Конспект занятия «Как выжить на необитаемом острове» Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шахсинова Венера Мукаиловна

Цель: активизация  речи и мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Итоговое занятие86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   занятия
«Как выжить на необитаемом острове»

Подготовительная группа
(В рамках реализации проекта
«Развитие речи через поисковую деятельность»)

Цель: активизация  речи и мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Образовательные области:

Познавательное развитие: развивать поисковую деятельность детей:

- способность к определению задач на остове поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

-развивать у детей способность к созданию определенного продукта;

-  совершенствовать уровень накопительных практических навыков:

- экспериментирования с объектами живой и неживой природы;

- создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

Речевое развитие: способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
-
создать условия, способствующие проявлению самостоятельности в  их  познавательно-речевом развитии;
- активизировать диалоговую и монологовую речь;

Социально- коммуникативное развитие: совершенствовать стиль партнерских отношений.
Физическое развитие
: продолжать развивать двигательную активность детей используя здоровье сберегающие технологии.

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».

Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Оборудование и материал: письмо, цветик-семицветик, бутылки,  половинки кокоса, листьев ,стакан с грязной водой, чистый стакан,  вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка, острые ракушки, камни,  крышки от консервных банок, линзы очков, палочки, картинки для  «Ленты  выживания».

Методические приёмы:

игровой (использование сюрпризных моментов);

наглядный (использование иллюстрации,);

словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). 

 

Ход
I Водная часть

Организационный момент
Дети заходят в группу.
Воспитатель:-
 Ребята,  что такое дружба? (ответы детей)

А,  я хочу с Вами  познакомиться  поближе! ( встаём в круг)

Давайте почувствуем тепло наших рук передающиеся друг от друга.

Вам уже стало теплее? Это потому – что нас много и мы все хотим дружить.  ДА!  Ну как же мы можем подружиться не зная имён?  Давайте поиграем в игру «Тишина» .  Которая поможет нам поближе познакомиться?

Воспитатель - Ребята пойдём в хороводе под слова.

ИГРА « ТИШИНА».
Тише, тише

Тишина

Не колышется вода

Не шумят камыши

Засыпают малыши!  (называю имена детей и дети садятся на пол)

 - Вот мы с вами и познакомились!

И получился у нас остров Дружбы.
Стихотворение

Остров Дружбы всех подружит

Всех научит нас дружить

Всех теплом своим согреет
И заботой окружит
II Сюрпризный момент
Забегает Бывалый моряк приносит странное  письмо и просит детей помочь ее прочитать.

Моряк: Помогите, помогите.!!!!

Воспитатель:- Дорогой Моряк, что случилось?

Моряк: Нашёл письмо, прочитать не могу!

Воспитатель: Давай мы с ребятами тебе поможем!

Моряк: Ребята посмотрите, что нарисовано в письме?

Дети: Цветок, человек и т.п.

Моряк: А цветик – семицветик, что за цветок? ( загадывают желания).

( Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой (человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.)

Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания; и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

III Уточнение проблемы.
Постановка задач
. (Диалоговая беседа)

Воспитатель: Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый. – А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтоб выжить и дождаться спасателей?

Дети: Нужно:

-Найти воду для питья;

-Найти пищу;

-Ностроить жилье.

IV Основная  часть 
Решение проблемы.

Воспитатель: Мы сами будем проводить спасательную операцию. Хотите быть спасателями? .  (ответы детей) Вы будете спасателями, а я старшим руководителем.

Ой, ребят посмотрите, у цветика – семицветика остался один лепесток. Хотите попасть на остров? (ответ детей)

Давайте сядем правильно, выпрямим спинки, закроем глазки и проговорим слова: « Лети, лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг возвращайся  сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по моему вели!

Хотим попасть на остров! Ребят посмотрите вот мы с Вами и на острове.

Воспитатель:- Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель:  Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый.

Воспитатель:  А как вы думаете, какой климат на этом острове?

{Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети: Нужно:

- найти воду для питья;

-найти пищу;

-построить жилье.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. {Обсуждают предложенные детьми варианты. )

Воспитатель:  - Ребята, чтобы нам не запутаться  и не забыть, что мы с вами будем выполнять во время спасения человека давайте каждый наш шаг изображать схемой, называется она « ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ». (  Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)

Воспитатель:  - Ребята, как соблюдать осторожность на острове?  Какую опасность мы можем встретить на острове? ( ответы детей).

Дети: Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук \ т.п.)

Поискать предметы, выброшенные на берег штормом.

Воспитатель:- Ребята, на берег острова штормом выбросило предметы, которые могут пригодиться в дальнейшем. Давайте посмотрим и выберем те предметы которые пригодятся нам  (Отбирают из предложенных: предметов;

Воспитатель:  Ребята, а  где же на необитаемом острове человек будет жить?

- Какой вид жилья ближе, для острова. ( шалаш).

-Давайте посмотрим и построим шалаш из материала. ( строят шалаш)

- Посуды на острове тоже нет. Из чего будет кушать наш человек?

Давайте посмотрим и  найдем из найденных нами предметов  на побережье то  из чего может человек пить, есть. (Находят пластиковые бутылки,  половинки кокоса, листьев и т.д.  
На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)

 Воспитатель:  - Ребята,  вокруг острова море, а можно пить морскую воду?      (ответы детей).

 - Морская вода не пригодна для питья, нужно  поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно и детей
- Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. )

- Да в этой ситуации нам может помочь, только дождевая вода.  А вот и тучка давайте попросим дождя у тучки.  

Физминутка

Туча, туча!

Что не льёшь?  (раскачиваясь, переступать с ноги на ногу)

Подари нам, туча дождь! (присесть – встать)

Будем мы с тобой водиться.

Не жалей для нас водицы!  (руки вверх – вниз)

Воспитатель:  - Можно ли такую воду сразу пить?

Дети:- Нет.  

Воспитатель:  - Почему?

Дети:- Она грязная.

Воспитатель:  - Правильно ребята дождевая вода грязная, чтобы это увидеть давайте мы с вами пройдём к столу  проведём фильтрацию воды.

Опыт «Фильтрация воды»
Проделывают опыт по фильтрации дождевой воды или  талого снега.
Оборудование: стакан с грязной водой, чистый стакан,  вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка.

Ход: взять чистый стакан, через два слоя бинта проложить вату, все это закрепить на верхней части стакана резинкой. Затем мерной ложкой медленно наливать грязную воду.

Вывод: чем больше разных видов слоёв в стакане, тем вода чище и процеженную воду нужно обязательно прокипятить.

Воспитатель:- А сейчас немного отдохнём и поплаваем в речке. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)

Воспитатель:- Ребята, а чем же  на острове  человек будет питаться? ( ответы детей)

Найти пищу — поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и  т.п -  ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.( На «Ленту Выживания» наклеивают рисунок с пищей).

Воспитатель:-  - А чем, же ребята вы будите ловить рыбу?

У нас есть палка, ракушки, камни которыми раньше затачивали палку.

Давайте и мы попробуем. ( ребенок показывает).

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни,  крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, {на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

Воспитатель:-  Ребята,  а как же развести огонь для приготовления пищи? ( ответы детей)

Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Воспитатель:- Ребята наша «ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ» заканчивается , значит мы все проблемные ситуации для спасения решили с Вами.( перечисление по ЛЕНТЕ ВЫЖИВАНИЯ)

Свободный кружок на «Ленте выживания».

Воспитатель:  У нас на ЛЕНТЕ остался свободный кружок. Чем бы вы хотели его заполнить? ( ответы детей)

Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то — как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

« ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ»  - закончилась.

А что нам помогло  построить ЛЕНТУ  ВЫЖИВАНИЯ – ( ответ детей)  ДРУЖБА!!!!  

IV Заключительная часть
Рефлексия

Воспитатель:  - Ребята, Вы Молодцы!  Мне понравилось как вы отвечали, находили         решения и  пути выживания. А вам понравилось занятие путешествие?
-Чем понравилось? А чем не понравилось? Большое Вам спасибо, вот мы с Вами и спасли  человека.

поплывём, « Ленту выживания» мы закончим презентацией

Танец «Чунга - Чанга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие " Невероятные приключения на необитаемом острове" Подготовительная группа

МДОУ «Детский сад п. МолодежныйПрелюбского муниципального районаСаратовской области».  Занятие "  Невероятные приключения на необитаемом острове". Подготовительная группа...

Конспект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове». Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзо­ну, попавшему на необитаемый остров»....

Занятие по математике "Путешествие по островам" (подготовительная группа)

Подробный конспект занятия по математике "Путешествие по островам" для подготовительной группы...

Организованная образовательная деятельность «Как выжить на необитаемом острове?» подготовительная к школе группа

Задачи:Образовательные:- продолжать расширять представления детей об окружающем мире;- познакомить со способом очищения воды;- побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций.Развивающие:- ...

Конспект занятия по правополушарному рисованию «Необитаемый остров»

Конспект занятия по првополушарному рисованию "Необитаемый остров"...