Технология "Речевые таблицы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Хочу поделиться с вами, своим опытом, на мой взгляд в одной из важнейших областей развития ребёнка и одной из самых сложных – это развитие речи.
Потому как с древних времен речь это единственный доступный человечеству способ коммуникации и важнейшая психическая функция присущая только человеку.
Поделиться опытом работы в области развития речи дошкольников. Детей старшего дошкольного возраста – моих воспитанников.
Представляю вашему вниманию технологию, над которой разработаю в течении трех лет, многое удалось опробовать в процессе моей педагогической деятельности - технлогия «Речевые таблицы». На протяжении многих лет, готовясь к занятиям по развитию речи все мы так, или иначе используем дидактические материалы: картинки, иллюстрации, фотографии, которых на сегодняшний день представлено на рынке великое множество.
Поэтому в процессе работы мне пришла идея объединить эти картинки в одну визуальную таблицу по конкретной лексической теме, для более интенсивного ее освоения. В чем уникальность моего ноу хау, вы спросите меня? Уникальность заключаеется в построении визуального ряда таблицы, которая включает шесть колонок соответсвующх вопросам плана обучения рассказыванию:
А так же в том, что, таблица, которя включает в себя шесть колонок объединенных одной темой, может служить как единым целым , так и отдельные колонки с сопутствующим визуальным рядом могут выступать ввиде отдльной лексической темы -это хорошо видно на примере таблицы "Богатыри земли русской"
Где возможно использовать?
художественное и эстетическое развитие;
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
физическое развитие.
Работу по речевым таблицам можно начинать вводить в занятия с 4-5 лет . Но рациональнее в старшем дошкольном возрасте, когда у детей накоплен основной словарный запас:
Хочется отметить, что немаловажную роль в освоении лексической темы и умению пользоваться таблицами играет непосредственное участие детей в образовательном процессе виде игры.
Это может быть воссоздание таблицы по образцу. В этот момент дети четко и внимательно отслеживают последовательность визуальных образов, что ведет к интенсивному запоминанию.
Можно предложить ребятам создать свою таблицу через определенный набор карточек по заданной лексической теме.
Либо создать ее самому через составление и вырезывание картинок из журналов по типу коллажа.
Речевые таблицы являются эффективными помощниками в образовательном процессе старших дошкольников..
Использование речевых таблиц делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным.
Применение данной технологии позволяет запоминать информацию быстрее в несколько раз (при условии постоянного применения).
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием данной технологии дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость.
Проявляют интерес к работе с таблицами, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, пробуют создавать свои таблицы ,повышается познавательная активность детей.
Всего мною на текущий момент создано 55 таблиц .
И в заключении хочется сказать – основной и саамы продуктивный метод развития ребенка это игра.
Через игру – ребенок познает мир! Речевая таблица работает как дидактическая игра. Подбери картинку, что лишнее, угадай слово, собери картинки по порядку и т.д. Таблица предполагает множество вариаций все зависит от вашей фантазии и опыта работы.
Превратив свои занятия в увлекательную игру можно с легкостью добиться хороших результатов.)))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_tablitsy_szhatie.pdf | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблицы
Таблицы для постановки правильного диагноза.диагноза. Созданы не мною, но давно пользуюсь в работе....
Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии
Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии Форма дизартрииВедущий синдромФорма ДЦПХарактер нарушения мышечного тонусаНаличие непроизвольных насильственных движений и синкинез...
Учим правила движения, как таблицу умножения!
Семья Слабецкого Глеба делится своим опытом по безопасности дорожного движения....
Логопедическая таблица: "Структура речевого дефекта и направления работы".
В приложенном файле представлена сводная таблица основных нарушений речи у детей дошкольников и направлений работы с ними. Таблица может быть хорошим подспорьем в работе начинающих логопедов....
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДЕТЕЙ,
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ПЛАНАМ за 2011-2012 учебный год Список детей Развитие мелкой мо- торики Развитие слухового восп...
Диагностические таблицы по образовательной области "Художественный труд.лепка"
Диагностические таблицы по ОО " Художественный труд.Лепка"для первой и второй младшей группы...
Карты-таблицы по мед.пед.контролю в доу
Карты-таблицы по Галицыной для проведения медико-педагогического контроля в ДОУ...