нод по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шевченко Ольга Александровна

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж» в старшей группе

Задачи:

1. познакомить с творчеством писателя Г. Снегирёва; с его рассказом «Пингвиний пляжё» из книги «Про пингвинов», уметь передавать их краткое содержание.

2. Учить детей внимательно слушать, беседовать по содержанию произведения, связно и последовательно передавать текст с помощью графических схем, понимать значение трудных слов.

3. Воспитывать интерес к животным Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пересказ "Пингвиний пляж"17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж» в старшей группе

Ольга Шевченко
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж» в старшей группе

Задачи:

1. познакомить с творчеством писателя Г. Снегирёва; с его рассказом «Пингвиний пляжё» из книги «Про пингвинов», уметь передавать их краткое содержание.

2. Учить детей внимательно слушать, беседовать по содержанию произведения, связно и последовательно передавать текст с помощью графических схем, понимать значение трудных слов.

3. Воспитывать интерес к животным Севера.

Оборудование: игрушка пингвин, портрет писателя Г. Снегирёва, выставка его книг, графические схемы для пересказа.

Ход занятия.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да, любим.) –

А сейчас отгадайте мою загадку и узнаете,кто сегодня пришел к нам в гости:

Носит фрак красивый чёрный.

Дом в Антарктике его.

Лёд прозрачный и холодный

Для него милей всего.

Вперевалочку шагает,

Словно важный господин.

В море рыбку добывает

Неуклюжий наш…

(Пингвин)

- А вот и наша отгадка. (Из «чудесной» коробки появляется пингвин (игрушка).

- Ребята, что вы знаете об этих птицах? (Ответы детей: живут в Антарктиде, среди снега и льдапингвины не летают, хорошо ныряют; птицы очень любознательные, смешные; папы пингвины занимаются высиживанием яиц.)

- Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом ГСнегирева (Показ портрета писателя). Прежде чем создавать свои рассказы о животных, писатель много путешествовал, отправлялся на экспедиции.

- Что такое экспедиция?

- Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом «Пингвиний пляж» и будем его пересказывать. Но сначала я его вам прочитаю.

Около Антарктиды есть маленький островок.

Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются.

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли,поглядели друг на друга и громко закричали«Карр… Каррр…»

Тут ещё пингвины с гор прибежали. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре.Вдруг слышу: кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Весь день они танцевали на фанере.

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

- Ребята, я прочитала вам рассказ, давайте поговорим по его содержанию. Я вам буду задать вопросы по тексту, а вы отвечайте.

- Где выгрузили свои вещи люди? (Люди выгрузили вещи на пляже, на пингвиньем пляже).

- Что делали пингвины, когда увидели мешки на пляже? (Пингвины вылезли из воды, кричали, переговаривались, клевали мешки).

- На чём пингвины устроили танцы(Пингвины устроили танцы на фанере).

- Где лежал лист фанеры? (Лист фанеры лежал на камнях).

- Как долго танцевали пингвины(Пингвины танцевали весь день).

- Когда ушли пингвины(Пингвины ушли вечером).

- Как вёл себя последний пингвин(Один пингвин отстал и загляделся на человека).

- Молодцы, ребята, вы правильно и полно ответили на мои вопросы. А сейчас мы можем отдохнуть.

Физкультминутка.

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

- А сейчас, ребята мы поиграем в игру «Трудные слова». В рассказе нам встретились трудные слова, давайте объясним, что они обозначают.

- Что такое Антарктида? (Антарктида – это материк, покрытый камнями и льдом).

- Что такое фанера? (Фанера – это тонкий деревянный лист).

- Что означает слово «переговаривались»(Это значит, говорили друг с другом).

- Что означает слово «напирать»(Это значит, толкать, теснить).

- Что означает слово «устроили»(Это значит, что-то сделали).

- Что означает слово «выстроилась»(Это значит, построиться).

- Что означает слово «загляделся»(Это значит, долго смотрел).

- Ребята, а наш гость пингвинёнок хочет услышать рассказ, о котором мы с вами говорим. У меня к рассказу есть графические схемы. Они помогут вам при пересказе текста(вывесить схемы на доску).

- Ребята, давайте определим последовательность событий в рассказе и расставим схемы по порядку.

- Какая схема соответствует началу рассказа?

- Что обозначает эта схема?

- Какая схема следующая?

- Какое событие обозначено на этой схеме?

- Что вы видите на последней схеме?

- Ребята, посмотрите, у нас получился графический план рассказа. Сейчас я его ещё раз прочитаю, а вы внимательно слушайте и, глядя на схемы, постарайтесь запомнить его.

Повторное чтение рассказа.

- Ребята, кто желает пересказать рассказ? Начните пересказ с фразы: «Геннадий Снегирёв«Пингвиний пляж»». (Заслушиваются 2-3 рассказа)

- Ребята, вы прослушали несколько пересказов своих товарищей. Скажите, чей пересказ вам понравился и почему?

- Кто из ребят выразительнее пересказал текст?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться пересказывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...