литературная викторина
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx210.82 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

Тема: «Произведения А.С.Пушкина»

                                     Составила воспитатель: Литвинова Галина Александровна

                             ГБДОУ детский сад №92 Санкт-Петербурга

Пушкин А. С. - Автопортрет | Рисунки, Новое искусство, Искусство

Предварительная работа:

Чтение стихов и сказок А.С.Пушкина; рассматривание иллюстраций к этим произведениям, посещение библиотеки, акция «Подари книгу детскому саду» Заучивание стихотворений наизусть

Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
2. Расширить кругозор воспитанников.
3. Развивать внимание, память, речь и мышление.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.

Материалы: портрет А.С. Пушкина и выставка его книг, музыкальная шкатулка, иллюстрации к сказкам и стихам А.С.Пушкина, бочка, сеть,  зеркальце, орешки, картинки с сезонами и явлениями природы, закладки с автопортретом поэта для каждого ребенка.

Дети под музыку входят в группу.

-Сегодня мы с вами отправимся в гости к одному удивительному человеку. Кто догадается, о каком человеке я говорю?

Правильно, сегодняшнюю встречу мы посвящаем памяти великого русского поэта А.С.Пушкина.

 -Сейчас с помощью нашего компьютера мы отправимся в далекую Москву, где когда-то родился А.С.Пушкина. (фото Москвы)

-Мы с вами живем в городе, в котором жил и творил гениальный поэт. Мечта маленького мальчика исполнилась, город сильно полюбил Пушкина, о нем напоминают многие места в Санкт-Петербурге. Сейчас мы отправимся на экскурсию, в которой экскурсоводами будете вы сами.

-Вы видите фотографии с видами Санкт-Петербурга и его пригорода, кто из вас может выбрать из них те, которые связаны с именем поэта?( Площадь искусств, Летний сад, набережная Мойки, г. Пушкин, Пушкинские горы).

-Кто из вас помнит, что в нашем городе названо именем А.С.Пушкина? (театр, улица, станция метро, библиотека)

-А сейчас мы послушаем стихи, которые Пушкин написал в разные периоды своего творчества. Но после того как вы его прочтете, вам нужно будет выбрать картинку, которая по характеру подходит к стихотворению.

Дети читают стихи поэта, выученные ранее, и выбирают разложенные на столе картинки (сезоны и явления природы)

-А теперь послушайте отрывок этого стихотворения:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет! (показать бочку)

-Из какой сказки эта бочка? ( сказка о царе Салтане)

-В этой бочке картинки из сказок.(сеть, зеркало, колпак, орешки)

 Но вот беда, пока бочка плыла до нас, все сказки в ней перепутались. Давайте их соберем по одной!

-Что это такое?( сеть)

-Как называет Пушкин сеть в сказке?(невод)

-Давайте вспомним отрывок из этой сказки! (ребенок читает подготовленный отрывок)

-Чем отличается золотая рыбка от аквариумной?(говорит, исполняет желания)

-Сколько раз посылала старуха старика к рыбке?(5)

-Как передает море настроение рыбки?(слегка разыгралось; помутнело синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря)

-Почему море становилось чернее и чернее?( рыбка сердилась все больше и больше)

-Как можно охарактеризовать героев сказки, используя вопрос какой?

Старик :добрый, безотказный, скромный, жалкий, беззащитный.

Старуха: злая, жадная, коварная, сердитая, жестокая, бессердечная.

Рыбка: добрая, великодушная, отзывчивая, понимающая.

-Почему в последний раз ничего не сказала рыбка?

-Рыбка не просто не выполнила просьбу старика, но и взяла все данное ею раньше!

-Есть такая народная мудрость : «Алчешь чужого, потеряешь всё!»

-А из какой сказки это зеркальце?( сказка о мёртвой царевне)

-Откуда оно появилось?( ей в приданое дано было зеркальце одно..)

-Ребята,  давайте поиграем! Вы можете спросить у зеркальца сами то, что хотите! Выбирается ведущий – зеркальце, он озвучивает его, а все по очереди задают ему вопросы!

-Вспомните, кого выбрала в мужья молодая царевна?( королевича Елисея)

-К кому обращается королевич Елисей с вопросом где его царевна?(к солнцу; месяцу; ветру)

Кто-то из детей читает отрывок (обращается за помощью к солнцу со словами: «Свет наш солнышко!». Ночью он просит помощи у ясного месяца: «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!». Не находя ответа, он взывает мольбы к ветру: ««Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного»)

-Что оживило царевну?( поцелуй, гроб разбился)

-Сравните молодую царевну и царицу( они обе красивые, но одна жестокая и злая, а другая добрая и ласковая)

« Не всё то золото, что блестит»

-Из какой сказки эти орешки?(сказка о Царе Салтане, о сыне его славном  Гвидоне и о прекрасной царевне лебеде)

-А сейчас мы с вами отправимся в театр(сценка («три сестрицы под окном» три девочки читают текст из сказки)

-Почему царь выбрал третью сестрицу?

-В кого попадает князь Гвидон, когда стреляет из лука?

-В кого превращается князь Гвидон, чтобы полететь за кораблем?( комар, муха, шмель)

- О каких чудесах узнает царь Салтан от корабельщиков?(город на острове, 33 богарыря, белка, царевна-лебедь)

Ребенок рассказывает отрывок про белку.

…Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут...

-Какая белка?(затейница, весёлая, певунья, грызунья)

«Не хлебом единым жив человек»

-Давайте поиграем.

-Игра называется «Будьте внимательны!»

Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – тишина. Приготовились…

Доктор Айболит, 33 богатыря, колобок, царевич Елисей, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Балда, Красная шапочка, Золотой петушок, Буратино, Дюймовочка, дядька Черномор, Илья Муромец.

-Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень хорошо знаете сказки Пушкина, сказочных героев. Вы очень хорошо отвечали на вопросы и получаете на память о викторине вот такую закладку с изображением автопортрета А.С.Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная викторина по рассказам Н.Носова

Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...

Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"

Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...