Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина ( старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.
По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.
Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение.
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.
Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_skazkam_a.s._pushkina.docx | 21.08 КБ |
po_skazkam_pushkina.pptx | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Птицына Л.Н.
2020г
Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина
( старший дошкольный возраст)
Задачи:
1. Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. Совершенствовать умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на вопросы взрослого. Закрепить умение детей передавать в рисунке сюжет сказки при помощи красок.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь и мышление. Развивать эстетический вкус, творческие способности. Формировать навыки работы в команде и групповой сплоченности.
3. Воспитывать любовь к книге, приобщать детей к словесному искусству. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А. С. Пушкина.
2. Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок.
Ход:
Ведущая: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин. 6 июня отмечаем его день рождения. Пушкин был очень талантливым поэтом и написал чудесные сказки. А. С. Пушкин родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Они были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Но особенно заботилась о нем его няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей и часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама.
История –презентация (2-4 слайды)
Я предлагаю вам литературную викторину, в которой мы вспомним и сказки, и сказочных героев. Вы готовы соревноваться?
« У лукоморья»( 5 слайд) читает ребёнок
На экране оставить 6 слайд презентации.
1 конкурс: «Назови сказку правильно»
- Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
1. «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
2. «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
3.«Сказка о Золотом …» (петушке)
4. «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
5. «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)
2 конкурс «Из какой сказки отрывок?»
1. Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
«Сказка о царе Салтане…»
Какое полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди) .
2. «Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
3. «Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно».
«Сказка о золотом петушке».
4. «На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
«Сказка о рыбаке и рыбке»
5. «Жил-был поп, толоконный лоб».
«Сказка о попе и его работнике Балде»
3 конкурс «Доскажи словечко»
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего (моря)
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведома ….(зверюшку)
3. И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи (кругом)
4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)
6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)
8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
4 конкурс «Узнай, от кого телеграмма» для воспитателей
1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить. (Балда)
2. Ждите меня, скоро буду. Вот только орешки догрызу. (Белка)
3. Спасибо за приглашение, но приехать не могу. Нужно старухе корыто чинить. (Старик)
4. Приеду не одна, а со своим женихом царевичем Елисеем. (Молодая царевна)
Молодцы, ребята!
Физкультминутка «Золотая рыбка»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть. (хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула, (Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла. (Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
5 конкурс: «Кто лишний?»
- Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если это герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши, а если названный герой не относится к произведениям Пушкина – топнуть ногой.
- Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
6 конкурс «Волшебный мешочек».
- Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.
Предметы:
яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»),
зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»),
веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»), и т.д.
В коробке лежат предметы ( орех, белка, яблоко, рыбка, петушок, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).
Разминка:
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах ( опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
7 Игра: «Дальше-дальше»
1. Сказочный персонаж исполняющий желания? (золотая рыбка)
2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)
3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)
4 . Жилище старика и старухи. (землянка)
5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).
7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).
А во лбу? (звезда).
8. Сторож извещающий об опасности? (петушок).
9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда).
10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына).
Проводится подвижная игра «Зеркало»: победитель показывает движения, а другие дети как зеркало повторяют за ним.
8 конкурс .А сейчас смотрим на экран и ответим на следующие вопросы.
Презентация (8-22 слайда).
Ведущая : : Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями (подводится итог.) Молодцы! Вы самые лучшие знатоки сказок Александра Сергеевича Пушкина. А сейчас в подарок вам мультфильм « Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда А.С.Пушкин был мальчиком, у него была няня – Арина Родионовна.
Именно она заменила поэту мать , подарила в се свое тепло и ласку , научила любить все р усское , воспитала у молодого Пушкина л юбовь к замечательному, богатому, о бразному ,прекрасному русскому языку. И менно она, А рина Родионовна , рассказы- в ала м аленькому Саше старинные былины и сказки о богатырях, выходящих и з морской пучины…..
У лукоморья дуб зелёный Из поэмы "Руслан и Людмила" - А.С. Пушкин У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
… и о царевне , отравленной собственной мачехой и заснувшей на на долгие года …
… и о глупом царе , которого обманула и погубила Шамаханская царица…
- С помощью какого предмета одна своенравная царица узнала, красива ли она? Как называется эта сказка?
- Кто исполнял желания бедного старика? Из какой сказки эти персонажи?
- С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику? Как называется эта сказка?
- От чего заснула молодая царица? Кто принес ей яблоко?
- Кого подарил мудрец царю Додону ?
Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда.Назовите эти чудеса?
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный в...
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный в...
Литературная викторина "Мои любимые книги" для детей старшего дошкольного возраста.
викторина проводится в виде игры "Что, где, когда? " Команда знатоков отвечает на вопросы из области детской художественной литературы, заданные педагогами и родителями....
Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР
ЗадачиОбразовательные:Совершенствование умения выразительно декламировать стихи.Автоматизация правильного произношения и дифференциация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности....
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста....
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста.
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста....