Пересказ сказки В.Бианки "Музыкант"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.docx | 22.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В. Бианки «Музыкант»
Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
Учить передавать литературный текст последовательно, без пропусков и повторений; развивать связную речь, память; обогащать словарный запас; воспитывать внимательность, сосредоточенность.
Ход ООД
Ритуал приветствия
Мы – умные! Мы дружные!
Мы внимательные!
мы – старательные!
Мы отлично учимся.
Всё у нас получится!
-Давайте потренируем наши язычки, повторяем чистоговорки:
Произносим чистоговорку (хором)
- Жи - жи - жи - сказку расскажи.
- Ша-ша-ша - сказка хороша.
- Ву-ву-ву – сказку вижу наяву.
Давайте поиграем и покажем, как мы собираемся в детский сад:
Мы просыпаемся (потягиваются, руки в стороны)
Мы пробуждаемся (отирание кулачками глаз)
Зубы мы чистим
И умываемся (имитация чистки зубов)
Мы одеваемся
Мы обуваемся
В сад наш любимый ( обнимают себя за плечи)
Мы отправляемся
С мамой шагаем, (ходьба на месте)
С папой идем
В сад настроение,
Хорошее несем
С друзьями встречаемся
И улыбаемся «Здравствуйте!»
Давайте поздороваемся и подарим улыбки и хорошее настроение
Мотивационно – ориентировочный этап
Дети, а я вас хочу пригласить на завалинку. Вы знаете, что такое «завалинка»? Вы хотите узнать, что такое завалинка?
Поисковый этап
-Как мы можем это сделать? (Предположения детей)
Практический этап
Завалинка это невысокая земляная насыпь вдоль наружних стен избы для утепления. Раньше в деревне люди часто собирались на завалинке. Там они делились друг с другом новостями, своими радостями и печалями, помогали друг другу советом, пели песни, шутили. Вот и я вам предлагаю присесть на завалинку, поговорить…
-Ребята, я хочу вам показать портрет одного писателя (показ портрета)
По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие. Его творчество сложилось из многих произведений.
Сегодня мы познакомимся с рассказом В.В. Бианки и будем его пересказывать .
А какой, вы узнаете отгадав загадку:
« Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную» (Медведь)
Правильно, рассказ называется «Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике.
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.
Медвежатник – охотник на медведей.
Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка – край леса.
Чтение произведения
«Музыкант» (рассказ)
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн.» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн.»
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн.» — да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн.» — как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн.»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
Динамическая пауза:
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Покружись со мной, братишка,
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбнись и садись. (Движения совершаются в соответствии с текстом.)
Беседа по – прочитанному:
-Кто является главным героем произведения?
Дети: старый медвежатник и медведь.
-А кто такой медвежатник? Медвежатник- это человек, который охотится на медведей.
-Итак, ребята, чем занимался старый медвежатник? Он пиликал на скрипке.
-Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»? Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь).
-Где сидел старый медвежатник? (на завалинке).
-Кто проходил мимо старика? (знакомый колхозник)
-Объясните значение слова «колхозник». (Колхозник -это человек, который работает на земле, житель сельской местности)
-Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.).
-Чем занимался старик в лесу? (искал медведя).
-Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.)
-Что сделал старик после долгих поисков? (Он сел отдохнуть.)
-Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).
-С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной.)
-Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)
-Как вы понимаете слово – «опушка»? (Опушка-это край леса, свободное место в лесу.)
-Что увидел старик на опушке леса? (на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки.)
-Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук.)
-Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.)
Чтение сказки ещё раз, с установкой на пересказ.
-Ваш пересказ должен быть последовательным и выразительным. Не забываем, что в каждом произведении есть начало, середина и конец!
План пересказа.
1 часть. Медвежатник пиликал на скрипке.
2 часть. а) Старик ищет медведя. б) Медведь – музыкант.
3 часть. Охотник пожалел медведя
Ребята, как вы думаете, что хотел нам сказать писатель в рассказе «Музыкант»? (Что нельзя убивать животных.)
А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? (Потому что они похожи на людей, животные даже могут создавать музыку.)
Дети, об этом надо помнить всегда, и когда вы вырастите, то не причиняйте животным вреда, а охраняйте их.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Рефлексивно- оценочный этап
Ребята, давайте подведём итог нашему занятию
Дети размещают смайликов на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
Я благодарю вас за плодотворную работу. На память о нашей работе вот такая книга о животных.
Последующая работа: Предложить детям нарисовать рисунки по сказке «Музыкант»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.
Материал предназначен для воспитателей средней группы....
НОД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Пересказ сказки «Сказка про льва»
Цель: совершенствовать навык пересказывать сказку по опорным картинкам последовательно, выразительно....
Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»
Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»...
Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»
Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»...
План образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Поможем Красной Шапочке научиться пересказывать сказку» (пересказ сказки «Ароматный хлеб» Ирис Ревю)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21518894","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...