Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии
методическая разработка по логопедии по теме
Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии
Форма дизартрии | Ведущий синдром | Форма ДЦП | Характер нарушения мышечного тонуса | Наличие непроизвольных насильственных движений и синкинезий. | Нарушения артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, мимики. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablica.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии
Форма дизартрии | Ведущий синдром | Форма ДЦП | Характер нарушения мышечного тонуса | Наличие непроизвольных насильственных движений и синкинезий. | Нарушения артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, мимики. |
Спастико- паретичес кая дизартрия | Спасти ческий парез | Спастичес кая диплегия, гемипарез | Спастичность, реже – гипотония | Синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма. | Снижение объёма и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз (кинетическая апраксия); переключение от одной артикуляции к другой (кинетическая апраксия). Гипомимия лица. |
Спастико- ригидная дизартрия | Спастический па- рез и то- нические наруше- ния управле- ния рече- вой дея- тельнос- тью типа ригидно- сти | Двойная гемиплегия | Спастичность мышц и ригидноть (максимальное резкое повышение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре усиливающиеся под влиянием внешних раздражителей) | Частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения) | Объём артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение – с удлинением латентным периодом (до нескольких минут). При включении в движение – резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжён, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удаётся вывести из полости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (смешенная губно-язычная артикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное). |
Гиперкинетическая дизартрия | Гиперки- нез | Гиперкинетическая форма ДЦП | Дистония, реже гипотония (большая) зависимость тонуса от внешних влияний, эмоционального состояния, произволь- ных движений. | Гиперкинезы языка, лица, шеи; синкинезии. | Объём артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и опущения артикуляционной позы (кинестетическая апраксия) и при переключении от одной артикуляции к другой, т.е. страдает автоматизация артикуляционных движений (кинетическая апраксия). |
Атактическая дизартрия | Атаксия | Атоничес ки- астати- ческая форма ДЦП | гипотония | Тремор языка (при целенаправленных движениях) | Дисметрия (несоразмерность) арткуляционных движений; чаще – гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов (кинестетическая апраксия). Мимика вялая. |
Таблица 2
Состояние акта приёма пищи (жевание, глотание) | Разборчивость речи. Нарушения звукопроизношения | Нарушения дыхания | Нарушения голоса | Нарушения просодики | Вегетативные расстройства |
Акт приёма пищи замедлен, но координирован Процессы жевания и глотания нарушены (затруднены) | Разборчивость речи снижена (в различной степени). В тяжёлых случаях может отмечаться нарушение (смазанность) звукопроизношения всех групп. Усреднённость гласных. Страдает произношение переднеязычных звуков (свистящие, шипящие, соноры). Часто стёрта разница между глухими - звонкими, твёрдыми - мягкими звуками (чаще – палатализация). Нарушены смычные губные звуки. | Нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий). | Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, истощаемый). Может быть назализация (носовой оттенок голоса). | Снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации Голос маломодулирован- ный, монотонный. Темп замедленный. | Гиперсали- вация |
Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием глотанием. | Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих. | Тяжёлые нарушения дыхания | Голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый | Модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстрённый. | Гиперсалива- ция |
Процессы жевания, глотания затруднены, дискоордини- рованны | Разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порою малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны). Много искажений звуков (щелевые и соноры). | Тяжёлые нарушения дыхания | Голос напряжённый, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация голоса. | Мелодикоинтона- ционная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие модуляций (голос монотонный, немодулирован- ный) | Слюнотече- ния при «чистом» гиперкинети- ческом синдроме обычно нет |
Жевание ослаблено | Разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки. | Асинергия – асинхрон- ность дыхания, голосообра- зования и артикуляции | Голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком. | Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм речи скандированный. Темп замедленный. | Может быть гиперсалива- ция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции
Выпускная аттестационная работа Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...
Стертая форма дизартрии.Диагностика и основные направления коррекции
Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей....
Формы дизартрии (таблица).
Формы дизартрии (ведущий синдром, форма ДЦП, характеристика нарушения мышечного тонуса, наличие гиперкинезов и синкинезий, особенности артикуляционной моторики и.т.д.)...
Дизартрия, как актуальная речевая проблема в настоящий период времени.Этапы,виды, и формы обследования и работы при различных формах дизартрии.
Проблемой логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы: М.Б. Эйдннова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и другие.- эго нарушение звукопроизношения и просодики, ...