Литературная викторина по сказкам А. С.Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель:
1. закрепить полученные знания о творчестве А.С. Пушкина;
2. обогащать детей новыми впечатлениями, доставить радость и удовольствие;
3. закрепить умение и навыки, полученные на музыкальных занятиях;
4. развивать речь;
5. приобщать родителей к совместному проведению праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_pushkiniana.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по сказкам А. С.Пушкина
(Для детей старшей группы и их родителей)
Цель:
1. закрепить полученные знания о творчестве А.С. Пушкина;
2. обогащать детей новыми впечатлениями, доставить радость и удовольствие;
3. закрепить умение и навыки, полученные на музыкальных занятиях;
4. развивать речь;
5. приобщать родителей к совместному проведению праздников.
Предварительная работа:
- Чтение сказок А.С. Пушкина;
- Беседы о жизни и творчестве Пушкина;
- Просмотр мультфильмов по сказкам;
- Разучивание музыкального репертуара;
- Выполнение рисунков по сказкам Пушкина.
Ход праздника:
Звучит вальс, мальчик и девочка у входа в зал встречают гостей праздника, вручая им приглашение-программу (в виде веера для женщин, в виде цилиндра – для мужчин).
Дети парами входят в зал, занимают места на стульчиках.
Ведущая:
-Добрый вечер!
-Мы рады приветствовать вас в нашем зале, и хотим пригласить в гости в гости к Александру Сергеевичу Пушкину.
-Трудно представит нашу жизнь без творчества великого русского поэта.
-Его сказки известны и любимы нами уже с детства.
-А свои первые сказки А.С Пушкин услышал от няни.
-Ах, какая была мастерица рассказывать сказки и петь песни.
-Звали ее Арина Родионовна.
А кто он ей?
Не сын, не внучек-
Дитя господское. И все же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души.
Но этот был ее любовью.
А не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
ЕЕ питомец ненаглядный. (Т. Веселова)
Давайте попробуем представить, как.
В зал входит Арина Родионовна:
-Здравствуйте, детишки мои разлюбезные Арина Родионовна сказки рассказывала.
Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей. Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним какая кругом красота! А то и песенку спою. Сегодня вам песенку споет моя маленькая подруженька - Катерина.
Выходит Катерина-девочка в русском сарафане и исполняет русскую народную песню:«А я по лугу».
Арина Родионовна: Между собой тогда богатые люди говорили по - французски, и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя – француза ему наняли. И все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказку сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.
Катерина: Нянюшка, расскажите нам сказку.
Арина Родионовна садится за прялку и начинает свой рассказ.
Арина Родионовна:
- Ну что же, слушайте сказку и помогайте мне ее рассказывать.
-В некотором царстве, в некотором государстве жили - были три девицы.
-А какими красавицами были они!
-Бывало, наденут оно яркие сарафаны, да и заведут хоровод.
Входят три девицы и приглашают всех в хоровод.
Дети исполняют хоровод «У калинушки» (муз, и слова Ю. Михайленко)
После хоровода девицы с рукоделием садятся на стульчики и заводят разговор (из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкин.)
Арина Родионовна: Три девице под окном
пряли поздно вечерком
1-я девица: «Кабы, я была царица,
Арина Родионовна: Говорит одна девица,
1-я девица: То на весь крещеный мир
приготовила б я пир.
2-я девица: Кабы, я была царица
Арина Родионовна: Говорит втора девица
2-я девица: То на весь бы мир одна
наткала бы полотна.
3-я девица: Кабы, я была царица,
Арина Родионовна: Третья молвила сестрица,
3-я девица: Я б для батюшки - царя
родила богатыря.
Три девицы исполняют русскую народную колыбельную «Котенька -коток»
Арина Родионовна:
- Царь женился, на меньшой и вскоре уехал воевать.
А ткачиха с поварихой, сватьей Бабой- Бабарихой, завидуя невестке-царице, решили ее погубить. Царица тем временем родила чудного мальчика, послала известить о том царя. Но сватья Бабариха задержала гонца на дороге, подменила письмо, в котором написала, что царица родила неведомую зверушку.
Царь опечалился, но с тем, же гонцом поведал дождаться его приезда для законного решения. Бабариха опять подменила письмо и написала повеление: «Царицу с сыном посадить в бочку и бросить в море». Так и сделали.
Звучит аудиозапись «Океанская волна». Появляется мальчик, исполняющий роль царевича.
Царевич: Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, захочешь,
Ты морские камни точишь.
Топишь берег ты земли.
Подымаешь корабли-
Не губи наши души:
Выплесни та нас на сушу!
Арина Родионовна: И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко:
Царевич: «Как бы здесь на двор немножко:
Нам проделать?»
Арина Родионовна: Молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.
-Обручи лопнули, они вышли на землю Сын решил построить город. С благословения матери город был построен. И много чудес было в том городе! Вот оно чудо! Помните пушкинские стихи про белку?
Белка там живет ручная
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Детский оркестр исполняет русскую народную песню « Во саду ли, в огороде.
Девочка в костюме Белочки солирует на металлофоне.
Арина Родионовна:
-Ай да белка! Чудо, да и только!
Ведущая:
-Сказки, услышанные от Арины Родионовны, Александр Сергеевич Пушкин записывал в специальную тетрадь, которая называлась дневником. Само название тетради, подсказывает ее назначение. Поэт ежедневно записывал в дневник наиболее яркие впечатления прошедшего дня.
Ведущая: Открывается тетрадь стихами:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Ведущая:
-Внимательно слушайте, о чем я буду говорить, и попробуйте вспомнить названия сказок.
Конкурс «По сказкам Пушкина».
Ведущая:
-Да, удивительные сказки писал Александр Сергеевич Пушкин добрые, веселые. Мы продолжаем хоровод сказок.
Входит мальчик в костюме Старика с неводом в руках. На фоне звуков
«Шум моря» звучат стихи. Ведущая говорит, Старик сопровождает текст жестами.
Ведущая:
Раз он в море закинул невод,-
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,- золотою.
Звучит фрагмент «Аквариум» К. Сен-Санса.
Девочка исполняет «Танец золотой рыбки».
Ведущая: Как взмолится Золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.-
Старик: Бог с тобой, Золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо:
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Ведущая: Прошел хоровод героев сказок,
Но пушкинская муза не молчит.
И снова музыка звучит.
-Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Бывая на балах, он с удовольствием танцевал вальс. Вот что он пишет о блистательном вальсе.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
Дети исполняют «Вальс» (музыка Райкеруса).
Ведущая:
-Пушкин вел светский образ жизни. В то время говорили: «Выехать в свет». Это значит, бывать и в салонах. Салон- это особое место, куда приходили знатные и образованные люди, чтобы послушать стихи и музыку. Этот зал тоже может на время стать салоном. Сегодня, ребята, взрослые приготовили для вас сюрприз. Ваши мамы и папы будут читать стихи Пушкина.
У каждого есть самые любимые.
Родители читают стихи Пушкина
Ведущая :
-Поэзия А. С. Пушкина созвучна с музыкой. Многие композиторы обращались и обращаются к стихам поэта и сочиняют к ним музыку.
-Послушайте романс композитора М. Я. Яковлева на стихи А. С. Пушкина «Зимний вечер». (Романс в исполнении взрослых).
Ведущая:
- Итак, мы побывали в салоне, вместе попытались представить ту атмосферу, которая царила в салонах того далекого времени.
-И закончить наш чудесный праздник мне хочется стихотворением, посвященным Пушкину.
К чему поэту пьедестал?
Не вечен камень пьедестала.
Суть в том, кем для России стал
Кудрявый правнук Ганнибала.
Вчитаемся в черновики
И письма перечтем,- и все же
Нас тайна пушкинской строки,
Как в детстве, дразнит и тревожит.
Лишь он мог так шутить хитро,
Влюбляться озорно и нежно.
Так лишь его могло перо
Грустить светло и безнадежно.
И на вопрос: « Кто наш поэт?»
В строенье каменной, в избушке
Один у русского ответ
Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».
Ведущая:
-Приглашаем всех, посетить выставку рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
Под звуки музыки все идут на выставку детских рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»
Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...
Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...
Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".
Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина; Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...
10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей
10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей...
10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. Акция «Сказки А.С. Пушкина – детям»
Сказки А.С. Пушкина близки и дороги, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему любима не одним поколением....
Сценарий итогового мероприятия проектной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» для воспитанников 6 – 7 лет Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цель: формирование у детей интереса к произведениям А.С Пушкина, активизируя литературную память, создавая эмоционально-положительное настроение.Задачи:Образовательные:Продолжить формировать инт...
Сценарий мероприятия по сказкам А. С. Пушкина. Квест по сказкам Пушкина.
Сценарий мероприятия (квест) по сказкам А. С. Пушкина, посвященного 225-летию великого писателя. Мероприятие представляет собой КВЕСТ (прохождение заданий по станциям). Время прохождения квеста 2...