"Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром"
статья по развитию речи (младшая группа)
«Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Младший дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка. Малыш активно развивается: быстро набирает в весе, росте; начинают более активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; прорезываются молочные зубы. Действия ребёнка приобретают целенаправленный характер, развивается речь, в ней уже присутствуют все части речи. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем мире непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир. Дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Речь – это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком выполняет функции: межиндивидуальную, внутрииндивидуальную, общечеловеческую. Функции отражают реальный процесс развития речи в онтогенезе. Каждая из функций речи подразделяется еще на ряд функций. Коммуникативная межиндивидуальная функция включает функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная. Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Младший дошкольный возраст характеризуется активным наполнением словаря детей
В речи присутствуют: существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто); обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда). Особенности развития речи в дошкольном возрасте: разговорная, простая форма диалогической речи; структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы; чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении); ситуативна, больше выражает, чем высказывает; более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию; изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.
Правильно ввести в окружающий мир младших дошкольников, познакомить со всем его многообразием могут только грамотные близкие люди – сначала родители (или лица их заменяющие) и члены семьи, далее это знакомство продолжают педагоги дошкольной образовательной организации. Для развития речи, в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром, важно и необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды. Среда включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ, а также создание эколого-развивающей среды и на территории детского сада, и в самом здании. В работе по развитию словаря используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми словом. Разнообразные методы и приемы воспитатель применяет и при руководстве познанием природы, приобретением детьми различных навыков и умений. При этом предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают активное овладение этими навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Младший дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка. Малыш активно развивается: быстро набирает в весе, росте; начинают более активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; прорезываются молочные зубы. Действия ребёнка приобретают целенаправленный характер, развивается речь, в ней уже присутствуют все части речи. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем мире непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир. Дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Речь – это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком выполняет функции: межиндивидуальную, внутрииндивидуальную, общечеловеческую. Функции отражают реальный процесс развития речи в онтогенезе. Каждая из функций речи подразделяется еще на ряд функций. Коммуникативная межиндивидуальная функция включает функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная. Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Младший дошкольный возраст характеризуется активным наполнением словаря детей
В речи присутствуют: существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто); обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда). Особенности развития речи в дошкольном возрасте: разговорная, простая форма диалогической речи; структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы; чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении); ситуативна, больше выражает, чем высказывает; более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию; изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.
Правильно ввести в окружающий мир младших дошкольников, познакомить со всем его многообразием могут только грамотные близкие люди – сначала родители (или лица их заменяющие) и члены семьи, далее это знакомство продолжают педагоги дошкольной образовательной организации. Для развития речи, в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром, важно и необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды. Среда включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ, а также создание эколого-развивающей среды и на территории детского сада, и в самом здании. В работе по развитию словаря используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми словом. Разнообразные методы и приемы воспитатель применяет и при руководстве познанием природы, приобретением детьми различных навыков и умений. При этом предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают активное овладение этими навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром»
Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с другими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использова...
"Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим и трудом взрослых"
Развития речи в детском саду....
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста по активизации словаря....
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....
Доклад на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
laquo;Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и б...
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...