Картотека дидактических игр (младший возраст)
картотека по развитию речи (младшая группа)

Игры, направленные на развитие речи

МИШКА КОСОЛАПЫЙ

Автор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5–3 года.

Цели игры: развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Задачи обучения родителей: учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и четко проговаривать слова.

Оборудование: игрушечный медведь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartotek_ranniy_vozrast.doc440.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

 Речевое развитие

(Ранний возраст)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1073485/cf798bf7-f8a3-4915-bbd9-4dd4ff2e9cd3/orig

Подготовил воспитатель: Грищенко Е.С

г. Ярославль 2020 год

Игры, направленные на развитие речи

МИШКА КОСОЛАПЫЙ

Автор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5–3 года.

Цели игры: развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Задачи обучения родителей: учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и четко проговаривать слова.

Оборудование: игрушечный медведь.

Содержание игры.

Предложите детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый

По лесу идет.

Шишки собирает,

Песенку поет.

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб!

Мишка рассердился

И ногою – топ!

Ходим вперевалку.

Делаем движения, словно подбираем с земли шишки.

Легонько ударяем ладошкой

по лбу.

Делаем сердитое выражение лица и топаем ногой.

ЗАИНЬКИ

Автор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5–3 года.

Цели игры: развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Задачи обучения родителей: учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и четко проговаривать слова.

Оборудование:шапочки-маски зайчиков.

Содержание игры.

Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Выполняем легкий бег.

Поднимаем ладошки к голове –

показываем «ушки».

Приседаем. Выполняем соответствующие движения руками. Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки».

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Автор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5–3 года.

Цели игры: развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Задачи обучения родителей: учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и чётко проговаривать слова.

Содержание игры.

Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.

– Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Ой, лады, лады, лады!

Не боимся мы воды!

Часто умываемся,

Маме (папе, бабе)

улыбаемся!

Показываем ладошки или хлопаем в ладоши.

Мотаем головой.

«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица.

Улыбаемся, разводим руки

в стороны.

КАПУСТА

Автор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5–3 года.

Цели игры: развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Задачи обучения родителей: учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и чётко проговаривать слова.

Содержание игры.

Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего
ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.

– Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я проговариваю стишок и показываю движения, а вы повторяете за мной!

Мы капусту рубим, рубим!

Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз; если левая рука вверху, правая внизу.

Мы капусту трем, трем!

Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем
в кулак, трем кулачки друг о друга.

Мы капусту солим, солим!

Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим.

Мы капусту жмем, жмем!

Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак.

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

ДЕРЕВЦЕ

Автор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5–3 года.

Цели игры: развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Задачи обучения родителей: учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и четко проговаривать слова.

Содержание игры.

Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:

– Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревце все выше, выше!

Машем кистями рук, обмахивая лицо.

Всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону.

Качаемся медленнее, затем останавливаемся.

Поднимаем руки, тянемся вверх.

МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП-ТОП!

Автор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребёнка: 1,5–3 года.

Цели игры: развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Задачи обучения родителей: учить взаимодействовать с детьми в игровой форме,эмоционально и четко проговаривать слова.

Содержание игры.

Предложите малышам новую игру.

Мы ногами топ-топ-топ!

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!

– Ай да малыши!

– Ай да крепыши!

Топаем, высоко поднимая ноги.

Хлопаем в ладоши.

Руки на пояс, кружимся.

ИГРА В ЛОШАДКИ

Автор, литература: Галанов А. С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 до 3 лет. М.: Сфера, 2006.

Возраст ребенка: 1–3 года.

Цель игры: развитие умения подражать движениям животных (лошадей) и звукам, которые они издают; воспитание чуткого отношения к животным.

Задачи обучения родителей: научить помогать детям в исполнении подражательных движений и звуков, издава-
емых животными, создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы и воли детей.

Содержание игры.

Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» запрягают своих «лошадок», надевают вожжи, «чистят», «поят», «кормят» их, «расчесывают и заплетают гриву».

Все стоят в «конюшне» – отгороженном стульчиками пространстве. Взрослый раздвигает стульчики-«ворота» и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота – выезжаем со двора. Но-но, поехали!»

«Лошадки» имитируют езду по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают «копытами»: «Цок-цок-цок» или «ржут»: «И-го-го!» «Кучер» подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тпру-у-у!»

Гоп, лошадка, не лениться,

Выше ножки поднимай,    

В гости надо торопиться,

Поскорее ты шагай!

Но-о-о, поехали быстрее,

Быстро-быстро побежим!

Ну, скорее же, скорее,

Мы теперь с тобой спешим!

Ну, шагай опять, лошадка,

Мы теперь домой идем.

Причешу тебя я гладко,

Мы с тобою отдохнем.

Можно спеть и другую песенку:

Мы лошадок покормили,

Их почистили, помыли.

Эй, лошадка, ты постой,

Напою тебя водой!

Взяли вожжи с бубенцами,

Запрягли лошадок сами.

Динь-дон, бубенцы!

Едут-едут молодцы!

Можноиспользовать и другие стихотворения и песенки про лошадей:

Моя лошадка

Я свою лошадку

Больно не хлещу,

Я свою лошадку

Славно угощу!

Ест моя лошадка

Манго и маис,

Белый сахар сладкий

И вареный рис.

Поскачем по долинам,

По кручам и лесам.

Я ее из глины

Сегодня сделал сам!

Лошадка пони
(шотландская песенка)

Мою лошадку пони

Зовут Малютка Грей.

Соседка наша в город      

Поехала на ней.

Она ее хлестала

И палкой, и кнутом.

И под гору, и в гору

Гнала ее бегом.

Не дам ей больше пони

Ни нынче, ни потом.

Пускай хоть все соседи

Придут просить о том!

Лошадка

Я люблю свою лошадку!

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Палка-скакалка

В пыли валялась палка,

Ее мне стало жалко.

Взял я палку, и она

Превратилась в скакуна!

ТИХО-ГРОМКО

Автор, литература: Галанов А. С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 до 3 лет. М.: Сфера, 2006.

Возраст ребенка: 1–3 года.

Цели игры: развитие у ребенка умения соотносить свои движения со словами текста, произносить слова громко и тихо.

Задачи обучения родителей: учить развивать у детей способность к синхронизации движений и слов, изменению амплитуды их звучания.

Содержание игры.

Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Взрослый садится лицом к детям и поет (на мотив «Во поле березонька стояла...»), сопровождая пение движениями, описанными
в словах песни. Дети подражают движениям взрослого.

Тихо мы в ладоши ударим (2 раза),

Люли-люли, ударим (2 раза),

Громко мы в ладоши ударим(2 раза),

Люли-люли, ударим (2 раза).

Ручки мы вверх поднимаем,

Ручки на коленки опускаем,        

Люли-люли, опускаем (2 раза).

Ручки за спину мы спрячем,

Ручки мы тете покажем,

Люли-люли, покажем (2 раза).

Ножки мы тете покажем,

Ножки наши весело плясали,

Люли-люли, плясали (2 раза).

Тихие хлопки в ладоши.

Громкие хлопки в ладоши.

Поднимают руки вверх.

Опускают их на колени.

Руки прячут за спину, затем протягивают их вперед.

Вытягивают вперед ноги, притопывают ногами, сидя на месте.

ТОП-ТОП

Автор, литература: Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Возраст ребенка: 1–3 года.

Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.

Задачи обучения родителей: учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.

Содержание игры.

Воспитатель предлагает малышам поплясать. В процессе игры он читает стихотворение и выполняет соответствующие движения, побуждая детей повторять их.

Топ-топ, топотушки!

Топ-топ, топотушки!

Пляшет зайка

на опушке!

Пляшет ежик

на пеньке!

Пляшет чижик

на сучке!

Пляшет мышка

возле норки!

Пляшет козочка

на горке!

Пляшет утка

на реке!

Черепаха на песке!

Топ-топ, топотушки!

Пляшут лапки!

Пляшут ушки!

Пляшут рожки

и хвосты!

Что стоишь?

Пляши и ты!

Воспитатель стучит ладонями по коленям, чередуя удары.

Держит руки на уровне груди и поочередно слегка поднимает и опускает их.

Соединяет ладони в замок, поднимает
и опускает пальцы.

Ритмичными движениями соединяет
и разъединяет подушечку большого пальца с подушечками остальных пальцев.

Подносит ладони к голове – «ушки».

Сжимает руки в кулаки, выпрямляет указательные пальцы и подносит руки
к ушам – «рожки».

Соединяет ладони, располагая их параллельно полу, и хлопает, не разъединяя запястий.

Одну руку сжимает в кулак, а другой рукой обхватывает его.

Стучит ладонями по коленям, чередуя удары.

Располагает руки на уровне груди и поочередно слегка поднимает и опускает их.

Подносит ладони к голове.

Сжимает одну руку в кулак, выпрямляет указательный палец и подносит руку к голове – «рожки». Другую ладонь подносит к нижней части спины – «хвостик».

Разводит руки в стороны.

Вращает ладонями в разные стороны.

СНЕЖОК

Автор, литература: Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Возраст ребенка: 1–3 года.

Цели игры: поддержание в группе атмосферы радости
и веселья, доброжелательного взаимоотношения детей с родителями и друг с другом.

Задачи обучения родителей: учить приемам установления контактов со сверстниками и взрослыми, вызывать
у детей положительные эмоции.

Содержание игры.

В эту игру можно играть во время прогулки.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и встать
в круг. Затем начинает читать стихотворение и выполнять соответствующие движения, побуждая детей повторять их.

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем,        Топают ножками.

Мы потопаем.

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем,        Хлопают в ладоши.

Мы похлопаем.

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем,        Прыгают на месте.

Мы попрыгаем.

А. Ануфриева

ВСТАНЬТЕ, ДЕТИ, ВСТАНЬТЕ В КРУГ

Автор, литература: Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Возраст ребенка: 1–3 года.

Цели игры: поддержание в группе атмосферы радости
и веселья, доброжелательного взаимоотношения детей с родителями и друг с другом.

Задачи обучения родителей: учить приемам установления контактов со сверстниками и взрослыми, вызывать
у детей положительные эмоции.

Содержание игры.

Воспитатель берет одного ребенка за руку и просит остальных детей тоже взяться за ручки, образуя цепочку. Он предлагает малышам сначала походить по комнате цепочкой,
а затем сомкнуть круг.

Можно также попросить детей встать в круг вокруг какой-нибудь игрушки или ребенка. Затем, напевая песенку, взрослый ведет хоровод по кругу сначала в одну, а потом в другую сторону:

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Самый лучший друг!

ВСЕ ЗАХЛОПАЛИ В ЛАДОШИ

Автор, литература: Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Возраст ребенка: 1–3 года.

Цели игры: поддержание в группе атмосферы радости
и веселья, доброжелательного взаимоотношения детей с родителями и друг с другом.

Задачи обучения родителей: учить приемам установления контактов со сверстниками и взрослыми, вызывать
у детей положительные эмоции.

Содержание игры.

Воспитатель просит детей, желающих участвовать в игре, взяться за руки и образовать круг. Затем начинает петь песенку на мотив «Во саду ли, в огороде...» и выполнять соответствующие движения, побуждая детей повторять их.

Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.  

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим,

Тише, тише, тише...

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше...

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Покружились, покружились

И остановились.

А. Ануфриева

Примечание. При необходимости воспитатель помогает детям выполнять движения.

ЗИМНИЙ ХОРОВОД

Автор, литература: Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Возраст ребенка: 1–3 года.

Цели игры: поддержание в группе атмосферы радости
и веселья, доброжелательного взаимоотношения детей с родителями и друг с другом.

Задачи обучения родителей: учить приемам установления контактов со сверстниками и взрослыми, вызывать
у детей положительные эмоции.

Содержание игры.

Дети вместе с воспитателем идут по кругу и выполняют соответствующие движения:

Вот пришла зима-зима,

Зима-зимушка, зима.

Возле дома на лужок

Выпал беленький снежок,

На дорожках снег лежит,

На деревьях снег висит,

Крыши побелели,

Вот как побелели.

Надо шубки надевать

И сапожки обувать.

Стало холодненько,

Ох, как холодненько!

Хоровод движется вправо.

Дети опускают руки, медленно кружатся, потом слегка приседают (два раза).

Дети встают и плавными движениями рук показывают, как вокруг расстилается снег и висит на деревьях.

Соединяют кисти рук над головой, изображая крыши.

Кружатся на месте.

Стоя на месте, дети изображают, как они надевают
и застегивают шубки,натя-
гивают сапожки.

Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме мастер-класса во II младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

Родительское собрание  в  форме мастер-класса во II младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков  у детей младшего возраста»...

Консультация для родителей детей младшего возраста "Влияние музыкального искусства на всестороннее развитие ребенка младшего возраста".

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним ...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей    младшего возраста&raqu...

Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...

«Речевое развитие детей младшего возраста» «Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста «Гномики»

Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему -  низкий уровень речевой активности детей.В своей работе по...