Конспект НОД по развитию речи. Тема: "Перелетные птицы: ласточка и скворец - сравнение внешнего вида"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Данный конспект составлен в соответствии с ФГОС ДОУ
Цель: Формирование умения сравнивать двух птиц по внешним признакам.
Задачи:
- Обеспечить восприятие детьми иллюстраций птиц: определение частей тела, выделение отличительных признаков внешнего вида.
- Упражнять детей в описании птиц используя: сравнения (большой-маленький; длинный-короткий; белая-черная), эпитеты(красивая птица с блестящим черным оперением, небольшая красивая птица стремительная в полете «касаточка»), синонимы(маленький-крохотный; раздвоенный-деленный на две части; большой-крупный; короткий-укороченный).
- Совместно с детьми составлять простые предложения по вопросам.
- Предоставить опыт публичного рассказывания детьми о внешнем виде перелетных птиц: ласточке и скворце.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеобразовательного вида №1 «Светлячок» г.о. Спасск - Дальний
Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД)
по развитию речи.
Тема: «Перелетные птицы: ласточка и скворец – сравнение внешнего вида»
Образовательная область «Речевое развитие»
группа младшего возраста
Подготовлен:
Гуршаловой Анной Юрьевной
воспитателем детского сада
высшей квалификационной категории
2019 г.
Тема: «Перелетные птицы: ласточка и скворец – сравнение внешнего вида»
Тема для детей: «Путешествие в гости к весне, знакомство с перелетными птицами их внешним видом»
Цель: Формирование умения сравнивать двух птиц по внешним признакам.
Цель для детей: Путешествие с воробьём, знакомство с ласточкой и скворцом.
Задачи:
- Обеспечить восприятие детьми иллюстраций птиц: определение частей тела, выделение отличительных признаков внешнего вида.
- Упражнять детей в описании птиц используя: сравнения (большой-маленький; длинный-короткий; белая-черная), эпитеты(красивая птица с блестящим черным оперением, небольшая красивая птица стремительная в полете «касаточка»), синонимы(маленький-крохотный; раздвоенный-деленный на две части; большой-крупный; короткий-укороченный).
- Совместно с детьми составлять простые предложения по вопросам.
- Предоставить опыт публичного рассказывания детьми о внешнем виде перелетных птиц: ласточке и скворце.
Задачи образовательных областей в интеграции.
«Физическое развитие»
Повышать двигательную активность – предупреждение пере утомляемости; развивать моторное планирование, координацию, мелкую моторику – согласованность движений пальцев рук.
«Социально - коммуникативное развитие»
Способствовать развитию дружеских взаимоотношений при выполнении совместного задания – собрать разрезную картинку.
«Познавательное развитие»
Формирование первичных представлений о жизни птиц весной.
Предполагаемый результат: «Каждый ребенок к концу деятельности сумеет определить перелетную птицу по внешним признакам: ласточка или скворец.
Критерии (признаки) результата:
- Правильно назвал части тела птиц (голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь).
- Правильно ответил на вопросы: «Как называют птицу с раздвоенным длинным хвостом, маленьким черным клювом, белой грудкой?» «Как называю птицу с коротким хвостом, большим желтым клювом, черной грудкой?»
- Правильно собрал разрезные картинки: Д/И «Чей хвост?» определяя птиц по внешнему виду.
Уровни оценивания:
- Умение сформировано – 2 балла
- Сформировано частично – 1балл
- Не сформировано - 0 баллов
Предварительная работа: разучивание стихотворения С. Я. Маршака из цикла «Времена года. Апрель»,
Стихотворения «Перелетные птицы»
Словарная работа: Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляются подснежники. Тепло, радость, красоту, пробуждение природы.
Оборудование для детей:
туннель, мяч для каждого ребенка, корзина, массажная дорожка; миски с манной крупой, разрезные картинки (ласточки и скворца), кисточки№5; подставки, су - джок шарик для каждого ребенка.
Оборудование для педагога:
изображения: воробья, весны, дерева, ласточки, скворца, солнца; музыка: П.И. Чайковский «Времена года. Весна», звуков природы: ручья, чириканье воробья, ласточки, скворца.
Основные этапы НОД | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Наглядное сопровождение |
1 этап. Вводная часть. | Привлечение внимания. Обращение к опыту детей. Обеспечение мотивации к деятельности. | В: Для того, чтобы узнать, к кому в гости мы отправимся, отгадайте загадку: Она приходит с ласкою В: Вы правы, это весна. В: Назовите признаки весны. (Звук чириканья воробья) В: Ребята, кто это чирикает? Правильно – это воробей, он услышал, что мы отправляемся в гости к весне и предлагает путешествовать вместе, чтобы познакомить вас со своими друзьями, перелетными птицами. Ну, что отправляемся. | Д: Весна. Д: Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляются подснежники. Д: Воробей Д: Да! | Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Весна» Изображение воробья. Музыка – чириканье воробья. |
2 этап. Основная часть. | Введение нового материала. Формирование умения сравнивать двух птиц по внешним признакам. Фиксация в речи того, что освоили, чему научились. | В: Ребята весной бегут ручьи. Превращаемся в ручеек, который бежит по камешкам.
(звучит музыка ручья) В: Ну вот мы с вами и попали в гости к весне. Скажите, что нам приносит весна? В: Молодцы! Ручеек бежит дальше по камешкам. Расскажите пожалуйста стихотворение для нашей хозяйки С. Я. Маршака из цикла «Времена года. Апрель». В: Молодцы ребята!Весна благодарит вас. А ручеек наш бежит дальше вслед за воробьём к дереву, где и встречается с его друзьями. Присаживайтесь пожалуйста на стульчики. В: Ребята, посмотрите на дерево, здесь среди ветвей сидят друзья воробья, перелетные птицы: ласточка и скворец. Давайте с ними познакомимся и назовем части тела птиц. В: Чем покрыто тело птиц? В: Молодцы. В: Ребята скажите, ласточка и скворец внешне похожи? В: Да, ребята они внешне отличаются друг от друга. В: Ласточка небольшая красивая птица, стремительная в полете. В народе ее еще называют «касаточка». Скворец красивая птица с блестящим черным оперением. У ласточки клюв маленький, крохотный, черный. У скворца клюв большой – крупный, желтый. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный – деленый на две части. У скворца хвост короткий – укороченный. У ласточки грудка белая. У скворца грудка черная. В: Ребята, давайте встанем и подойдем к солнышку. Весной солнце светит ярче, греет теплее, все живое очень радуется теплу. Возьмите пожалуйста су-джок шарик и расскажите, для наших перелетных птиц стихотворение. В: Молодцы! Кладите шарики, присаживайтесь. В: Ребята, ответьте на вопрос?
В: Молодцы ребята! | Д: Тепло, радость, красоту, пробуждение природы. Д: Апрель! Апрель! Д: голова, клюв, туловище, грудь, крылья, хвост, лапы. Д: перьями. Д: нет. Д: «Перелетные птицы» Тили – тели. Тили – тели. С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко. Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж – все вернулись, прилетели. Песни звонкие запели! (дети катают шарик между ладонями) Д: Уласточки клюв маленький черный. У скворца клюв большой желтый. У ласточки хвост длинный, раздвоенный. У скворца хвост короткий. У ласточки грудка белая. У скворца черная. | У каждого ребенка в руках мяч, кидая мяч в туннель, ребенок проползает по туннелю, поднимает мяч и кладет его в корзину. Музыка ручья. Иллюстрация весны. Дети становится на массажную дорожку, идут по ней и рассказывают хором стихотворение. Дети проходят на стульчики перед доской. На доске иллюстрации: дерева, ласточки и скворца. Воспитатель показывает птиц. Воспитатель показывает части тела. Воспитатель рассказывает о внешнем виде птиц и отличительных признаках. Показывает. На столе изображение солнца, на лучиках подставочки с су-джок шариками. Дети садятся на стульчики. |
3этап. Заключительный. | Итоговое задание. | В: А сейчас воробей приглашает вас поиграть в игру «Чей хвост?» Подходите к столу. В этих чашках воробей спрятал часть картинки, нужно аккуратно, с помощью кисточки размести крупу, достать часть, найти у кого вторая половинка и соединить части, что бы получилось целая. (разметаем крупу аккуратно, она должна остаться в чашке). Приступаем. (Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Весна») В: Все достали? Молодцы! Ищите у кого вторая половинка. Соединяем. Воспитатель спрашивает у каждой пары детей, изображение какой птицы у них получилось. Почему они так решили? Если, дети путают, еще раз обращает внимание на внешние особенности. В: Ребята скажите: как называют птицу с раздвоенным длинным хвостом, маленьким черным клювом, белой грудкой? В: Ребята скажите: как называю птицу с коротким хвостом, большим желтым клювом, черной грудкой? В: Молодцы! Ребята, ласточка и скворец рады, что вы справились с заданием и не ошиблись, теперь вы знаете, в чем отличие ласточки от скворца по внешним признакам. Они вам благодарны и хотят спеть для вас свои песенки. Подходите к дереву и давайте послушаем. (звучит музыка пения птиц) В: Нашим гостям ласточке и скворцу пора возвращаться к своим друзьям, давайте поблагодарим их за такие чудесные песенки, поблагодарим нашего друга воробья за чудесное путешествие и скажем им до свидания. | Дети выполняют задание: разметают крупу и достают части картинок; собирают разрезные картинки, подбирая части Д: Ласточка. Д: Скворец. Д: До свидания. | Стол. Чашки с манной крупой, под которой находятся части картинок ласточки и скворца. Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Весна» Звук пения птиц: ласточки; скворца. |
Самоанализ непрерывно образовательной деятельности.
НОД проведена в младшей группе. Присутствовало 8 человек.
Образовательная деятельность проведена в форме путешествия к весне, знакомство с перелётными птицами. на наглядно-действенной основе, что позволило удержать внимание детей.
Мотивация деятельности: путешествие с воробьем, знакомство с его друзьями, перелетными птицами.
Предварительная работа: беседы о весне, ее признаках, рассматривание иллюстраций; разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель», пальчиковой игры с су-джок шариком «Перелетные птицы».
Цель образовательной деятельности: формирование умения сравнивать двух птиц по внешним признакам.
Учитывая, что дети запоминают интересную и эмоционально окрашенную деятельность, использовала следующие методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Словесный метод нужен был для поддержания внимания детей на протяжении всей образовательной деятельности (приглашение в путешествие, художественное слово, вопросы, описание птиц, словесная инструкция)
Наглядный метод помог в развитии познавательного процесса (рассматривание птиц – знакомство с внешним видом).
Практический метод – для закрепления знаний и умений детей на практике в новых условиях (д/игра «Чей хвост?» - собрать разрезную картинку).
Игровой метод использовался с целью выявления знаний и умений детей и их систематизации (подражание ручейку, пальчиковая игра с су-джок шариком «Перелетные птиц»)
Данная деятельность направлена на формирование знаний детей по теме: «Перелетные птицы: ласточка и скворец – сравнение внешнего вида», поэтому вся деятельность была насыщена заданиями, которые подчинены главной цели.
Особое внимание было уделено пере утомляемости детей (смена видов деятельности). Утомляемости не наблюдалось.
Продуктивность совместной деятельности была в том, что дети могли увидеть наглядно результат своего труда (собирали разрезную картинку в парах, подбирая части).
В конце образовательной деятельности приучаю детей к тому, чтобы они смогли проанализировать, чем они занимались, дети ответили на контрольные вопросы о внешнем виде перелетных птиц: ласточка, скворец, а значить поняли и запомнили материал.
Я считаю, что дети младшей группы справились с поставленной целью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи тема: "Домашние птицы" 2 младшая группа
Конспект занятия по развитию речи тема: "Домашние птицы" 2 младшая группа...
Конспект занятия по развитию речи тема: "Перелетные птицы" 2 младшая группа
Конспект занятия по развитию речи тема: "Перелетные птицы" 2 младшая группа...
Образовательно игровая ситуация по развитию речи тема "Перелетные птицы"
Продолжать совершенствовать умение детей составлять небольшой рассказ, используя сюжет картины " Грачи прилетели" .Употреблять в речи прилагательные, глаголы, предлоги. Расширять слова...
Конспект по познавательному развитию на тему «Перелетные птицы» старшая группа.
закрепить и систематизировать знания детей о перелетных птицах.-Расширить знания детей о птицах. - Учить разгадывать загадки- кроссворд....
Конспект занятия по развитию речи № 5 во второй младшей группе Тема: «Описание внешнего вида куклы Оли»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Описание внешнего вида куклы Оли»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление описания внешнего вида»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление описания внешнего вида»...
Конспект занятия по развитию речи тема "Перелетные птицы"
Конспект занятия по развитию речи тема "Перелетные птицы"...