конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы на тему: "Буква ь знак"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
конспект занятия для подготовительной группы на тему: "Буква ь знак"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Красная шапочка»
Разработка конспекта занятия по речевому развитию
Тема: «Буква ь знак»
Составитель: Яр Маргарита Валерьевна
с. Панаевск 2020
Цель занятия: Продолжать знакомить детей с буквой «ь» знак
Задачи:
1. Образовательные: Формировать преставление о мягком знаке « ь ».
Учить читать слова, изменяя их смысл посредством использования
«ь»- мягкого знака.
2. Развивающие: Развивать внимание при чтении слов и связную речь детей при объяснении смысла слов. Закреплять знания о временах года и месяцах.
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям грамотой.
Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитатель.
Тип занятия: обобщение и закрепление знаний
Форма занятия: непосредственно-образовательная деятельность
Продолжительность: 30 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийное оборудование;
конверт с письмом;
маски – времена года;
мягкий знак – сделанный из воздушного шара;
цветные фишки для составления звуковой схемы слов;
презентация.
Предварительная подготовка: разучивание стихотворений, использование загадок, рассматривание предметов и иллюстраций с Ь - мягким знаком, упражнение со схемами, подбор иллюстраций; создание презентации.
Методы и приемы работы с детьми: Словесный (вопросы, объяснения).
Наглядный (рассматривание иллюстраций с использованием ИКТ, показ артикуляции).
Игровой: Дидактическая игра «Сравни на слух», «Отгадай загадку», Здоровьесберегающий (смена динамических поз)
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный этап Основной этап Заключительный этап | Воспитатель. Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришёл почтальон Печкин и принёс конверт с письмом для ребят подготовительной группы. (Вот, что было написано в этом письме). Кот Матроскин и пёс Шарик поспорили «Ь» мягкий знак - это «буква» или «знак»? помогите им разобраться. Воспитатель. Ребята, поможем коту Матроскину с Шариком? Дети. Да, поможем. Воспитатель: Смотрите, ребята, а здесь еще фишки!!! Они нам с вами понадобятся в игре, где я буду давать фишку за правильный ответ. Воспитатель. Ребята мы сейчас поиграем в игру «Грамотейку». Будем называть признаки времён года (месяца), а вы будете отгадывать, когда это бывает и как называется месяц. -Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это? (слайд 3). Дети: «Январь» Воспитатель: Вот наступила учёбы пора С ранцами в школу спешит детвора. У первоклассников в ранце «Букварь». Как называется месяц? (слайд 4). Дети. «Сентябрь». Воспитатель: В золоте стоят леса. На лазурные небеса часто тучи набегают, скучный дождик проливают. Что, за месяц, кто узнал? (слайд 5). Дети. «Октябрь». Воспитатель. Ребята, скажите: «Что мы слышим на конце слова каждой отгадки? Дети. Мягкий согласный звук. Воспитатель. А как вы думаете, кто его смягчает? Воспитатель. Ребята, я что- то слышу, тише... Здесь кто- то спрятался. (смотрю за ширму и достаю «Ь» мягкий знак – шар воздушный). Воспитатель. Ты кто? «Ь». Я, мягкий знак! Я показатель мягкости, смягчаю согласный звук на конце слова. Звука не обозначаю, петь не умею, слова изменяю.(слайд 6) Я очень важный знак, Без меня нельзя никак: Ни пробегать целый день, Ни найти под клёном тень. Дети. «Буква «Ь» мягкий знак». Мягкий знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратится сразу в уголь, Без пожара просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно, Чтоб на мель не село судно. Мягкий знак перечеркнуть- И свободен водный путь. Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела! (слайд 7). Воспитатель. Ребята ,скажите на какую букву похож «Ь»-мягкий знак. - На букву «Р» (эр) Буква «Р» (эр) перевернулась «Ь» - мягким знаком обернулась. (слайд 8). Воспитатель. Ребята, сравните на слух слова. Караси – карась Окуни – окунь (слайд 9) Скажите, в каких словах есть «Ь» мягкий знак. Воспиталь. Ребята, скажите одинаковые это слова по звучанию и начертанию. ( слайд 10). Мел – мель Угол – уголь Дети: разные по звучанию Дайте определение слов и составьте короткое предложение. Воспитатель: Например: Лодка села на мель. Дети: Рисую мелом. Цветок стоит в углу. Печь топят углём. Физминутка. Есть слова, где мягкий знак Пишется, друзья, он так – «Ь», Без него нам никуда, Смысл теряет иногда.(слайд 11) Воспитатель. Ребята, послушайте и скажите, на конце каких слов пишется «Ь» мягкий знак. -Мягкий знак на дождь похож Он прейдёт, когда не ждёшь. Всё смягчает он один И морковь, и апельсин! (слайд 12). Дети: дождь, ждешь, морковь, апельсин Воспитатель. Ребята придумайте слова с «ь» мягким знаком Например: День пить дать пень Дети: Тень лить тюлень лень шить Воспитатель. Ребята прочитайте слова. (слад 13). Конь моль даль Пень олень тень Составьте предложения с каждым словом. Например: Конь скачет по полю. Дети: ворона села на пень и т.д. Итог занятия. Воспитатель. Ребята, с каким знаком мы сегодня познакомились? Дети. Мы познакомились с мягким знаком «Ь». Он не обозначает звука. При произношении смягчает согласный звук (букву) и меняет значение слова. Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на нашем занятии? Дети: составлять предложения Воспитатель: Ребята, теперь у нас в группе появился новый друг - «Мягкий знак»! - Давайте, предложим ему остаться с нами. Воспитатель: Ну, вот мы и помогли Матроскину и Шарику! И сами поиграли в интересные и познавательные игры. - А теперь, давайте, возьмем нашего друга и покажем ему нашу групповую комнату. ( Дети взяв воздушный шарик «Мягкий знак» и сказав гостям «До свидания!» уходят в группу). | 4 минуты 20 минут 3 минуты 3 минуты |
Литература:
- Колесникова Е.В., Телышева Е. П. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».
Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, формирование опыта чтения слогов; развитие связной речи, умение сравнивать, анал...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Буква и звук "Б"»
Закрепить произношение гласных звуков;Познакомить детей с графическим образом буквы;Развитие способности называть слова с заданным звуком;Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивос...
план-конспект занятия для по развитию речи для подготовительной группы на тему: "Буква Е"
план-конспект занятия для подготовительной группы на тему: "Буква Е"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Буква Ф. Звуки [Ф], [Ф’]»
Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе на тему: «Буква Ф. Звуки [Ф], [Ф’]»Доминирующая область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Со...