Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»
материал по развитию речи (старшая группа)
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
воспитателя
Лариной Ольги Геннадьевны
Тема:
«Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»
п. Тургеневский
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
- Сформировать интерес к художественной литературе.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать культуру чтения, помочь почувствовать красоту и выразительность языка прозы и поэзии;
- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, рассказывании, в драматизациях.
- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
- Развивать творческие способности у детей.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.
Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
В условиях реализации ФГОС ДО в речевом развитии дошкольников особую роль имеет художественная литература.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями;
• работа с социумом (сельская детская библиотека, городской музей и др.)
Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу:
- разработала конспекты ОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;
- подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление.
- приобрела наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", «Портреты детских писателей», «Портреты детских художников», с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги.
В своей практике разработала проект « Книжкина неделя», совместно с родителями и детьми изготовили книжки – малышки, разработала консультации «Учите детей любить книгу», «Речевая готовность ребёнка к школе». Совместная деятельность педагога с детьми «В гости к книжке!».
Выстраивая систему работы по развитию речи воспитанников, определила основные направления деятельности: создание речевой развивающей предметно-пространственной среды.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, стремилась к тому, чтобы обстановка была комфортной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности и способствовала речевому развитию воспитанников.
Каждый воспитанник может найти себе дело и занятие по душе, для этого в группе выделены центры организации определенного вида деятельности.
- Театральный уголок, в котором воспитанники самостоятельно или с участием взрослого могут взять на себя роль полюбившегося персонажа. Театры – разные: приобретенные, сделанные детьми совместно с родителями.
- Книжный уголок.
Ознакомление детей с книгой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является создание в группе книжного уголка.
«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством художников – Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги я имею возможность привить детям навыки культуры общения с книгой.
В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», в которой собраны произведения различных авторов, иллюстрации.
- Настольно-печатные игры , приобретенные и изготовленные воспитателями и родителями группы.
Используя художественную литературу, художественное слово и имеющийся в группе дидактический материал, я начала свою работу с ОД по воспитанию звуковой культуры речи. ОД старалась сводить к знакомству не только с определенным звуком, а направляла их на выработку четкого произношения звуков. По истечении времени убедилась в том, что подобные умения легче всего формируются в процессе дифференциации звуков, которые чаще всего издают дети.
Эту работу я обычно провожу в утренние и вечерние часы. Читая сказки, рассматривая с детьми иллюстрации к художественным произведениям, беседуя по содержанию, упражняю детей в произнесении отдельных звуков, применяю существующие упражнения для четкого произнесения звуков в любой позиции (начале, середине, конце слова), использую упражнения такие как: звукоподражания, чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры с текстами; громкое и тихое, быстрое и медленное проговаривание, упражнения с мимикой и жестами, далее «автоматизирую» их с детьми индивидуально.
Подобные игры и упражнения провожу с детьми систематически, т.к. конечной целью моей работы есть желание не только научить ребенка произносить отдельные звуки, но и красиво говорить.
Знакомство с художественной литературой очень помогает мне учить детей правильно использовать в речи слова. Ведь любая сказка, любой рассказ, любое рассматривание иллюстраций предполагает огромный выбор игр со «словом» На ОД по развитию речи я обычно беру 3-4 таких упражнения.
Читая, например, русскую народную сказку «Гуси – лебеди», беседую по содержанию, играю с детьми, подбирая прилагательные, существительные в единственном и множественном числе, родительный падеж существительных.
Например, гуси – лебеди (какие?) злые, коварные, сильные; яблочко (какое) наливное, вкусное, сочное, крупное и т.д.; гусь - гуси, яблоко - яблоки, дерево – деревья, избушка – избушки;
Игра «Кого, чего не стало?». Закрываю одну картинку, дети замечают, что не стало Иванушки, яблони, деревьев, избушки и т.д.
Читая рассказ или сказку, персонажами которых являются животные, придумываю вместе с детьми: ласковые слова (существительные с суффиксами): заяц – зайчик; лиса – лисичка; собака – собачка;
множественное число существительных с суффиксами: у зайца – зайчата, у лисы – лисята, у белки – бельчата;слова – синонимы: лошадь – бежит, несется, мчится, скачет.
При помощи приставок учу детей образовывать новые слова, летели – улетели, прилетели,залетели; бежал – убежал, прибежал, забежал.
А подбирая слова – антонимы, воспитанники получают навык составления предложений:
- зимой холодно, а летом жарко;
- зимой дни короткие, а летом длинные.
Так постепенно я подвожу детей к составлению описательных рассказов.
Проведя перед непосредственным рассказыванием ряд таких игр – упражнений, воспитанники легче с ним справляются. Ведь рассказы, в том числе описательные, «даются» детям сложнее всего. Без специальных игр и упражнений со «словом», воспитанники, в лучшем случае, дают перечень каких-либо действий: «прилетели, схватили, унесли, улетели…» или, например, перечень одежды сестрицы Аленушки: «платок, блузка, сарафан, лапти…». Работу над непонятными и неизвестными словами я провожу постоянно. Словарный запас детей 4-5 лет еще настолько мал и примитивен, что моей задачей также стало обогащение и пополнение их словаря новыми словами.
Результаты превзошли мои ожидания: играя, подбирая различные варианты слов, прилагательные, глаголы, изменяя существительные, воспитанники научились составлять описательные рассказы.
Постепенно от описательных рассказов подвожу детей к пересказу, также используя художественную литературу, иллюстрации и различные виды плакатов. Прочитав или рассказав то или иное произведение, играю с воспитанниками в такие игры, как «Составь предложение».
Сюжетно-ролевые игры, как «Разговор по телефону», «Больница», «Магазин» позволяют воспитанникам научиться говорить друг с другом, делая это из раза в раз все грамотнее.
Мои воспитанники умеют рассказывать сказки по ролям, используя настольный, пальчиковый, масочный и костюмированный театры. Главное, не давить на детей и предоставить им свободу выбора.
И еще я отметила одну особенность, если раньше воспитанники были скованы, сейчас они более открыты и отзывчивы. Эмоциональный фон возрос, воспитанники, не стесняясь, выражают свои эмоции, стараются помочь друг другу. Играя и читая, мы постепенно учимся говорить, речь моих воспитанников становится четкой и монологически выстроенной.
Таким образом, можно сделать вывод: для обогащения и совершенствования речевого развития дошкольников необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей дошкольного возраста.
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что дети обязаны с малых лет ценить художественную литературу. Художественная литература обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Тесная взаимосвязь книги и развития речи дает надежду на успешное обучение в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"
Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе...
Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе
Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...
Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей, через ознакомление дошкольников с природой»
Автор: Емельянова Елена АлександровнаОрганизация: АНО ДО «Планета детства «Лада»№159 "Соловушка"Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти«Природа - единственная книга, каждая страница кот...
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"
В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...
«Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой русских писателей»
Проект по развитию связной речи детей 5-7 лет...
Опыт работы "Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой"
Пробудить в детях интерес к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге....
Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой детских писателей.
К сожалению, вечно занятые родители частенько пускают процесс развития речи детей на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими и...