Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ямолкина Зоя Николаевна

Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_v_mire_skazok.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Теремок»

ВИКТОРИНА

«В мире сказок»

Конспект литературной викторины с детьми и родителями

Ямолкина Зоя Николаевна,

воспитатель старшей  группы

воспитатель 1 квалификационной

категории

стаж: 23 года

МДОУ д/с №4 «Теремок»

г. Козьмодемьянск

Козьмодемьянск,

2019 г

Цель: привлечение родителей к активному участию в жизни группы
Задачи:

1. Образовательные: 

  • закрепить  знания детей и родителей о названиях, авторах и героях детских сказок;
  • уметь узнавать сказку по заданию; проявлять интерес к драматизации сказок.

2. Развивающие:

  • развивать  познавательную активность детей в процессе расширения знаний о сказках, умения отвечать на вопросы, слуховое внимание, логическое мышление, ассоциативную память;
  • активизировать словарь  детей.

3.Воспитательные:

  • сплотить  родителей и педагогов, родителей и детей.

Материал и оборудование:

д\и «Разрезные картины»; телеграммы от сказочных героев; чёрный ящик с предметами из разных сказок: игла, яйцо, мочалка, азбука; чудесный мешочек с разными сказочными предметами: лягушка, туфли, мочалка, шапка, рукавичка, ключ; шапочки для разыгрывания сказок; портреты детских писателей; музыкальный центр; атрибуты для показа сказки «Красная шапочка на новый лад»; мольберт.

Предварительная работа: чтение сказок, рисование по сказкам, рассматривание иллюстраций к сказкам, слушание сказок на аудиокассетах, слушание песен, музыки из сказок, подбор материала, изучение литературы по сказкам.

Ход мероприятия:

Воспиталеь: Уважаемые родители! Мы рады вас видеть в нашем зале. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее, чем сказки.

А вы любите сказки?

Родители и дети: Да!

Воспитатель: «Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»  - эти слова мы слышим с детства. Сказки любят взрослые и дети. Они переносят  нас  в удивительный мир вымышленных героев и чудесных превращений, учат нас прощению и состраданию, ловкости и вере в себя. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает  ребёнка. Именно сказки дают нашим детям начальное понятие о добре и зле, мудрости и коварстве.

Сегодня разговор о сказках мы проведём в форме игровой викторины «В мире сказок». Мы  предлагаем  вам вернуться в детство и встретиться со сказкой и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки.

Вы должны разделиться на 2 команды. Я предлагаю всем детям выбрать по элементу из разрезных  картин. А теперь из этих частей вы должны собрать картину из сказки.

(Дети выбирают себе элемент и составляют картину)

Воспитатель: Таким образом мы определили: в сегодняшней виктрине  принимают участие две команды: «Колобок» и «Цветик-семицветик».

(Команды рассаживаются на стульчики друг напротив друга)

Воспитатель: Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.

(Раздаём уже готовые приветствия)

Воспитатель: А теперь вы представите свои команды и поприветствуете друг друга.

(Представление команд)

Команда «Колобок»:

Мы команда «Колобок»,

Наш девиз:

На свете нет еще пока

Команды лучше «Колобка».

Соперники, поверьте нам,

Вам «Колобок» не по зубам.

Команда «Цветик – семицветик»:

Мы команда «Цветик - семицветик»

Наш девиз:

Мы команда – Цветик

«Цветик-семицветик».

Вместе за руку идём,

Друг друга мы не подведем!

Воспитатель: Сейчас мы проведём «Разминку для мозгов». Эта разминка для родителей.

«Восстановите» подлинные названия сказок и книг, изменив в них всего лишь одну букву. Например: «Шурочка Ряба», русская народная сказка. («Курочка Ряба».)

(Задания для команд.)

1. «Кособок», русская народная сказка. («Колобок».)

2.«Кепка», русская народная сказка. («Репка».)

1.«Красная Тапочка», Ш. Перро. («Красная Шапочка».)

2.«Крот в сапогах», Ш. Перро. («Кот в сапогах».)

1.«Кусалочка», Х. К. Андерсен. («Русалочка».)

2.«Серая лейка», Д. Н. Мамин-Сибиряк. («Серая шейка».)

1.«Нежная королева», Х. К. Андерсен. («Снежная королева».)

2.«Федорино море», К. Чуковский. («Федорино горе».)

Ведущий. А теперь предлагаем разминку для детей. Я буду говорить начало слова. А вы должны закончить.

(Начало говорит ведущий, заканчивают дети)

Мышка-норушка     

Лягушка-квакушка

Зайчик-побегайчик

Лисичка -сестричка

Курочка – ряба

Царевна-лягушка

Шапка-невидимка

Ковер-самолет

Палочка - выручалочка

Царевна- лягушка

Иванушка -  дурачок

Муха - цокотуха

Змей - Горыныч

Гуси - лебеди

Сестрица - Алёнушка

Братец - Иванушка

Кощей - Бессмертный

Шапка - невидимка

Воспитатель: Следующий конкурс: «Конкурс телеграмм и объявлений».

К нам в окошко залетел

Маленький листочек,

А на нем я разглядела

Чей — то странный почерк.

Обращусь я  к вам —

Это конкурс телеграмм.

Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.

(телеграммы раздаём членам команды)

Задание для первой команды  (для родителей и детей)

1. Спасите! Моих детей съел серый волк. ( Коза «Волк и семеро козлят»)

2. Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля «Мойдодыр»)

3. Дорогие гости, помогите!

Паука — злодея зарубите! (Муха — цокотуха)

4. Несу золотые яйца. Дорого! ( Курочка Ряба)

5. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино «Приключения Буратино»)

6.Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси — лебеди»)

7.Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя.. Скорор буду дома. (Маша «Маша и медведь»)

Задание для второй команды (для родителей и детей)

1.Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби

( Волк «Лисичка сестричка и серый волк».)

2. Пришлите, пожалуйста, капли.

Мы лягушками нынче объелись

И у нас животы разболелись (Цапли «Телефон»)

3. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).

4.Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка «Курочка Ряба»)

5. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину  (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»).

6. Отмою все! («Мойдодыр»)

7.Помогите, мой брат превратился в козлёнка»(«Сестрица Алёнушка»)

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Следующий конкурс: «Дальше, дальше, дальше…»

Я буду задавать вопросы командам. Задача игроков — дать как можно правильных ответов. Если вы не знаете ответа, говорите «Дальше».

(задаем вопросы командам по очереди)

Вопросы для первой команды (родителям):

1. Где спрятался седьмой козленок (в печке)

2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)

3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик)

4. Какая птица доставила Айболита в Африку (орел)

5. Какого цвета волосы Мальвины (голубого)

6. В какой сказке встречаются зима с летом (12 месяцев)

7. Название города, в котором жил незнайка (Цветочный)

8. Кем был Дуремар (аптекарем)

9. Кто написал сказку «Колобок» (русский народ)

10. Умелец, подковавший блоху (Левша)

11. Герой сказки, который живет на крыше (Карлсон)

12. Кто был кучером у Золушки ( крыса)

13. Из чего сделал домик поросенок Нуф — Нуф (прутья)

14. Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом (кот)

15. К кому обращалась старуха: «На блин, не тявкай» (собаке)

16. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)

17. Что повредила серая шейка (крыло)

18. Эта героиня сказки спасла принца. Отдав морской ведьме свой голос (Русалочка)

19. Птичка — бандит (соловей — разбойник)

20. Как называется вода, которой в сказках оживляют людей (живая)

21. Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров (уши)

22. Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким ростом (с пальчик)

23. Маленький друг Нафани (Кузя)

Вопросы для второй команды (родителям):

1. Кто тянул репку перед жучкой (внучка)

2. Какие цветы выращивали Кай и Герда (розы)

3. Сказка с фруктовыми и овощными жителями (Чипполино)

4. Какую рыбу поймал Емеля (щуку)

5. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки (петух)

6. Птица, которую спасла Дюймовочка (ласточка)

7. Чем угощала лиса журавля (манной кашей)

8. Имя доктора Цветочного городка (Пилюлькин)

9. Какое лекарство предпочитал Карлсон (варенье)

10. Кто одолел тараканище? (воробей)

11. Как звали отца Буратино (Карло)

12. Титул лимона в сказке «Чипполино» (принц)

13. Отчество сказочного героя (Горыныч)

14. Близкий  друг Винни - Пуха (Пятачок)

15. Что служило замком в домике бабушки из сказки «Красная шапочка» (веревочка)

16. На чем путешествовал оловянный солдатик ( на бумажной лодке)

17. Из чего папа Карло сшил шапочку для Буратино (носок)

18. Куда упала стрела второго сына в сказке «Царевна — лягушка»

(на купеческий двор)

19. Девочка, потерявшая туфельку на балу (Золушка)

20. Персонаж русской народной сказки, которого обидели, не дав ручек и ножек ( колобок)

21. Кровать для Дюймовочки ( скорлупа грецкого ореха)

22. Этот предмет кухонной утвари купила Муха — цокотуха (самовар)

23. Что хотел попросить Дровосек у волшебника Изумрудного города (сердце)

Вопросы для первой команды (детям)

1. Как звали внучку, которая боялась солнца? (Снегурочка)

2. Сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь)

3. Как звали трёх поросят? (Ниф–ниф, Наф–наф, Нуф-нуф.)

4. Летательный аппарат бабы Яги? (Ступа)

5. Что понесла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла)

6. Кто помог вытащить репку? (Мышка)

7. Какая жительница болота стала женой царевича? (Лягушка)

8. Как звали девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

Вопросы для второй команды «Цветик - семицветик» (детям):

1. Как звали девочку, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

2. Сколько козлят было в сказке о сером волке? (Семь)

3. Как звали мальчика с длинным носом? (Буратино)

4. Цветок, который исполняет все желания? (Цветик-семицветик)

5. Как звали огромного динозавра с тремя головами? (Змей-Горыныч)

6. Какую вещь потеряла Золушка на балу? (Туфельку)

7. Кто развалил теремок? (Медведь)

8. Какое животное не любило ходить босиком, а предпочитало носить сапоги? (Кот)

9. Как зовут человечка с пропеллером, который живет на крыше? (Карлсон)

Воспитатель: Следующий конкурс называется «Ты – мне, я – тебе».

Это задание - пантомима по картинкам. Я раздам вам по две картинки, где изображены сказочные персонажи. Вы должны избразить их так, чтобы  другая команда догадалась, кого вы показываете.

(раздаём картинки для пантомимы: Буратино, лиса, баба-яга, медведь)

 Воспитатель: Следующий конкурс «Писатели и поэты». 

Сказки бывают народные и авторские. Сейчас Вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии

(показываем  портреты: С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Г. Х. Андерсен, А. Барто, команды по очереди дают ответы)

Воспитатель: Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Предлагаю вам динамическую паузу.

(Все выходят в круг и участники команд и болельщики)

Физминутка «Герои волшебных сказок»

Воспитатель: Играем дальше. Название следующего конкурса

«Темная лошадка». Это конкурс для родителей. Ответы на мои вопросы находятся в «черном ящике». Команда, ответившая правильно, получает балл.

(задаем вопросы, если родители  ответили правильно , достаём предмет из чёрного ящика)

Воспитатель:

1. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить сказочного героя (игла)

2. Здесь находится предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького серенького зверька. Они успокоились лишь тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества и цвета (яйцо)

3. Здесь находится вещь, которую один сказочный герой «словно галку проглотил» (мочалку)

4. Предмет, который был обменян на четыре сольдо. Чтобы попасть на представление кукольного театра (азбука)

Воспитатель: Следующий конкурс будет для детей. Он называется « Опознай-ка»   В сундуке спрятаны атрибуты героев сказок. Участники команды должны подойти по очереди, нащупать  предмет, не вытаскивая его назвать, что они взяли и какому герою он принадлежит.

Красная шапочка

Рукавичка

Посуда

Яйцо

Туфелька

Пирожок

Лягушка

Мочалка

Чемоданчик для больнички

Ключик

Воспитатель: Объявляется конкурс «Из какой сказки выпал листочек».
Я  читаю часть текста из сказки, а вы  по мере чтения должны догадаться о какой сказке идет речь. Кто быстрее сообразит, о какой сказке речь, сигнализирует и получает право отвечать первым. Если ответ не верен, то право отгадывать переходит другой команде.
1. Главный герой в сказке «Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это моя. Никому ее не отдам» (русская народная сказка « Жихарка»)

2.  Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано (русская народная сказка «Хаврошечка»)

3. Барин говорит:
— Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки — всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал (русская народная сказка « Как мужик гусей делил»)

4. Усмехнулся Ёжик и говорит:
- Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.
Заяц даже опешил:
- А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
- Ничего, - ответил Ёжик, - палку всегда найти можно, а вот выручалку, - он постучал себя по лбу, - а выручалка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц:
- Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
( В. Сутеев « Палочка - выручалочка»)

5. - Пора нам подумать о зиме, - сказал он как-то своим братьям.
- Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.
Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее впоследние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскатьтяжелые камни.
- Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем! (Сергей Владимирович Михалков «Три поросенка»)

Воспитатель: А теперь проведём конкурс капитанов (родители)

Капитан должен отгадать предмет, которому дано три объяснения. С первого раза — 3 балла, со второго раза — 2 балла, с третьего раза — 1 балл.

Вопросы для первой команды:

1. Пригодятся в самый раз представителям мужского пола, особенно тем, у кого имя начинается на «С».

2.Согласно русской народной пословице, в зависимости от размера могут согревать ноги.

3 Могут быть скороходами (сапоги)

Вопросы для второй команды:

1. Оказалось не под силу взрослым, умудренным жизненным опытом людям.

2. Играет немаловажную роль в судьбе Кощея Бессмертного.

3. Является одним из символов православного праздника (яйцо).

Воспитатель: Сейчас команды должны подготовить показ сказки. Конкурс так и называется «Покажи эпизод  из сказки».  Одна команда покажет отрывок из сказки «Колобок», а другая – «Теремок». Пока команды готовятся, жюри подсчитывает результат.

После показа сказки подводятся итоги конкурса. Команды получают дипломы

Воспитатель: 

Тихонько скрипит половица

И кошке опять не спится

Присев на кровати подушки,

Уже навострили ушки

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица

И вот уж закончились сказки.

Воспитатель: На этом наша викторина заканчивается, мы благодарим Вас за участие.

Литература:

1. Сабинина З. Я. «Игровая викторина для родителей «По дорогам сказок»//https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/09/15/viktorina-dlya-roditeley-po-dorogam-skazok

2.  Михайлова О. Е. Сценарий досуга с родителями по сказкам «Сказка в детство возвращает, взрослых в деток превращает!» // https://ped-kopilka.ru/blogs/olesja-evgenevna-mihailova/dosug-s-roditeljami-detei-5-7-let-po-skazkam.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ПДД С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Безопасность» и «Коммуникация». Тема: «ТРИ СИГНАЛА СВЕТОФОРА».

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ПДД С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Безопасность» и «Коммуникация».Тема: «ТРИ ...

План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»

Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....

Конспект мероприятия с детьми и родителями по ПДД в форме викторины ««Правила движения – достойны уважения!» в старшей группе.

Конспект   мероприятия с  детьми  и родителямипо ПДД  в  форме  викторины ««Правила движения – достойны уважения!»            ...

Литературная игра - викторина с детьми и родителями 2 младшей группы №1 "По страницам прочитанных книг"

Закрепление и систематизация знаний детей о творчестве детских писателей: К.Чуковского, А.Барто, В.Г.Сутеева, С. Маршака, формирование самостоятельности и инициативности по средствам игры – викторины....

Конспект занятия-викторины по ПДД с детьми и родителями в подготовительной группе «Зеленый огонек»

Цель: Формировать у детей и родителей основы безопасного поведения на улице....

Литературная викторина для детей и родителей. Конспект мероприятия детьми с родителей на тему: «Папа, мама, я – читающая семья» (подготовительная группа)

Актуальность темы: привлечение родителей в воспитательный процесс дошкольного учреждения.Цели:Создание эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.Повышение педагогичес...

«Путешествие в страну сказок». Литературная викторина для детей подготовительной группы.

Данная интеллектуальная игра - викторина предназначена для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Путешествие в страну сказок». Данный материал будет полезен воспитателям подгот...