дидактическая игра "Раскажи - ка"
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«РАССКАЖИ - КА»
УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ,
СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ
ПО КАРТИНАМ.
Актуальность темы: Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимы условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи , обогащение и активизация словаря , формирование грамматического строя речи, обучение связной речи- решаются на протяжении всего дошкольного детства , однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего , диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности , проявляющиеся в использовании языковых средств , допустимых в разговорной речи , но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связной речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывания является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Проблемы: На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос , построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Цель игры :
обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без неё.
Задачи:
- учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания об окружающем их мире.
- развивать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
-Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
-Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.
- Учить детей подбирать к предмету слова - эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.
-Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы , не повторяя сюжетов товарищей.
- Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.
-Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет (иллюстрацию)
- Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.
При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребёнка воспитывать доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить устанавливать причинно – следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.
Рассказы детей будут полными и развёрнутыми, если в них используются синтаксические конструкции, «образные средства родного языка».
Учитывая, что среди дошкольников имеется достаточно стойкий процент детей с выраженными отклонениями в речевом развитии, необходимо широко использовать на первоначальных этапах разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений:
а) по демонстрации действий,
б) по вопросам,
в) по картине,
г) по опорным словам.
Желательно проводить эти упражнения в процессе игровых ситуаций. Достаточно распространённым приёмом является речевладение детьми выполняемой серии действий. Это помогает выбрать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном. От составлений простых предложений по моделям: Кто? Что делает? Что? Кому? Чему? И т. д. можно переходить к использованию предложений с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Это даёт возможность усваивать конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. При этом можно обыгрывать любые режимные моменты и обыденные бытовые ситуации.
Для составления небольших связных рассказов успешно используются картины и серии картин. Сначала детям объясняется и показывается последовательность раскладывания картин, на которых изображён ряд последовательных событий. Рассматривание их, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное состояние рассказа. Обязательным явлением продуманная беседа по содержанию картин.
Важно научить ребёнка «читать» картину, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета, выразить своё отношение к изображённым событиям. Можно предварительно использовать беседу, затронув в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребёнка. Например, при составлении рассказа по теме «Мы играем» полезно вспомнить, как ребёнок пришёл впервые в детский сад, какие у него были любимые игрушки т. д. Серии картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность в рассказе. Если у ребёнка возникают затруднения в составлении рассказа даже после такой предварительной работы, то надо дать свой образец рассказа, вместе с ребёнком проговорить его, а затем, спустя некоторое время, предложить другую серию картин.
Обучение пересказу можно проводить уже с детьми 4 – летнего возраста. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приёмов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы. При этом важно учитывать объём произведения (5 -8 предложений, чётко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику.
Подготовительный этап работы включает:
а) предварительную беседу, подводящую ребёнка с содержанию рассказа;
б) чтение рассказа без нацеливания на пересказ;
в) ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;
г) повторения чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;
д) самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.
У детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдаются большие трудности в пересказывание текстов. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приёмы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведения рассказа. Сюда, прежде всего, относится использование наглядности. Детям раздаются картинки – иллюстрации.
При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.
ТЕМА «МОЯ СЕМЬЯ»
На картинке изображены девочка, мама и папа, надувающие воздушные шары: маленький красный, среднего размера зеленый и большой синий. Сегодня у Маши день рождения. Родители решили украсить комнату Маши разноцветными воздушными шариками.
Как ты думаешь, чей шарик будет самым большим? (Папин.)
Чей шарик будет поменьше? (Мамин.) А чей — самый маленький? (Машин.)
ТЕМА «ОВОЩИ»
На картинке изображен огород: па грядках растут помидоры,
огурцы, тыква, чеснок, капуста, кабачки.
Задание «Сосчитай овощи»
Ребенку предлагается сосчитать овощи на выдохе.
«Пять овощей».
Мы пришли в огород,
Что тут только не растет:
Тыква, репка и чеснок.
Лук, капуста, кабачок,
Помидор и огурец.
Вот хозяин — молодец!
Игра «Сказочный огород»
Овощи на грядках разговариваю! между собой. Послушай и скажи, кто говорит весело (грустно, сердито).
Помидор (весело): Я — помидор! Я красный, круглый, сочный! Очень вкусный!
Огурец (грустно): Ая — огурец! Я зеленый, длинный, крепкий, весь в пупырышках!
Лук (сердито): А вот я — лук! Я очень, очень горький! И
совсем не зеленый, а репчатый!
ТЕМА «ФРУКТЫ»
Ни картинке нарисовано дерево, на котором растут груши, яблоки, бананы, апельсины, ананасы, сливы.
Мы пришли в сад. Как много здесь фруктовых деревьев! Но что это за удивительное дерево? Посмотри! На нем расту и яблоки, и груши, и сливы, и апельсины, и даже бананы!!! Вот это да! Чудесный сад!
Какое чувство вызывает у тебя данная картинка? Почему?
Игра «Назови фрукт»
Например: Вот яблоко. Это яблоко.
Игра «Слушай и повторяй»
Сад. Это сад.
Фрукты. Вот фрукты.
Это банан. Вот слива. Это яблоко. Вот апельсин.
Это дыня. Вот персик.
ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Маша с подружками пошла в лес по грибы и заблудилась. Долго ходила она по лесу. Густые ели закрывали небо, быстро темнело. Ей было страшно и одиноко. Вдруг рядом что-то зашумело. Маша очень испугалась. Но это оказались маленькие серенькие зайчата. Они сидели под кустом и смешно шевелили ушками. Маша засмеялась и перестала бояться. И тут
она услышала: «Маша, ау, ты где?»
• Где потерялась Маша?
• Чего она испугалась?
• Кого увидела Маша под кустом?
• Почему Маша засмеялась, увидев зайчат?
ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
В одной деревне, в одном дворе жили-были щенок и котенок со своими мамами — собакой и кошкой. Они были очень разные. Щенок — послушный, ласковый и простодушный. А котенок — задира и хулиган.
Однажды щенок нашел во дворе косточку. «Отнесу-ка ее маме, вот она обрадуется!» — подумал щенок.
Котенок тоже захотел порадовать маму. Но не знал чем. Тут он увидел, как цыпленок поймал червячка. «Отберу-ка я у него добычу и тоже отнесу маме!» — решил котенок. Котенок принялся гоняться за цыпленком по двору Во дворе были грязные лужи, но котенок не обращал на них никакого внимания. Несмотря на все старания, котенок так и не догнал цыпленка,
который спрятался под крылышком у курицы. Уставший и очень грязный, он вернулся к маме-кошке.
• Как ты думаешь, как отнеслась мама к поступку щенка?
Обьясни почему.
Как ты думаешь, как кошка встретила своего сына?
Обьясни, почему она рассердилась?
Задания
• Представь, что ты превратился в маму щенка. Какие слова ты сказал бы щенку?
• Попробуй сказать нежным, ласковым голосом: «Молодец, сынок!»
• Представь, что ты превратился в кошку. Попробуй сказать те же слова («Молодец, сынок!») так, чтобы по голосу чувствовалось, что мама очень сердита, недовольна котенком.
На картинках изображены птицы: снегирь, ласточка, аист, голубь, лебедь
Сначала взрослый задает ребенку вопросы, выделяя повышением голоса наиболее важное по смыслу слово. Ребенок отвечает на вопросы (повествовательным предложением с небольшим понижением голоса к концу фразы). Затем ребенок задает
вопросы, а взрослый отвечает на них.
Например: — Воробьи улетают на юг?
— Нет, они не улетают.
— Ласточки улетают на юг?
— Да, они улетают у теплые края.
— Аисты улетают на юг?
— Да, это перелетные птицы. И т. п.
Ищет утят? Курица ищет утят?
На картинке изображено: птицы и птенцы разбежались по двору. Мамы ищут своих детей Наример: — Курица
ищет утят?
— Нет, она ищет цыплят.
— Утка ищет гусят?
— Нет, их ищет гусыня.
— Гусыня ищет цыплят?
— Нет, не ищет.
Игра «Превратись в птицу»
Взрослый предлагает ребенку рассказать о птицах (о важном гусе, заботливой утке, торопливой курице, хвастливом индюке), стараясь передать голосом особенности их внешнего вида и характера. Сначала взрослый сам описывает птицу (от 1-го лица).
Наример: Я — гусь. Я большой, красивый, с длинной тпеей и красными ластами. (Произносить важно, громко, медленно.)
Я — курица. Я маленькая, пестрая, очень быстрая и шумная.
(Произносить с повышением голоса, быстро, отрывисто.)
Я — индюк. Я гордый, необыкновенно красивый и смелый.
(Произносить гордым тоном, немного хвастливо.)
Я — уточка. Я небольшая, серая, спокойная, внимательная.
(Произносить тихо, спокойно, ласково.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры. Подготовка и проведение дидактических игр.
Памятка для воспитателей....
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....