конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы на тему: "Буква ь знак"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Яр Маргарита Валерьевна

конспект занятия для подготовительной группы на тему: "Буква ь знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Красная шапочка»

 

Разработка конспекта занятия по речевому развитию  

Тема: «Буква ь знак»

Составитель: Яр Маргарита Валерьевна

с. Панаевск 2020

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с буквой «ь» знак

Задачи:

1. Образовательные: Формировать преставление о мягком знаке « ь ».

Учить читать слова, изменяя их смысл посредством использования

«ь»- мягкого знака.

2. Развивающие: Развивать внимание при чтении слов и связную речь детей при объяснении смысла слов. Закреплять знания о временах года и месяцах.

3. Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям грамотой.

Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитатель.

Тип занятия: обобщение и закрепление знаний

Форма занятия: непосредственно-образовательная деятельность

Продолжительность: 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийное оборудование;

конверт с письмом;

маски – времена года;

мягкий знак – сделанный из воздушного шара;

цветные фишки для составления звуковой схемы слов;

презентация.

Предварительная подготовка: разучивание стихотворений, использование загадок, рассматривание предметов и иллюстраций с Ь - мягким знаком, упражнение со схемами, подбор иллюстраций; создание презентации.

Методы и приемы работы с детьми: Словесный (вопросы, объяснения).

Наглядный (рассматривание иллюстраций с использованием ИКТ, показ артикуляции).

Игровой: Дидактическая игра «Сравни на слух», «Отгадай загадку», Здоровьесберегающий (смена динамических поз)

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

 Время

Организационный этап

Основной этап

Заключительный этап

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришёл почтальон Печкин и принёс

конверт с письмом для ребят подготовительной группы.

(Вот, что было написано в этом письме).

Кот Матроскин и пёс Шарик поспорили «Ь» мягкий знак - это «буква» или

«знак»? помогите им разобраться.

Воспитатель. Ребята, поможем коту Матроскину с Шариком?

Дети. Да, поможем.

Воспитатель: Смотрите, ребята, а здесь еще фишки!!! Они нам с вами понадобятся в игре, где я буду давать фишку за правильный ответ.

Воспитатель. Ребята мы сейчас поиграем в игру «Грамотейку». Будем называть признаки времён года (месяца), а вы будете отгадывать, когда это бывает и как называется месяц.

-Щиплет уши, щиплет нос,

 лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

не вода уже, а лёд.

 Даже птице не летится,

от мороза стынет птица.

 Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (слайд 3).

Дети: «Январь» 

Воспитатель:

 Вот наступила учёбы пора

 С ранцами в школу спешит детвора.

У первоклассников в ранце «Букварь».

Как называется месяц? (слайд 4).

Дети. «Сентябрь».

Воспитатель:

 В золоте стоят леса.

На лазурные небеса часто тучи набегают,

 скучный дождик проливают.

Что, за месяц, кто узнал? (слайд 5).

Дети. «Октябрь».

Воспитатель. Ребята, скажите: «Что мы слышим на конце слова каждой отгадки?

Дети. Мягкий согласный звук.

Воспитатель. А как вы думаете, кто его смягчает?

Воспитатель. Ребята, я что- то слышу, тише... Здесь кто- то спрятался.

(смотрю за ширму и достаю «Ь» мягкий знак – шар воздушный).

Воспитатель. Ты кто?

«Ь». Я, мягкий знак! Я показатель мягкости, смягчаю согласный звук на конце слова. Звука не обозначаю, петь не умею, слова изменяю.(слайд 6)

Я очень важный знак,

Без меня нельзя никак:

Ни пробегать целый день,

Ни найти под клёном тень.

Дети. «Буква «Ь» мягкий знак».

Мягкий знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратится сразу в уголь,

Без пожара просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть-

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела! (слайд 7).

Воспитатель. Ребята ,скажите на какую букву похож «Ь»-мягкий знак.

- На букву «Р» (эр)

Буква «Р» (эр) перевернулась

«Ь» - мягким знаком обернулась. (слайд 8).

Воспитатель. Ребята, сравните на слух слова.

Караси – карась

Окуни – окунь

(слайд 9)

Скажите, в каких словах есть «Ь» мягкий знак.

Воспиталь. Ребята, скажите одинаковые это слова по звучанию и начертанию. ( слайд 10).

Мел – мель

Угол – уголь

Дети: разные по звучанию

Дайте определение слов и составьте короткое предложение.

Воспитатель: Например: Лодка села на мель.

Дети: Рисую мелом. Цветок стоит в углу.

Печь топят углём.

Физминутка.

Есть слова, где мягкий знак

Пишется, друзья, он так – «Ь»,

Без него нам никуда,

Смысл теряет иногда.(слайд 11)

Воспитатель. Ребята, послушайте и скажите, на конце каких слов пишется «Ь» мягкий знак.

-Мягкий знак на дождь похож

Он прейдёт, когда не ждёшь.

Всё смягчает он один

И морковь, и апельсин! (слайд 12).

Дети: дождь, ждешь, морковь, апельсин

Воспитатель. Ребята придумайте слова с «ь» мягким знаком

Например:

День пить дать пень

Дети: Тень лить тюлень лень

шить

Воспитатель. Ребята прочитайте слова. (слад 13).

Конь моль даль

Пень олень тень

Составьте предложения с каждым словом.

Например: Конь скачет по полю.

Дети: ворона села на пень и т.д.

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, с каким знаком мы сегодня познакомились?

Дети. Мы познакомились с мягким знаком «Ь». Он не обозначает звука.

При произношении смягчает согласный звук (букву) и меняет значение слова.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на нашем занятии?

Дети: составлять предложения

Воспитатель:  Ребята, теперь у нас в группе появился новый друг - «Мягкий знак»!

- Давайте, предложим ему остаться с нами.

Воспитатель: Ну, вот мы и помогли Матроскину и Шарику! И сами поиграли в интересные и познавательные игры.

- А теперь, давайте, возьмем нашего друга и покажем ему нашу групповую комнату.

( Дети взяв воздушный шарик «Мягкий знак» и сказав гостям «До свидания!» уходят в группу).

4 минуты

20 минут

3 минуты

3 минуты

 

Литература: 

  1. Колесникова Е.В., Телышева Е. П. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Буква и звук "Б"»

Закрепить произношение гласных звуков;Познакомить детей с графическим образом буквы;Развитие способности называть слова с заданным звуком;Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивос...

план-конспект занятия для по развитию речи для подготовительной группы на тему: "Буква Е"

план-конспект занятия для подготовительной группы на тему: "Буква Е"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Буква Ф. Звуки [Ф], [Ф’]»

Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе на тему: «Буква Ф. Звуки [Ф], [Ф’]»Доминирующая область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Со...