Проект " По дорогам сказок"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие речи у детей с помощью сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
Тема проекта: Развитие речи детей с помощью сказок
Тип проекта: информационно-творческий
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации:долгосрочный с 1.09.2019 г. по 2 .03.2020г.
Участники проекта: дети 6 -7лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Цель:
Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению ; воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства., возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Задачи:
для детей:
Коррекционно-образовательные:
• расширить представление детей о сказках;
• формировать умение детей рассуждать;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать
эпизоды сказок;
• обогащать и расширять словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие
способности;
• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми
людьми в разных ситуациях;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
• воспитывать культуру речи.
для родителей:
• способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание
участвовать в ней.
для педагогов:
• развивать творческий потенциал ребенка;
• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта.
Ожидаемый результат
- Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
- Появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.
- Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
- Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной педагогической работе в процессе формирования связной речи.
- Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
- Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
Актуальность темы.
Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной
Итоговое мероприятие: Викторина на тему:» Русские народные сказки»
театрализация сказки «Колобок», участие во всероссийской викторине «Русские народные сказки»
Продукт проекта: Книга авторских сказок
Календарно-тематическое планирование
недели | Темы |
Сентябрь | |
1 | Воспоминания о лете. Рассказы детей о своих впечатлениях |
2 | Составление рассказа по картине «Детские забавы летом» |
3 | Домашнее чтение «Лиса и журавль» Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) |
4 | Домашнее чтение Заучивание стихотворения об осени Рассказывание по теме «Осень» |
Октябрь | |
1 | Домашнее чтение «Мужик и медведь» Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации. Загадки об овощах. |
2 | Домашнее чтение «Косточка» Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин |
3 | Пересказ «Признаки осени» Составление описательных рассказов об овощах и фруктах |
4 | Пересказ «Осенняя прогулка» Чтение и беседа по теме «Осень в лесу» |
Ноябрь | |
1 | Пересказ «По грибы» Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин |
2 | Пересказ «Кот на прогулке» Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин |
3 | Пересказ «Любимое время года» Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов |
4 | Пересказ «Осенняя одежда» Составление описательного рассказа « Что надену осенью» |
Декабрь | |
1 | Домашнее чтение «Хаврошечка» Пересказ русской народной сказки «Хаврошечка» с элементами драматизации |
2 | Пересказ «Полезная прогулка» Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин |
3 | Пересказ «Снежные поделки» Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине |
4 | Составление рассказа о проведенных выходных Пересказ рассказа «Чья горка лучше» |
Январь | |
1 | Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» |
2 | Домашнее чтение Заучивание стихотворения о зиме Пересказ рассказа «В зимнем лесу» |
3 | Пересказ «Помощник» Составление рассказа «Белоснежная зима» |
4 | Домашнее чтение Морозко» Пересказ русской народной сказки «Морозко» |
Февраль | |
1 | Пересказ «Теплая кормушка» Составление описательных рассказов о птицах |
2 | Домашнее чтение « Пожарные собаки» Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин |
3 | Домашнее чтение «Лиса и волк» Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» |
4 | Пересказ «Фантазеры» Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
Март | |
1 | Пересказ «Талая вода» Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий |
2 | Домашнее чтение Заучивание стихотворения о маме Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
3 | Пересказ «Весенняя одежда» Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» |
4 | Пересказ «Строители гнезд» Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин |
Апрель | |
1 | Пересказ и заучивание стихотворения «Апрель» Пересказ рассказа «Апрель» с элементами драматизации |
2 | Составление рассказа о семье Составление рассказа по сюжетной картине «Семья», «Семейный ужин» |
3 | Пересказ «Весенняя одежда» Пересказ с элементами драматизации «Весенняя одежда» |
4 | Домашнее чтение Б. Заходера «Слесарь» Пересказ сказки «Две косы» |
Май | |
1 | Пересказ «Поле» Рассказывание о временах года |
2 | Пересказ «Шарик» Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин |
3 | Пересказ с элементами драматизации по сказке «Друзья» |
4 | Составление рассказов по серии сюжетных картин по желанию. |
Принципы:
1. Принцип индивидуального подхода к детям
2. Принцип сотрудничества — взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип интегративности — взаимосвязь с различными видами деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности — такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
5. Принцип доступности — обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
6. Принцип проблемного обучения — дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
7. Принцип компетентности педагога .
8. Принцип игровой подачи материала (ведущий вид деятельности — игра).
Инновационные технологии:
- личностно - ориентированный подход к детям;
- личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач);
- интегрированная система; -
здоровьесберегающие технологии - игровые методы и приемы.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- умеют определять жанр произведения;
- запоминают последовательность событий;
- выделяют основное содержание сказки;
- выстраивают схему содержания,
- уверенно манипулируют картами;
- умеют сочинять сказки коллективно и индивидуально.
Для родителей:
Родители понимают важность изучения художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам речевого развития дошкольников.
Этапы реализации проекта I этап проекта – организационный (сентябрь)
Составление поэтапного плана работы
.∙ Анализ проблемы: как развивать связную речь дошкольников.
∙ Создание банка идей и предложений;
подбор литературы
.∙ Подбор необходимого оборудования и пособий для практического
∙ обогащения проекта.
Мониторинг знаний детей
.∙ Анкетирование родителей.∙
II этап проекта – практический.
Перспективный план работы по реализации проекта Определение задач.
∙ Планирование деятельности
.∙ Разработка конспектов занятий, игр
.∙ Для того, чтобы детям было легче освоить свою работу мы разделили на несколько этапов:
Первый этап (октябрь) Знакомство детей с жанром литературного произведения – сказкой, еѐ отличиями от других жанров, со структурой сказки – еѐ композицией (зачин, основная часть, концовка). Изготовление вместе с детьми самих карточек.
Второй этап (ноябрь) Проведение подготовительных игр, которые помогут освоить карты.
Третий этап (декабрь) Знакомство детей с обозначениями карточек.
Четвертый этап (январь - февраль) Обучение пересказу сказки с опорой на карты Проппа.
Пятый этап (март, апрель, май) Обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».
III этап проекта – заключительный
- Обсуждение итогов и анализ работы. Рисками данного продукта были: затруднение запоминания обозначений карт, выстраивания с помощью них сюжетной линии. Преодолением рисков была опора на такие принципы, как: создание условий, способствующих социализации детей в позитивном ключе;∙ использование видов деятельности.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
2. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.
4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г. 5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.
5. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
6. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с. 8. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-297538-1379343776.jpg)
Проект "По дорогам сказок"
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-298423-1382041146.jpg)
Презентация проекта"По дорогам сказок"
Проект по театральной деятельности « По дорогам сказок», целью которого было развивать творческие способности и духовно-нравственные качества у дошкольников по средствам театра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309689-1381080242.jpg)
Проект "по дорогам сказок"
У каждого из нас внутри талант таитьсяИ очень важно в детстве дать ему раскрыться...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-351030-1385060852.jpg)
Проект "По дорогам сказок Чуковского"
Разработанный мной проект развивает коммуникативные способности детей дошкольного возраста, развивает свзную речь, памть ,развивает творческие способности детей при драматизации отрывков из прои...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-668117-1443450420.jpg)
Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)
Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...
Проект " По дорогам сказок"
Содействовать развитию познавательной сферы детей, обогащать словарь....
Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)
Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...