Лексический альбом "Зимующие птицы" для детей среднего дошкольного возраста
материал по развитию речи (средняя группа)

Лексический альбом создан в помощь педагогам, работающим с детьми среднего дошкольного возраста для работы по речевому развитию детей. В материале подобраны игры на развитие грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, развитие артикуляционного аппарата детей, развитие звуковой культуры речи, а также хужожественный материал - стихи, загадки, небольшие рассказы о зимующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskiy_albom_.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Лексический альбом «Зимующие птицы»
                       (для детей среднего дошкольного возраста)

 Активизация словаря и расширение словарного запаса
Существительные: голубь, ворона, воробей, снегирь, синица, дятел, сова, сорока, кормушка, корм
Глаголы: летать, искать, клевать, кормиться, каркать, чирикать, стрекотать, ворковать, зимовать, прилетать
Прилагательные: зимующие, проворные, дружные, красногрудый (снегирь), пестрый (дятел), белобокая (сорока), желтогрудая (синица), шустрый (воробей)

Игры на развитие слухового внимания
 1.«Кто самый внимательный»
Игровая задача: развитие слухового внимания и памяти
Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворение, затем  просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нем встречаются.

                                Кормушка для птиц
Кормушку папа сделал, повесил за окно –
И вот какой-то смелый в ней
голубь ест пшено!
Весёлые
синички слетелись в гости к нам,
Я завтра этим птичкам кусочек сала дам.
Синички звонко пели, а после, ровно в три,
Из леса прилетели красавцы
снегири!
Забыла я игрушки, смотрю теперь в окно,
Как
воробьи в кормушке весь день клюют зерно…
                                                                          Яна Воронец
2. «Подскажи словечко»
Игровая задача: развитие слухового внимания, чувства рифмы
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Птички на деревья сели,                   Серый, маленький комочек
Посчитай-ка: раз, два, три…             Чик-чирик! – замерз он очень!
На зимовку прилетели                       Солнце, выгляни скорей,
С красной грудкой …
(снегири)        Ждет тебя наш … (воробей)

Клюв его – как молоток,                    Два огромных зорких глаза
Короедов он знаток                            Кругом вертит голова,
И деревьев всех спасатель                Ты ее узнаешь сразу,
Называют птицу …
(дятел)                 Коль заухает … (сова)

Кар-кар-кар! – кричит плутовка.      С желтой грудкою летит -
Ну и ловкая воровка!                          Что это за птица?
И она вам всем знакома,                   Как наряден ее вид!
Как зовут ее …
(ворона)                      Звать ее … (синица)
Игры на формирование лексико-грамматических основ речи
1. «Назови ласково» 
Игровая задача: закрепить умение образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением
Ход игры: В руках у воспитателя «волшебная» палочка. Взрослый называет слово и передает палочку ребенку, чтобы тот, «уменьшил» слово.
Птица – птичка;
Перо – перышко;
Крыло – крылышко;
Воробей – воробушек;
Синица – синичка и т.п.
2. «Подбери признак»
Игровая задача:  научить согласовывать существительные с прилагательными.
Ход игры: Воспитатель называет существительное и задает вопрос  (какой, какая, какие), дети подбирают прилагательное по смыслу.
Снегирь (какой?) … красногрудый, пушистый, красивый и т.п.
Воробей (какой?) … маленький, шустрый, веселый и т.п.
Перья (какие?) … разноцветные, легкие и т.п.
Сорока (какая?) … крупная, болтливая, большая и т.п.
3. «Один – много»
Игровая задача: упражнять в образовании форм множественного числа существительных
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением одной птицы, дети должны сказать слово, обозначающее много птиц.
Одна ворона – много ворон;
Один снегирь – много …
Одна синица – много …
Один воробей – много …
4. «Кого не стало»
Игровая задача: упражнять в употреблении падежных форм существительных (в родительном падеже)
Ход игры: Воспитатель выставляет на доску изображения зимующих птиц (5-6 картинок). Предлагает детям назвать каждую птицу и запомнить. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну из картинок. Дети должны ответить кого не стало (Например, не стало снегиря).
5. «Скажи наоборот» -«Закончи предложение»
Игровая задача: упражнять в подборе антонимов
Ход игры:  Воспитатель начинает предложение, дети должны его закончить, подобрав слово – антоним
Воробей маленький, а ворона - …
У синички хвост короткий, а у сороки - …
Сова спит днем, а охотится - …
Голубь тяжелый, а воробей - …
У дятла клюв длинный, а у снегиря …

6. «Назови слово»
Игровая задача: учить образовывать сложные прилагательные
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы, из двух слов составить одно
Как назвать птицу, у которой короткий хвост (короткохвостая),
- красная грудь (красногрудая);
- розовые щеки  (розовощекая);
- черные глаза (черноглазая);
- длинный нос (длинноносая) и т.п.

 Загадки о зимующих птицах

Красногрудый, чернокрылый                    Зимой на ветках яблоки!
Любит зернышки клевать,                          Скорей же, собери!
С первым снегом на рябине                       И вдруг вспорхнули яблоки -
Он появится опять.    
(снегирь)                  Ведь это …   (снегири)

Эта птица круглый год                                  Чик-чирик!
Во дворе у нас живет.                                   К зернышку прыг,
И чирикает она                                               Клюй, не робей
Громко с самого утра.  
(воробей)              Кто же это? … (воробей)

Эта хищница болтлива,                                Трещала с самого утра!
Воровата, суетлива                                        «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Стрекотунья, белобока                                 Какая с ней морока,
А зовут ее …
(сорока)                                     Когда трещит … (сорока)

В теплый край не улетают,                           Синяя косынка,
На морозе распевают.                                   Темненькая спинка.
Эти птички - невелички                                 Маленькая птичка
Называются …  
(синички)                              Звать ее …  (синичка)

Столяр есть у нас в бору,                               Клюв его – как молоток,
Целый день долбит кору.                             Короедов он знаток.
В красной шапочке своей                             И деревьев всех спасатель
Виден он среди ветвей.  
(дятел)                 Называют птицу …  (дятел)

Птица черная кружится,                                Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!
«Кар!» - кричит она и злится.                       Вот и весь репертуар.
Всем известная персона,                               Оглашает крону клена
А зовут ее …  
(ворона)                                    Своим пением …  (ворона)

В небе кружит птичек стая,                           Он живет на площадях,
Стая вовсе не простая.                                   На деревьях и ветвях.
Стаю эту ты не бей                                          Он воркует, не поет,
Это стая …
(голубей)                                       Бодро семечки клюет.   (голубь)

Угадай, какой же птице,                                У нее глаза большие,
Ночью темною не спится?                            Хищный клюв – всегда крючком
Не укроет мышь трава                                   По ночам она летает,
Ведь за ней летит …
(сова)                           Спит на дереве лишь днем.  (сова)

В зимний день среди ветвей                     Избушка новая, для всех столовая
Стол накрыт для всех гостей.                     Зовет обедать, крошек отведать.
                               
(кормушка)                                                                 (кормушка)

Пальчиковые игры по теме «Зимующие птицы»
1. «Кормушка»
Ребята дощечки пилили, пилили       (пилящие движения ребром ладони)
И дружно кормушку для птиц мастерили        (стучать кулаком по ладони)
В нее мы насыплем для птиц угощенье     (растирать подушечки пальцев)
Немного семян и остатки печенья    
Сушеные фрукты и хлебные крошки           (загибать поочередно пальцы)
И сала на ветки развесим немножко
А чтобы на птичий обед посмотреть            («очки» подносим к глазам)
Чуть-чуть отойдем и не будем шуметь.    (пальчики «шагают», указательный
                                                                              поднести к губам)
2. «Птички»
Зимовать у нас остались    (сжимать и разжимать кулачки)
Дятлы, совы, воробьи,       (последовательно поднимать большой, указа-
                                                 тельный, средний пальцы обеих рук)
Галки, голуби, синицы        (поднимать средний, безымянный и мизинец
                                                 обеих рук)
Прилетели снегири.             (ладони повернуть к себе, большие пальцы
                                                  выпрямить и переплести «птичка», остальными
                                                  пальцами совершать колебательные движения)
3. «Воробьи»
Воробьи – воробушки,       (пальцы в кулак, указательный и большой –клювик)
Серенькие перышки!          (шевелить прямыми пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки     (стучать указательным пальцем правой руки по
У меня с ладошки!                левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют   (подуть на раскрытые ладони)
И погладить не дают.          (погладить тыльные стороны ладоней поочередно)
Как бы нам поладить,         (хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?     (потереть ладони одна о другую)

4. «Сорока»
Рано утром издалека             (соединить кисти рук крест-накрест, соприкасая
                                                     запястьями)
Прилетела к нам сорока.      (помахать кистями рук как крыльями)
Стала громко стрекотать,      (ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к
Длинным хвостиком махать        другу и наклонять вправо-влево)
Зернышки она клевала          (пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать
Все на свете рассказала.         зернышки»)

Стихи о зимующих птицах для чтения и заучивания

               ***                                                                                   ***
Воробьи – воробушки,                                              Скачет шустрая синица,
Серенькие перышки!                                                 Ей на месте не сидится,
Клюйте, клюйте крошки                                            Прыг - скок, прыг – скок,
У меня с ладошки!                                                      Завертелась, как волчок.
Нет, с ладошки не клюют                                          Вот присела на минутку,
И погладить не дают                                                  Почесала клювом грудку,
Как бы нам поладить                                                 И с дорожки – на плетень,
Чтоб дались погладить?                                            Тири-тири, тень-тень-тень!
                                  С.Егоров                                                                           А.Барто

                ***                                                                                   ***
Что за птицы? Угадай-ка!                                           Протянула я ладошку -
Снегирей на ветках стайка.                                        На ладони хлеба кошки.
Все расселись на виду,                                                Прилетели голубки
Будто яблоки в саду!                                                   Смело брали хлеб с руки.
Раз, два, три, четыре, пять -                                       Важно рядышком гуляли,
Так и хочется сорвать!                                                 Меж собою ворковали,
Потянулся к ним скорей!                                            Все вели свою беседу,
Яблок нет … И снегирей.                                             Чтоб еще найти к обеду.
                                Т.Гетте                                                                         М.Пиудунен

                ***                                                                                    ***
Эта птица всем знакома -                                            Не далеко, не высоко
Важно ходит возле дома                                             На суку сидит сорока,
Кар-кар-кар! вдруг закричит,                                     И трещит весь день без толку
И спокойно улетит.                                                       Потому что, балаболка.
Очень хитрая персона                                                  Лучше бы тихонько пела
А зовут ее ворона.                                                         Иль кричала, но по делу…
                                  Т.Смолин                                                                         В.Гвоздев

                                                               ***
                                           Трудно птицам зимовать,
                                           Надо птицам помогать!
                                           Распилить я попросил
                                           Досочку еловую,
                                           Вместе с папой смастерил
                                           Птичкину столовую.
                                                                             А.Чепуров

7. «Посчитай птиц»
Игровая задача: учить согласовывать количественные числительные с существительными
Ход игры:  Воспитатель показывает картинку «Зимний лес». Предлагает рассмотреть и назвать птиц, сидящих на деревьях, а потом посчитать птиц: один дятел, две вороны и т.п.

8. «У кормушки»
Игровая задача: формировать умение правильно использовать предлоги в речи
Ход игры: 1 вариант – Воспитатель помещает на  доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия педагога, по его просьбе выделяют предлоги.
Синица сидит
на кормушке.
Ворона ходит
под деревом и т.п.
2 вариант – Воспитатель помещает на доску картинку с изображением дерева с кормушкой и зимующих птиц. Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы взрослого:

Где снегирь? – Снегирь на ветке.
Где воробей? – Воробей
у кормушки и т.п.

9. «Угощение для птиц»
Игровая задача: упражнять в составлении предложений
Ход игры: На доске картинки с изображением птиц. На столе – карточки с изображением корма для них.
Воспитатель предлагает детям угостить птиц. Ребенок выбирает понравившуюся ему карточку с изображением корма и говорит (составляет предложение):
Я угощу синичку салом.
Я насыплю семечек голубю и т.п.
Игра проводится после того, как дети узнали, что любят есть разные зимующие птицы.

 Упражнения на развитие звуковой культуры речи

                              Чистоговорки

        ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока

        ОНА – ОНА – ОНА – любопытная ворона

        ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны

        ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона

        ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – пестрые синицы

        БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи

        БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей

        ОКА – ОКА – ОКА – корм нашла сорока

        БЬИ – БЬИ – БЬИ – скачут воробьи

        БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей

        РИ – РИ – РИ – прилетели снегири

        РЕЙ – РЕЙ – РЕЙ – очень много снегирей

        ВА – ВА – ВА – глазастая сова

        НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне

        УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки

        АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать

        ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить


                               
Ритмические игры

           
           «Воробей»                                                   «Ворона»
- Воробей, что ты ждешь,                        - Ты, ворона, где была?
Хлебных крошек не клюешь?                 Что, ворона , принесла?
- Я давно заметил крошки,                      - Я летала на базар,
Да боюсь сердитой кошки.                      Принесла вам «кар-кар-кар»

          «Снегирь»                                                     «Дятел»
Красногрудый снегирек,                          Дятел лечит старый дуб
Ты подай нам голосок!                             Тук да тук, тук да тук.
Отвечает нам снегирь:                              Он деревьям – лучший друг
«Свирь-свирь! Свирь-свирь!»                  Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.                

                                                               

Познавательные рассказы для чтения и перессказа

 Ю. Дмитриев «Снегирь»
   Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

 Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»
   «Тинь-тинь-тинь, -слышится ранним утром во дворе. Тинь-тинь-тинь»! Маленькая синичка, словно пушистый шарик, перескакивает с ветки на ветку. ЕЕ черные, как бусинки глаза, внимательно оглядывают все кругом. Вот она заметила на снегу разные корочки, крошки хлеба, которые были выкинуты со стола. Синичка мигом слетела вниз, схватила хлебную корочку и вспорхнула обратно на ветку. Тут она прижала добычу лапками к сучку и принялась ее клевать. Зимой синички всегда поближе к человеку держатся. И в селах, и даже в больших городах их постоянно в эту пору увидеть можно. А как только наступит весна, тут синички по лесам, по рощам, по большим садам разлетятся, примутся за разными букашками, червяками охотиться. Весною они всюду себе еду
найдут!

Н. Сладков «Волшебная полочка»
- Я – повелитель птиц!
Захочу – птицы сами прилетят ко мне. Захочу – прилетят голуби, воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся гости севера: снегири и сверистели.
Нет, я не волшебник, я не шепчу таинственных заклинаний. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила!
Так и быть, - я открою свой секрет. И к вам, стоит вам только захотеть, станут прилетать дикие птицы. Для этого надо на простую полочку насыпать простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На нее сразу же прилетят голуби и воробьи, А если вы живете у парка или в деревне, укрепите на полочке кусочек сала – к вам прилетят синицы! Положите на полочку кисти рябины – прилетят снегири и свиристели. Сделайте себе волшебную полочку.
Каждый день станут прилетать к вам разные птицы. Хотите – смотрите, хотите – снимайте. Вы станете добрым повелителем птиц!
 Комплекс артикуляционной гимнастики  «Зимующие птицы»
Вот синичка прилетела,
И на веточку присела.     («качели»)
Чистит пёрышки с утра
Не страшны ей холода.   («стук зубами»)

Это что за птица
К нам в окно стучится.     («трубочка»)
И на крышу дома              («язык за верхние зубы»)
Медленно садится.          («лопаточка»)

Вдалеке стучится дятел   («дятел»)
Д-д-д по дереву.
Он сегодня очень весел
Червячки нашлись ему.   («змейка»)
Выполнение упражнений

1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом
до подбородка (3-4 раза).

2. «Стук зубами»
Цель: укрепить круговую мышцу рта.
Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать верхними и нижними зубами одновре-
менно (3-4 раза)

3. «Трубочка»
Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед
округленные губы.
С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком
положении определенное время.
4. «Язык за верхние зубы»
Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и
умение делать кончик языка напряженным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Поднять кончик языка к верхним зубам,
удерживать в таком положении под счет от 1до 5.

5. «Лопатка»

Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать
в таком положении под счет от 1до 5.

6. «Дятел»

Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и
умение делать кончик языка напряженным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами,
отчётливо произнося твёрдый звук д (3-4 раза).

7. «Змейка»

Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность.
Рот приоткрыт. Язык лежит на нижней губе. Движения языком вперёд – изо
рта, затем обратно в рот (3-4 раза).      

           

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Рассказ-небылица по лексической теме "Овощи"для детей среднего дошкольного возраста.

Нод по развитию речи для детей средней группы по теме "ОВОЩИ"...

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста "Помощники" (по лексической теме "Посуда")

Цель: формирование лекико-грамматических категорий. Задачи:коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь детей;продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;закреплять...

НОД по лексической теме "Домашние животные весной" для детей среднего дошкольного возраста с ОНР

НОД по лексической теме  "Домашние животные весной" по формированию лексико-грамматических категорий для детей среднего дошкольного возраста с ОНР...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы. Ягоды"

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы. Ягоды"...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Овощи.Фрукты."

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Овощи. Фрукты"...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Деревья"

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Деревья"...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Признаки осени"

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Признаки осени"...