КРУГИ ЭЙЛЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Опыт работы "Круги Эйлера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v_sbornike_npk_krugi_eylera2020_0.docx | 311.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУГИ ЭЙЛЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Л.А.Корюкина
МАДОУ Детский сад №9 г. Красноуральск.
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребёнка помогут объединенные воедино разные методы.
Одним из перспективных направлений является использование наглядного моделирования. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает его изображением, каким - либо условным знаком и работает с ним. Данный метод особенно важен для дошкольников, так как у них преобладает наглядно образное мышление.
Одним из методов наглядного моделирования являются круги Эйлера. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Используя круги Эйлера, ребенок учится самостоятельно добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план речевого высказывания.
Актуальность использования наглядного моделирования «кругов Эйлера» в работе с детьми ОНР состоит в том что:
Во – первых: Использование наглядного моделирования «кругов Эйлера» вызывает интерес и помогает решить проблему;
Во – вторых - использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение материала;
В – третьих – применяя графическую аналогию, мы научим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
В - четвертых - дети учатся сопоставлять, обобщать, группировать материал, развивается речь, память и мышление.
Если говорить о видах кругов Эйлера, то можно разделить их на те, что описывают объединение каких-то понятий (например, соотношение рода и вида). А также на те, что описывают пересечение множеств по какому-то признаку.
Работу по развитию связной речи я веду по следующим направлениям:
1. расширение, уточнение и активизацию словаря;
2.совершенствование грамматического строя речи;
3.развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
4. совершенствование умения составлять рассказы, как описательного, так и сравнительного характера;
5. развитие сенсомоторных навыков.
Для того чтобы этот метод был наиболее интересным, я решила соединить его с пиктограммами. Пиктограмма это - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, в схематическом виде.
Наглядная модель пиктограмм выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребенка.
Всю работу по развитию связной речи у детей я провожу в 4 этапа:
на 1 этапе - дети учились кодировать информацию графическими моделями.
Сначала я учила детей рассматривая объекты выявлять в них наиболее яркие признаки, для того чтобы отобразить их в пиктограммах. После совместного обсуждения договариваемся с детьми, какой признак и как отразить в пиктограмме. Пиктограмма должна быть простой, логически связанной с объектом. В начале работы кодировала информацию сама, а затем дети самостоятельно рисовали символы. Затем я проверяла, умеют ли дети кодировать информацию пиктограммами. Для этого играла с детьми в игры, направленные на уточнение понятий характерных признаков в объекте, например, «Узнай по описанию», «Опознай и соотноси пиктограмму с изображением» и др.
на 2 этапе - дети учились выделять среди множеств объектов подмножества, которые обладали общими свойствами.
Вначале, я познакомила детей с такими понятиями как: множество, элемент множества, подмножества. При рассматривании множеств я учила детей сравнивать объекты и определять взаимосвязь между ними. Например, классификация животных по месту пребывания, либо по способу питания. Действия выделение элементов из множества и составления множества закрепляла в играх: «Угадай», «Рассели множества по домикам». Затем учила детей обобщать множества в определенные классы, размещая их в кругах, называть множество, одним словом. Таким образом, у детей формируются мыслительные действия, такие как анализ и синтез, что позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.
на 3 этапе - дети учились делать графическую зарисовку пиктограммами, в заранее приготовленной мной схеме, тем самым рассматривали множества отношений между объектами. Учила детей располагать пиктограммы в определенной последовательности, придерживаясь плана, одинаковые признаки располагали вместе пересечения колец, отличные в своих кругах. Элементами модели сравнительного рассказа становились пиктограммы, которые указывали на качественные характеристики объектов. Дети сами участвовали в зарисовке символов, что способствовало лучшему запоминанию закодированных детьми признаков.
на 4 этапе - дети учились перекодировать информацию и на основе этого составлять сравнительный описательный рассказ. При перекодировании пиктограмм у детей происходил детальный разбор и привязка слова к зрительному образу. После чего дети, ориентируясь на получившуюся схему составляли рассказ.
Для составления сравнительного описательного рассказа мы с детьми используем разнообразные пиктограммы, которые характеризуют объект и отражают основные свойства:
- принадлежность к родовому понятию;
- действия;
- величину, цвет голос;
- какую пользу приносит;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- абстрактные признаки (длиннохвостый, острозубый и т. д.).
По данной модели можно составить как описательный, так и сравнительный рассказы. Мы с детьми остановили свой выбор на следующих пиктограммах.
Так, например, организуя познавательную деятельность по теме «Рыбы», мы уточняли с детьми понятия: пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Всех рыб на свете мы располагали в одном большом круге. Внутри рисовали три круга меньшей величины – это морские, пресноводные и аквариумные рыбы. Таким образом, множество рыб были разделены на 3 класса. Затем в пересечении обручей выделяли одинаковые признаки у всех видов рыб (плотоядные и травоядные) информацию кодировали при помощи пиктограмм. Затем я побуждала детей сделать выбор, о ком они будут составлять рассказ.
После чего на новой схеме ребенок рисовал модель описания. В месте пересечения колец, схематично изображал одинаковые признаки выбранных объектов, по краям располагал различия. Сначала дети сравнивали объекты определяя их сходства, а затем различия.
Для того чтобы речь детей была выразительной, мной использовались следующие приемы:
- Д/и «Какой? какая? какие? » (подбери признак);
- Д /и «Скажи наоборот» (подбор слов антонимов);
- Д/и «Кто какой?» (образование сравнительной степени прилагательных);
- Д/и «Кого мы видим?» (согласование прилагательных с существительными;
- Д/и «Что делает?» (назови действия);
В результате проведенной работы я получила следующие результаты:
1.у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
2.словарный запас вышел на более высокий уровень;
3.сформировался навык построения связного и целостного описательного рассказа;
4. улучшились коммуникативные навыки;
5.сформировались сенсомоторные навыки.
Применение кругов Эйлера и пиктограмм, значительно облегчает детям процесс составления рассказа, дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность её видеть.
Круги Эйлера позволяют детям увидеть наиболее существенные признаки объекта, что помогает добывать информацию и делать сравнения. Пиктограммы помогают детям ориентируясь на зрительный образ, строить свои высказывания последовательно, пользоваться распространёнными предложениями. У детей складывается определенный алгоритм построения рассказа. Дети получают эмоциональное удовлетворение от своего рассказа и в дальнейшем уже не страшатся такого рода заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....
Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметови...
Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
перспективное планирование по развитию связной речи у детей с ЗПР...
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...
Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной ...