Литературная викторина по сказкам А. С.Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лагунова Юлия Юрьевна

Цель:

1. закрепить полученные знания о творчестве А.С. Пушкина;

2. обогащать детей новыми впечатлениями, доставить радость и удовольствие;

3. закрепить умение и навыки, полученные на музыкальных занятиях;

4. развивать речь;

5. приобщать родителей к совместному проведению праздников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_pushkiniana.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

                       Литературная  викторина по сказкам А. С.Пушкина

(Для детей старшей  группы и их родителей)

Цель:

1. закрепить полученные знания о творчестве А.С. Пушкина;

2. обогащать детей новыми впечатлениями, доставить радость и удовольствие;

3. закрепить умение и навыки, полученные на музыкальных занятиях;

4. развивать речь;

5. приобщать родителей к совместному проведению праздников.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок А.С. Пушкина;
  2.  Беседы о жизни и творчестве Пушкина;
  3. Просмотр мультфильмов по сказкам;
  4. Разучивание музыкального  репертуара;
  5. Выполнение рисунков по сказкам Пушкина.

Ход праздника:

 Звучит вальс, мальчик и девочка у входа в зал встречают гостей праздника,    вручая им приглашение-программу (в виде веера для женщин, в виде цилиндра – для мужчин).

 Дети парами входят в зал, занимают места на стульчиках.

Ведущая:

-Добрый вечер!

-Мы рады приветствовать вас в нашем зале, и хотим пригласить в гости в гости к Александру Сергеевичу Пушкину.

-Трудно представит нашу жизнь без творчества великого русского поэта.

-Его сказки известны и любимы нами уже с детства.  

-А свои первые сказки А.С Пушкин услышал от няни.

-Ах, какая была мастерица рассказывать сказки и петь песни.

-Звали ее Арина Родионовна.

                                                        А кто он ей?

                                                        Не сын, не внучек-

             Дитя господское. И все же

  Арина чуяла: барчук

                 Ей был на свете всех дороже.

      Все ребятишки хороши,

                    Дай бог им крепкого здоровья!

    Во всех не чаяла души.

                                                       Но этот был ее любовью.

                                                       А не к нему ль во всяку ночь

                                                       Арина шла со сказкой складной?

                                                       Весьма до сказок был охоч

                                                       ЕЕ питомец ненаглядный.   (Т. Веселова)

Давайте попробуем представить, как.

 В зал входит Арина Родионовна:

-Здравствуйте, детишки мои разлюбезные Арина Родионовна сказки рассказывала.

 Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей. Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним какая кругом красота! А то и песенку спою. Сегодня вам песенку споет моя маленькая подруженька - Катерина.

Выходит Катерина-девочка в русском сарафане и исполняет русскую народную песню:«А я по лугу».

Арина Родионовна: Между собой тогда богатые люди говорили по - французски, и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя – француза ему наняли. И все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказку сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.

Катерина:  Нянюшка, расскажите нам сказку.

Арина Родионовна садится за прялку и начинает свой рассказ.

Арина Родионовна:

- Ну  что же, слушайте сказку и помогайте мне ее рассказывать.

-В некотором царстве, в некотором государстве жили - были три девицы.

-А какими красавицами были они!

-Бывало, наденут оно яркие сарафаны,  да и заведут хоровод.

Входят три девицы и приглашают всех в хоровод.

Дети исполняют хоровод «У калинушки» (муз, и слова Ю. Михайленко)

      После хоровода девицы с рукоделием садятся на стульчики и заводят  разговор (из «Сказки о царе  Салтане» А. С. Пушкин.)

Арина Родионовна:                  Три девице под окном

          пряли поздно вечерком

1-я девица:                                 «Кабы,  я была царица,

Арина Родионовна:                  Говорит одна девица,

1-я девица:                                  То на весь крещеный мир

                                                        приготовила б я пир.

2-я девица:                                   Кабы, я была царица

Арина Родионовна:                   Говорит втора девица

2-я девица:                                  То на весь бы мир одна

                                                        наткала бы полотна.

3-я девица:                                  Кабы, я была царица,

Арина Родионовна:                  Третья молвила сестрица,

3-я девица:                                  Я б для батюшки - царя

                                                        родила богатыря.

Три девицы исполняют русскую народную колыбельную «Котенька -коток»

Арина Родионовна: 

      - Царь женился, на меньшой и вскоре уехал воевать.

А ткачиха с поварихой, сватьей Бабой- Бабарихой, завидуя невестке-царице, решили ее погубить. Царица тем временем родила чудного мальчика, послала известить о том царя. Но сватья Бабариха задержала гонца на дороге, подменила письмо, в котором написала, что царица  родила неведомую зверушку.

Царь опечалился, но  с тем,  же гонцом поведал дождаться его приезда для законного решения. Бабариха опять подменила письмо и написала повеление: «Царицу с сыном посадить в бочку и бросить в море». Так и сделали.

Звучит аудиозапись «Океанская волна». Появляется мальчик, исполняющий    роль царевича.

Царевич:                                  Ты, волна моя, волна!

                                                   Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты,  захочешь,

   Ты морские камни точишь.

Топишь берег ты земли.

                                                    Подымаешь корабли-

                                                    Не губи наши души:

  Выплесни та нас на сушу!

 Арина Родионовна:               И послушалась волна:

                                                   Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

 И отхлынула тихонько…

Сын на ножки поднялся,

                                                    В дно головкой уперся,

   Поднатужился немножко:

Царевич:                                   «Как бы здесь на двор немножко:

                                                     Нам проделать?»

Арина Родионовна:                 Молвил он.

     Вышиб дно и вышел  вон.

-Обручи лопнули, они вышли на землю Сын решил построить город. С благословения матери город был построен. И много чудес было в том городе! Вот оно чудо!  Помните пушкинские стихи про белку?

                                                        Белка там живет ручная

                                                        Да затейница такая!

                                                        Белка песенки поет

                                                        Да орешки все грызет.

                                                        А орешки не простые,

                                                        Все скорлупки золотые.

                                                        Ядра – чистый изумруд;

                                                        Слуги белку стерегут.

      Детский оркестр исполняет русскую народную песню « Во саду ли, в огороде.

      Девочка в костюме Белочки солирует на металлофоне.

Арина Родионовна:

-Ай да белка! Чудо, да и только!

Ведущая: 

-Сказки, услышанные от Арины Родионовны, Александр Сергеевич Пушкин записывал в специальную тетрадь, которая называлась дневником. Само название тетради, подсказывает ее назначение. Поэт ежедневно записывал в дневник наиболее яркие впечатления прошедшего дня.

Ведущая:                             Открывается тетрадь стихами:

                                                У лукоморья дуб зеленый;

                                                Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

                                                Все ходит по цепи кругом.

Ведущая:

-Внимательно слушайте, о чем я буду говорить, и попробуйте вспомнить названия сказок.

                                        Конкурс «По сказкам Пушкина».

Ведущая: 

-Да, удивительные сказки писал Александр Сергеевич Пушкин добрые, веселые. Мы продолжаем хоровод сказок.

  Входит мальчик в костюме Старика с неводом в руках. На фоне звуков

«Шум моря» звучат стихи. Ведущая говорит, Старик сопровождает текст жестами.

Ведущая:

Раз он в море  закинул невод,-

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

     Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод,-

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой,- золотою.

                                                Звучит фрагмент «Аквариум»  К. Сен-Санса.

                                                 Девочка исполняет «Танец золотой рыбки».

Ведущая:                         Как взмолится Золотая рыбка!

                                           Голосом молвит человечьим:

Рыбка:                            Отпусти ты, старче, меня в море!

                                           Дорогой за себя дам откуп:

                                           Откуплюсь, чем только пожелаешь.-

Старик:                            Бог с тобой, Золотая рыбка!

                                           Твоего мне откупа не надо:

                                           Ступай себе  в синее море,

                                           Гуляй там себе на просторе.

Ведущая:                         Прошел хоровод героев сказок,

                                           Но пушкинская муза не молчит.

                                           И снова музыка звучит.

-Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Бывая на балах, он с удовольствием танцевал вальс. Вот что он пишет о блистательном вальсе.

                                          Однообразный и безумный,

                                          Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

                                          Чета мелькает за четой.

Дети исполняют «Вальс» (музыка Райкеруса).

Ведущая: 

-Пушкин вел светский образ жизни. В то время говорили: «Выехать в свет». Это значит, бывать и в салонах. Салон- это особое место, куда приходили знатные  и образованные люди, чтобы послушать стихи и музыку. Этот зал тоже может на время стать салоном. Сегодня, ребята, взрослые приготовили для вас сюрприз. Ваши мамы и папы будут читать стихи Пушкина.

                                   У каждого есть самые любимые.

                                   Родители читают стихи Пушкина

Ведущая :

-Поэзия А. С. Пушкина созвучна с музыкой. Многие композиторы обращались и обращаются к стихам поэта и сочиняют к ним музыку.

-Послушайте романс композитора М. Я. Яковлева на стихи А. С. Пушкина  «Зимний вечер».  (Романс в исполнении взрослых).

Ведущая:

- Итак, мы побывали в салоне, вместе попытались представить ту атмосферу, которая царила в салонах того далекого времени.

-И закончить наш чудесный праздник мне хочется стихотворением, посвященным Пушкину.

                                                           К чему поэту пьедестал?

Не вечен камень пьедестала.

  Суть в том, кем для России стал

Кудрявый правнук Ганнибала.

                                             Вчитаемся в черновики

И письма перечтем,- и все же

Нас тайна пушкинской строки,

        Как в детстве, дразнит и тревожит.

Лишь он мог так шутить хитро,

                                             Влюбляться озорно и нежно.

                                             Так лишь его могло перо

Грустить светло и безнадежно.

И на вопрос: « Кто наш поэт?»

    В строенье каменной,  в избушке

                                             Один у русского ответ

              Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».

Ведущая: 

-Приглашаем всех,  посетить выставку рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

                          Под звуки музыки все идут на выставку детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".

Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;         Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. Акция «Сказки А.С. Пушкина – детям»

Сказки А.С. Пушкина близки и дороги, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему любима не одним поколением....

Сценарий итогового мероприятия проектной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» для воспитанников 6 – 7 лет Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: формирование у детей интереса к  произведениям А.С Пушкина, активизируя литературную память, создавая эмоционально-положительное настроение.Задачи:Образовательные:Продолжить формировать инт...

Сценарий мероприятия по сказкам А. С. Пушкина. Квест по сказкам Пушкина.

Сценарий мероприятия (квест) по сказкам А. С. Пушкина, посвященного 225-летию великого писателя. Мероприятие представляет собой КВЕСТ (прохождение заданий по станциям). Время прохождения квеста 2...