Занятие " Невероятные приключения на необитаемом острове" Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Залесская Оксана Викторовна

 

МДОУ «Детский сад п. Молодежный

Прелюбского муниципального района

Саратовской области».

 

 

Занятие "  Невероятные приключения на необитаемом острове".

 

Подготовительная группа

 

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Залесская Оксана Викторовна

 

 

 

2011 год

Конспект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»

(старший дошкольный возраст)

Проблема:     «Как выжить на необитаемом острове»?

Игровая мотивация:

«Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемы? проблемных ситуаций.

Задачи:

1)Развивать поисковую деятельность детей:

- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

  1. развивать у детей способность к созданию определенного продукта;
  2. совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

- экспериментирования с объектами живой и неживой природы;

- создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталям? элементами, ассоциациями;

  1. активизировать речь;
  2. совершенствовать стиль партнерских отношений.

 

Ход занятия

- Ребята,  что такое дружба? (ответы детей)

А,  я хочу с Вами  познакомиться  поближе! ( встаём в круг)

Давайте почувствуем тепло наших рук передающиеся друг от друга.

Вам уже стало теплее? Это потому – что нас много и мы все хотим дружить.  ДА!  Ну как же мы можем подружиться не зная имён?  Давайте поиграем в игру «Тишина» .  Которая поможет нам поближе познакомиться?

 

ИГРА « ТИШИНА».

- Ребята пойдём в хороводе под слова.

 

Тише, тише

Тишина

Не колышется вода

Не шумят камыши

Засыпают малыши!  (называю имена детей и дети садятся на пол)

           - Вот мы с вами и познакомились!

И получился у нас остров Дружбы.

 

Стихотворение

          Остров Дружбы всех подружит

Всех научит нас дружить

Всех теплом своим согреет

И заботой окружит

 

Забегает Бывалый моряк приносит странное  письмо и просит детей помочь ее прочитать.

- Помогите, помогите.!!!!

- Дорогой Моряк, что случилось?

- Нашёл письмо, прочитать не могу!

- Давай мы с ребятами тебе поможем!

- Ребята посмотрите, что нарисовано в письме?

- ответы детей ( цветок, человек и т.п).

- А цветик – семицветик, что за цветок? ( загадывают желания).

( Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой (человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.)

Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания; и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

 

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

Воспитатель:  Желаем тебе удачи!

Уточнение проблемы. Постановка задач.  (Диалоговая беседа)

Воспитатель:  Мы сами будем проводить спасательную операцию. Хотите быть спасателями? .  (ответы детей) Вы будете спасателями, а старшим руководителем.

Ой, ребят посмотрите, у цветика – семицветика остался один лепесток. Хотите попасть на остров? (ответ детей)

Давайте сядем правильно, выпрямим спинки, закроем глазки и проговорим слова: « Лети, лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг вазращайся  сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по моему вели!

Хотим попасть на остров! Ребят посмотрите вот мы с Вами и на остраве.

- Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель:  Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый.

Воспитатель:  А как вы думаете, какой климат на этом острове?

{Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

 

Дети: Нужно:

а) найти воду для питья;

б) найти пищу;

в) построить жилье.

 

Определение конечного продукта.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. {Обсуждают предложенные детьми варианты. )

 

Воспитатель:  - Ребята, чтобы нам не запутаться  и не забыть, что мы с вами будем выполнять во время спасения человека давайте каждый наш шаг изображать схемой, называется она « ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ». (  Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)

 

Поэтапное решение проблемы.

- Ребята, как соблюдать осторожность на острове?  Какую опасность мы можем встретить на острове? ( ответы детей).

 

Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук \ т.п.)

 

Поискать предметы, выброшенные на берег штормом.

- Ребята, на берег острова штормом выбросило предметы, которые могут пригодиться в дальнейшем. Давайте посмотрим и выберем те предметы которые пригодятся нам  (Отбирают из предложенных: предметов; )

 

Придумать и зарисовать разные типы жилья.

- Ребята, а  где же на необитаемом острове человек будет жить?

Зарисуйте пожалуйста жильё.

(Придумывают и зарисовывают?? виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)

- Какой вид жилья ближе, для острова. ( шалаш).

Давайте посмотрим и построим шалаш из материала. ( строят шалаш)

 

- Посуды на острове тоже нет. Из чего будет кушать наш человек?

Давайте посмотрим и  найдем из найденных нами предметов  на побережье то  из чего может человек пить, есть. (Находят пластиковые бутылки,  половинки кокоса, листьев и т.д.  На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)

 

Обсудить проблему поиска воды.

- Ребята,  вокруг острова море, а можно пить морскую воду? ( ответы детей).

 - Морская вода не пригодна для питья, нужно  поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? ( ответы

детей - Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. )

- Да в этой ситуации нам может помочь, только дождевая вода.  А вот и тучка давайте попросим дождя у тучки. 

 

Физминутка

Туча, туча!

Что не льёшь?  (раскачиваясь, переступать с ноги на ногу)

Подари нам, туча дождь! (присесть – встать)

Будем мы с тобой водиться.

Не жалей для нас водицы!  (руки вверх – вниз)

- Можно ли такую воду сразу пить?

 - Нет.  

- Почему?

-  Она грязная.

- Правильно ребята дождевая вода грязная, чтобы это увидеть давайте мы с вами пройдём к столу  проведём фильтрацию воды.

Проделывают опыт по фильтрации дождевой воды или  талого снега. Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)

 

- Ребята, а чем же  на острове  человек будет питаться? ( ответы детей)

Найти пищу — поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и  т.п -  ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.( На «Ленту Выживания» наклеивают рисунок с пищей).

 - А чем, же ребята вы будите ловить рыбу?

У нас есть палка, ракушки, камни которыми раньше затачивали палку.

Давайте и мы попробуем. ( ребенок показывает).

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни,  крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, {на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

 

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

- Ребята,  а как же развести огонь для приготовления пищи? ( ответы детей)

Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Ребята наша ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ заканчивается , значит мы все проблемные ситуации для спасения решили с Вами.( перечисление по ЛЕНТЕ ВЫЖИВАНИЯ)

 

Свободный кружок на «Ленте выживания».

- У нас на ЛЕНТЕ остался свободный кружок. Чем бы вы хотели его заполнить? ( ответы детей)

Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то — как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

« ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ»  - закончилась.

А что нам помогло  построить ЛЕНТУ  ВЫЖИВАНИЯ – ( ответ детей)  ДРУЖБА!!!! 

 

 

Анализ занятия:

- Ребята, Вы Молодцы!  Мне понравилось как вы отвечали, находили решения и  пути выживания. А вам понравилось занятие путешествие? Чем понравилось? А чем не понравилось? Большое Вам спасибо, вот мы с Вами и спасли  человека.

Вы предложили построить лодку и переплыть  на другой остров, давайте сядем в лодку и поплывём, « ЛЕНТУ ВЫЖИВАНИЯ» мы закончим презентацией

 

 Презентация «Ленты выживания». Танец «Чунга - Чанга».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ostrov.docx186.1 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад п. Молодежный

Прелюбского муниципального района

Саратовской области».

Подготовительная группа

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Залесская Оксана Викторовна

2011 год

Конспект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»

(старший дошкольный возраст)

Проблема:     «Как выжить на необитаемом острове»?

Игровая мотивация:

«Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемы? проблемных ситуаций.

Задачи:

1)Развивать поисковую деятельность детей:

- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

  1. развивать у детей способность к созданию определенного продукта;
  2. совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

- экспериментирования с объектами живой и неживой природы;

- создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталям? элементами, ассоциациями;

  1. активизировать речь;
  2. совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ход занятия

- Ребята,  что такое дружба? (ответы детей)

А,  я хочу с Вами  познакомиться  поближе! ( встаём в круг)

Давайте почувствуем тепло наших рук передающиеся друг от друга.

Вам уже стало теплее? Это потому – что нас много и мы все хотим дружить.  ДА!  Ну как же мы можем подружиться не зная имён?  Давайте поиграем в игру «Тишина» .  Которая поможет нам поближе познакомиться?

ИГРА « ТИШИНА».

- Ребята пойдём в хороводе под слова.

Тише, тише

Тишина

Не колышется вода

Не шумят камыши

Засыпают малыши!  (называю имена детей и дети садятся на пол)

           - Вот мы с вами и познакомились!

И получился у нас остров Дружбы.

Стихотворение

          Остров Дружбы всех подружит

Всех научит нас дружить

Всех теплом своим согреет

И заботой окружит

Забегает Бывалый моряк приносит странное  письмо и просит детей помочь ее прочитать.

- Помогите, помогите.!!!!

- Дорогой Моряк, что случилось?

- Нашёл письмо, прочитать не могу!

- Давай мы с ребятами тебе поможем!

- Ребята посмотрите, что нарисовано в письме?

- ответы детей ( цветок, человек и т.п).

- А цветик – семицветик, что за цветок? ( загадывают желания).

( Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой (человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.)

Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания; и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

Воспитатель:  Желаем тебе удачи!

Уточнение проблемы. Постановка задач.  (Диалоговая беседа)

Воспитатель:  Мы сами будем проводить спасательную операцию. Хотите быть спасателями? .  (ответы детей) Вы будете спасателями, а старшим руководителем.

Ой, ребят посмотрите, у цветика – семицветика остался один лепесток. Хотите попасть на остров? (ответ детей)

Давайте сядем правильно, выпрямим спинки, закроем глазки и проговорим слова: « Лети, лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг вазращайся  сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по моему вели!

Хотим попасть на остров! Ребят посмотрите вот мы с Вами и на остраве.

- Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель:  Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый.

Воспитатель:  А как вы думаете, какой климат на этом острове?

{Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети: Нужно:

а) найти воду для питья;

б) найти пищу;

в) построить жилье.

Определение конечного продукта.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. {Обсуждают предложенные детьми варианты. )

Воспитатель:  - Ребята, чтобы нам не запутаться  и не забыть, что мы с вами будем выполнять во время спасения человека давайте каждый наш шаг изображать схемой, называется она « ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ». (  Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)

Поэтапное решение проблемы.

- Ребята, как соблюдать осторожность на острове?  Какую опасность мы можем встретить на острове? ( ответы детей).

Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук \ т.п.)

Поискать предметы, выброшенные на берег штормом.

- Ребята, на берег острова штормом выбросило предметы, которые могут пригодиться в дальнейшем. Давайте посмотрим и выберем те предметы которые пригодятся нам  (Отбирают из предложенных: предметов; )

Придумать и зарисовать разные типы жилья.

- Ребята, а  где же на необитаемом острове человек будет жить?

Зарисуйте пожалуйста жильё.

(Придумывают и зарисовывают?? виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)

- Какой вид жилья ближе, для острова. ( шалаш).

Давайте посмотрим и построим шалаш из материала. ( строят шалаш)

- Посуды на острове тоже нет. Из чего будет кушать наш человек?

Давайте посмотрим и  найдем из найденных нами предметов  на побережье то  из чего может человек пить, есть. (Находят пластиковые бутылки,  половинки кокоса, листьев и т.д.  На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)

Обсудить проблему поиска воды.

- Ребята,  вокруг острова море, а можно пить морскую воду? ( ответы детей).

 - Морская вода не пригодна для питья, нужно  поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? ( ответы

детей - Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. )

- Да в этой ситуации нам может помочь, только дождевая вода.  А вот и тучка давайте попросим дождя у тучки.  

Физминутка

Туча, туча!

Что не льёшь?  (раскачиваясь, переступать с ноги на ногу)

Подари нам, туча дождь! (присесть – встать)

Будем мы с тобой водиться.

Не жалей для нас водицы!  (руки вверх – вниз)

- Можно ли такую воду сразу пить?

 - Нет.  

- Почему?

-  Она грязная.

- Правильно ребята дождевая вода грязная, чтобы это увидеть давайте мы с вами пройдём к столу  проведём фильтрацию воды.

Проделывают опыт по фильтрации дождевой воды или  талого снега. Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)

- Ребята, а чем же  на острове  человек будет питаться? ( ответы детей)

Найти пищу — поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и  т.п -  ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.( На «Ленту Выживания» наклеивают рисунок с пищей).

 - А чем, же ребята вы будите ловить рыбу?

У нас есть палка, ракушки, камни которыми раньше затачивали палку.

Давайте и мы попробуем. ( ребенок показывает).

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни,  крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, {на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

- Ребята,  а как же развести огонь для приготовления пищи? ( ответы детей)

Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Ребята наша ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ заканчивается , значит мы все проблемные ситуации для спасения решили с Вами.( перечисление по ЛЕНТЕ ВЫЖИВАНИЯ)

Свободный кружок на «Ленте выживания».

- У нас на ЛЕНТЕ остался свободный кружок. Чем бы вы хотели его заполнить? ( ответы детей)

Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то — как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

« ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ»  - закончилась.

А что нам помогло  построить ЛЕНТУ  ВЫЖИВАНИЯ – ( ответ детей)  ДРУЖБА!!!!  

Анализ занятия:

- Ребята, Вы Молодцы!  Мне понравилось как вы отвечали, находили решения и  пути выживания. А вам понравилось занятие путешествие? Чем понравилось? А чем не понравилось? Большое Вам спасибо, вот мы с Вами и спасли  человека.

Вы предложили построить лодку и переплыть  на другой остров, давайте сядем в лодку и поплывём, « ЛЕНТУ ВЫЖИВАНИЯ» мы закончим презентацией

 Презентация «Ленты выживания». Танец «Чунга - Чанга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров»....

Проект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове» (старший дошкольный возраст)

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров»....

Конспект познавательно-исследовательского занятия "Невероятные приключения на необитаемом острове".

Цель: Активизация мышления детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций....

Конспект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове». Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзо­ну, попавшему на необитаемый остров»....