Дидактические игры и игровые упражнения по развитию речи
учебно-методическое пособие по развитию речи

Иванова Оксана Викторовна

Дидактические игры и игровые упражнения по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и

игровые упражнения

Младший возраст

“Домики”

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.- по количеству детей, строительный материал.

Ход: вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

“Где наши ручки?”

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

 Ход: дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре: -Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.) —   Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.) —   Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)  Вот наши ручки!   Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек.)    Вот   наши ножки! Игра повторяется 2—3 раз.

Средний возраст

“Чудесная коробка”

Цель: дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёФт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

Материалы: коробка, машинка, самолет, поезд, пароход

Ход игры: взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей. Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.

“Чья голова?”

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

Старший возраст

“Какие бывают иголки?”

 Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

Материалы: картинки с изображением швейной иглы, ежа, елки, медицинской иглы.

Ход: воспитатель: «Вот иголка. Как ее можно назвать? – Швейные. Что этой иглой можно делать? – Шить, вышивать. Что шьют швейной иглой? А какие еще иголки вы знаете? (Сосновые, еловые, медицинские). Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие). Что делают медицинской иглой? (Укол). Лежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. - Ребята, где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться). От кого еж защищается? - ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку? - Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он… (колючий). - Лиса лизнула ежа и …(укололась). - У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат… (короткие и тонкие). - Иглы на елке еловые, а на сосне… (сосновые).

“Что происходит в природе?”

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? - Звенит, капает.

Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

Подготовительный возраст

“Подарок”

Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Материал: Коробка с сюжетными картинками.

Ход: педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.

- Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.

После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

“Что бывает круглым?”

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю, а воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов. Тема: "Дидактические игры и игровые упражнения по развитию цветовосприятия".

В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, Россия Консультация для педагогов.Тема: «Дидактически...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

«Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»

Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ ДС «Тополек» г. ЯсныйРечь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, ...