"Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим и трудом взрослых"
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Кохно Алена Леонтьевна,
Воспитатель,
МБДОУ ДС №54
«Катюша»
г. Нижневартовск
Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим и трудом взрослых: принципы, методы и приемы работы
Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством формирования речи ребенка, в том числе пополнения и активизации его словаря. «Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений... Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий».
Маленьких детей прежде всего знакомят с предметами, непосредственно их окружающими. Вот почему содержание занятий по развитию речи тесно связано с обстановкой, в которой живет ребенок: с оформлением групповой комнаты и детского сада, с особенностями местности (город, село) и природным окружением.
На третьем году жизни детей продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения. Рассматривая их с детьми, воспитатель уточняет названия деталей предмета (карманы, рукава, воротник у пальто), некоторых качеств (цвет, размер и т.п.), расспрашивает о назначении вещей. Дети по-прежнему с удовольствием выполняют задания типа «Отгадай и назови» (узнают предмет, рассказывают о его назначении и выполняют ряд специфических для данного объекта действий).
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
Дети трех лет начинают наблюдать трудовой процесс по своей инициативе, стремятся дождаться результата, спрашивают, что получится. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом, - посильная задача для детей младших групп. Эти знания оказываются важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к результатам.
В быту и на занятиях у детей формируют интерес к различным профессиям, в частности к тем, рассказывая о которых ребенку можно показать некоторые трудовые действия и частично результат труда, а также познакомить с орудиями труда. К таким понятным ребенку профессиям- относятся профессии врача, повара, шофера, дворника. Полученные детьми представления уточняются в дидактических играх типа «Узнай и назови (орудия труда и трудовые действия), «Кому что нужно» и активизируются в сюжетно-ролевых играх.
Сообщая детям первые общие представления о труде взрослых (няни, врача, медсестры, повара, шофера); содействуя развитию игр, отражающих труд взрослых, несложные профессиональные действия (шофер работает на машине, перевозит грузы или людей); обращая внимание детей на наиболее характерные операции и результаты труда, воспитатель (или родитель) имеет возможность воздействовать и на речевое развитие, на состояние словаря ребенка.
Накопленные представления объединяются по разным направлениям:
1. Обобщаются трудовые процессы в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии (няня, повар, шофер и др.), и на этой основе формируются более общие представления о труде этого человека (няня моет посуду, пол, накрывает на столы, ставит раскладушки, помогает детям одеваться на прогулку и т. д.; повар варит суп, делает котлеты, пирожки, варит кисель, делает салаты и т. п.; шоферы привозят в нужные места разные вещи или людей).
2. Обобщаются представления о результатах труда, получаемых в разнообразных трудовых процессах, о их значении и на этой основе формируются более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии.
Эффективными здесь являются следующие методы и приемы:
- наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат;
- повторность наблюдений, позволяющая формировать отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости;
- игры-занятия, повторяющие тот или иной труд («Вымоем куклам посуду» и др.), и обобщающие беседы, проводимые с широким использованием наглядности.
Работа по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим и трудом взрослых строится на ряде принципов, к которым относятся:
- единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;
- опора на активное и действенное познание окружающего мира;
- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира;
- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности.
В этой работе используются методы накопления содержания детской речи, включающие методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии, дидактические игры и упражнения.
б) методы опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диафильмов, кино и видеофильмов, просмотр телепередач.
Наблюдения за окружающим и процессом труда взрослых мною были организованы согласно требованиям, сформулированным Е. И. Тихеевой к проведению экскурсий и осмотров:
- Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
- Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.
- Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
- Для максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы (точная номенклатура и т. п.), которые будут закрепляться или предлагаться впервые» (подчеркнуто авторами учебного пособия).
- Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий.
Эти требования педагогически оправданны, они опираются на знание закономерностей развития ребенка, проверены многолетней практикой и, безусловно, не потеряли своего значения.
В работе с детьми третьего года жизни мною активно использовались такие методы непосредственного ознакомления с окружающим, как рассматривание предметов (орудий труда, машин и т.п.), наблюдения за деятельностью взрослых. Их привлечение имело целью уточнить и углубить знания о предметах, используемых в трудовой деятельности человека. Дети при этом учились последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. Также широко использовалось обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
Что касается наблюдений за деятельностью взрослых, то перечень объектов для этого определен программой и диктуется окружением детей, а их организация отвечает общим рассмотренным выше требованиям. Перед проведением каждого занятия мною выделялись те слова, которые подлежали усвоению детьми и были предметом особого внимания при его проведении.
При этом важным моментом было сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависел от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомились с какими-то явлениями (например, трудом водителя, продавца и др.), то здесь требовалось почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения (вторичное наблюдение за работой нянечки) целесообразным было вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Использовался также подсказ начала слова. Этот прием стимулировал умственную деятельность детей, положительно влиял на припоминание, выбор нужного слова.
Обращалось внимание и на то, что речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова произносились четко, внятно. Использовались специальные приемы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.
Очень важно варьировать методику повторений. Применялись такие формы повторений, как:
- буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово «экскаватор». Теперь вы скажите...»);
- совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь);
- игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).
Речевой образец сопровождался пояснением слов, толкованием их смысла. Бытует мнение, что данные приемы следует применять, главным образом, в старших группах. Однако с этим нельзя согласиться. Опыт работы с детьми и специальные исследования свидетельствуют о возможности и целесообразности пояснений и толкований слов детям младшего дошкольного возраста. При пояснении значений слов прежде всего обращалось внимание ребенка на функции предметов; при объяснении этимологии названий также подчеркивалась функция предмета (самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы – люди, которые пешком ходят, и т. п.).
Также применялся в целях обогащения словаря детей показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае давала детям знания о тех объектах, которые они не могли наблюдать непосредственно. Например, не было возможности организовать непосредственное наблюдение за трудом врача и медсестры в больнице, штурвального на пароходе – в этом случае использовались картины соответствующего содержания, сопровождаемые комментариями воспитателя и вопросами детей.
В этой ситуации картина несла ребенку вместе с представлением и слово, ее рассматривание сопровождалось речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте. При этом воспитатель своими вопросами побуждал детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос являлся основным приемом работы над словом.
Аналогичными возможностями обладает рассматривание игрушек, которые в отличие от картин позволяют также выполнять действия, связанные с той или иной профессиональной деятельностью, организовать дидактические игры, игры-драматизации с ними.
Игры-драматизации крайне важны для решения поставленных задач по обогащению словаря. Особое место в руководстве такими играми для детей этого возраста занимает подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованных представлений, создание игровых ситуаций.
В целях обогащения словаря по избранной тематике использовались различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, орудия труда. Особое значение имела предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая являлась средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.
Полученные детьми знания уточнялись и закреплялись в дидактических играх типа «Узнай и назови» (орудия труда и трудовые действия врача и повара), «Кому нужны эти вещи» (врач, повар). А также в сюжетно-ролевых играх. Воспитатель брал на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности. Некоторые из игр приведены в конспектах занятий Приложения 1.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы.
Также использовались следующие приемы в ходе ознакомления с окружающим и трудом взрослых:
1) обогащения и уточнения словаря: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, объяснение назначения предмета, использование взрослым нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами, поручения, предполагающие ответ действием (найди, принеси, покажи, дай, сделай то-то);
2) активизации словаря: вопросы, дидактические упражнения (Скажи, кто водит машину? Кто лечит людей? Кто продает вещи в магазине? и т.д.), договаривание детьми слов, сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей, поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания.
Учитывались как словесные, так и двигательные ответы. Двигательные ответы, особенно при формировании на данном возрастном этапе новых сложных связей в мышлении ребенка, могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.
Таким образом, в работе над обогащением словаря младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и трудом взрослых использовалась совокупность разных методов и приемов, направленных на расширение активного и пассивного словаря детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»
Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....
«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром»
Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с другими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использова...
Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексичской стороны речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Бедность словаря мешает полному общению, а, сл...
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста по активизации словаря....
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....
"Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром"
laquo;Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»Младший дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка. Малыш активно развивается: б...
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...