Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пестушки, заклички, считалки), песни, танцы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ
(младшая группа)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
через устное народное творчество.
Раннее детство, от одного года до трех лет - возраст, который является одним из важных в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот период жизни ребенка во многом зависит от педагогов. Мы должны наполнить жизнь ребенка новыми знаниями, впечатлениями, духовно обогатить среду, в которой он растет. Для ребенка речь является незаменимым средством общения, но также играет большую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.
Работая во второй группе раннего возраста, я пришла к выводу, что успешнее всего развивать речь детей через использование устного народного творчества. Ведь многие фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи – это не может не отразиться на речи ребенка. Знакомясь с устным народным творчеством, ребёнок раньше станет говорить, раньше научится выражать свои мысли. Также познает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения не только улучшает речь ребенка, но и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пестушки, заклички, считалки), песни, танцы.
Устное народное творчество создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Для работы над данной темой мною были поставлены цель и задачи:
Цель: Способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, изобразительным и прикладным искусством России;
- развивать связную речь, познавательный интерес, творческие способности, мелкую моторику рук дошкольников. Расширять игровой опыт через народные подвижные и пальчиковые игры;
- воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
Используемые методы и приемы:
- словесные: беседа, рассказ, вопросы к детям, чтение потешек, песенок, загадок;
- наглядные: мультимедийные пособия, рассматривание игрушек, иллюстраций в книгах;
- практические: игровые (народные подвижные игры), настольный и пальчиковый театры, выполнение раскрасок.
Работа с детьми:
- занятия, досуги, развлечения;
- народные подвижные, пальчиковые и сюжетно-ролевые игры;
- индивидуальная работа.
В течение учебного года в группу поступают новые дети. Для них очень важен период адаптации к новой среде, ведь дети раннего возраста очень ранимы. И чтобы малыши легче освоились в новой обстановке, важно использовать разные формы фольклора: потешки, песенки, пестушки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора заключается в том, что с его помощью можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям.
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
- Составлены картотеки на основе детского фольклора: «Подвижные народные игры», «Потешки в режимные моменты», «Пальчиковые игры для детей раннего возраста».
- Пополнен «Книжный уголок»: книги большого формата, книги-игрушки, книжки-малышки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам, песенкам.
- Изготовлены настольные театры: «Теремок», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», пальчиковый театр «Колобок».
- Изготовлены маски животных для подвижных игр.
- В группе пополняется «Уголок ряженья».
Работа над темой дала следующие результаты:
- дети знакомились с устным народным творчеством, изобразительным и прикладным искусством России;
- речь детей удалось развить (по результатам мониторинга): обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество связной речи.
- развивался познавательный интерес, творческие способности, двигательная активность, мелкая моторика рук дошкольников;
- фольклор эффективно повлиял на духовное и эмоциональное развитие детей.
Вывод: Использование устного народного творчества в образовательно-воспитательной деятельности развивает детей раннего возраста: познавательный интерес, мышление, воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает к народной культуре. С помощью малых форм фольклора (потешки, считалки, заклички, пестушки и др.) можно решать практически все задачи методики развития речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...
Педагогический проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
Цель проекта - использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....
Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
Отчет по самообразованию...
План по самообразованию 2015-2016 г. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
План по самообразованию 2015-2016 г....
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» 2014 год
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаим...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоян...