смайликов на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я научился…
  7. я смог…
  8. я попробую…
  9. меня удивило…

Я благодарю вас за плодотворную работу. На память о нашей работе вот такая книга о животных.

Последующая работа: Предложить детям нарисовать рисунки по сказке  «Музыкант»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

НОД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Пересказ сказки «Сказка про льва»

Цель: совершенствовать навык пересказывать сказку по опорным картинкам последовательно, выразительно....

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»

Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андер­сена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»

ПЕРЕСКАЗ     СКАЗКИ    С    ОПОРОЙ     НА  МНЕМОТАБЛИЦУ «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»...