Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ
статья по развитию речи
Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitii_rechi_doshkolnikov_cherez_igrovye_tehnologii_v_dou.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ
Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает задачи:
-развитие звуковой и интонационной культуры речи,
- владение речью как средством общения и культуры,
- обогащение активного словаря,
- развитие связной речи,
-формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи,
-предпосылки обучения грамоте,
- знакомство с книжной культурой,
- развитие речевого творчества.
Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.
Использование игровых технологий в нашем детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи, так как в нашем детском саду есть группы комбинированной направленности с речевыми нарушениями детей.
Игровые технологии, используемые в нашем детском саду это:
- пальчиковые игры. игры на стаканчиках представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, «пальчиковый театр». Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров;
-используемые в подвижных играх зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения, вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, вызывает эмоциональный отклик у детей;
-в сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно;
- в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки;
- хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями;
- игры – драматизации, разные виды театральных игр способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности;
- дидактические игры, позволяющие приобщать детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
В этом учебном году в нашем детском саду «Светлячок» реализовывалась задача:«Совершенствовать работу педагогов по развитию речи детей с помощью дидактических игр, через различные виды деятельности». И я хочу остановиться на них более подробно. Внутри детского сада был объявлен конкурс на лучшую дидактическую игру по лексико-грамматическому строю речи, лучшие были отобраны для публикации сборника дидактических игр по развитию речи это: «Волшебный лес – полон сказок и чудес», «Веселый огород», «Фруктовый сад», «Мир животных», «Эмоции». Благодаря, использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей.
Педагоги и родители нашего ДОУ в этом учебном году принимали активное участие в изготовлении альбомов по тематическим неделям. Данные пособия активно используются педагогами нашего детского сада в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим, например: «Что означает мое имя», «Мое родовое дерево», «Зима», «Правила дорожного движения», «Весна идет – весне дорогу» и другие.
Все альбомы направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе.
Несомненно, дидактические игры, альбомы, пособия являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему «Развитие воображения и речи дошкольников через игровые технологии»
Это открытое мероприятие проходило после занятия «Весна-красна идёт» весной 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.Представленные игры проводились с детьми разных возр...
Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)
В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...
Проект "Пути оптимизации в развитии речи дошкольников через игровую деятельность"
Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь....
План по самообразованию для младшего дошкольного возраста. Тема: «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность»
План по самообразованию для младшего дошкольного возраста .Тема: «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность»...
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность».
Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития по ФГОС...
Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»
В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...
Развитие речи дошкольников через игровые технологии
Использование игровых технологий помогает организовывать работу по развитию речи интереснее и разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, что влияет на эффективность ...