План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: "Поможем Солнышку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Худи Дарья Леонидовна

Тема: «Поможем Солнышку»

Образовательная область: «Речевое развитие»

 Возраст: 5-6 лет

Цель: различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки, делить слова на слоги, научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Образовательная: учить анализу и синтезу слова «лимон», Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие

Развивающая: Развивать умение проводить звуковой анализ слова, развивать слуховую память

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью; воспитывать целеустремленность, любознательность

Оборудование: перчатки для артикуляционной гимнастики, иллюстрации (кот, кит, груша, лимон, бегемот, носорог), палитра с цветами радуги. Методические приемы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый.

Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, постановка цели, пути решения, показ и объяснение артикуляции звуков, чтение чистоговорки, хоровые и индивидуальные повторения.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми, повторение звуков согласных и гласных, подбор физкультминуток по теме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Поможем Солнышку»

Образовательная область: «Речевое развитие»

 Возраст: 5-6 лет

Цель: различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки, делить слова на слоги, научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Образовательная: учить анализу и синтезу слова «лимон», закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие

Развивающая: Развивать умение проводить звуковой анализ слова, развивать слуховую память

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью; воспитывать целеустремленность, любознательность

Продолжительность: 25 минут

Оборудование: перчатки для артикуляционной гимнастики, иллюстрации (кот, кит, груша, лимон, бегемот, носорог), палитра с цветами радуги. Методические приемы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый.

Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, постановка цели, пути решения, показ и объяснение артикуляции звуков, чтение чистоговорки, хоровые и индивидуальные повторения.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми, повторение звуков согласных и гласных, подбор физкультминуток по теме.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у вас в детском саду. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! А я сегодня пришла в гости в ваш детский сад, чтобы подружиться с вами. А чтобы познакомиться поближе, предлагаю собрать пирамиду из наших ладошек. Меня зовут Дарья Леонидовна (протягивает ладонь). Кто следующим назовет свое имя (дети по очереди называют свои имена) называем свои имена и кладем ладошки друг на друга. Какая замечательная получилась пирамидка из наших дружных ладошек.
Будем мы всегда дружить,
Будем дружбой дорожить.
С дружбой не страшны ненастья.

3-5 мин

Основной момент

Дружба – это только счастье!
- Ой, ребята, вы слышите эти странные звуки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Интересно, кто же это сегодня у нас не выспался. Может быть ты, Маша. Или ты, Даша. Ой, смотрите (появляется зевающее солнышко).

 - Ой, так это же солнышко не выспалось. Милое солнышко, что-то ты сегодня долго спишь, пора просыпаться.
Солнышко:

В небе синем я гуляла, и звук [Л] свой потеряла.
Я теперь не солнышко, имя мое Солнышко.

Целый день теперь я сплю, тепло людям не дарю.
Звук быстрее отыщите, солнце на небо верните.
Буду я тогда опять в небе голубом сиять.
- Ребята, видите, какая беда случилась, потерялся звук [Л] в слове солнышко.
- А что такое звук (звук - это то, что мы слышим и произносим).
- А чем он отличается от буквы?
- А где же мы будем искать с вами звук [Л].
- А я предлагаю нам отправиться в Звукоград. Но какие дети оправятся со мной в путешествие?
- Может быть грустные (нет, веселые).
- Мы возьмем с собой не трусливых детей, а каких? (храбрых, отважных).
- Не ленивых, а каких? (трудолюбивых).
- А может быть, в путь отправятся злые дети? (нет, добрые).
- А найти дорогу в Звукоград нам помогут солнечные зайчики. Берем друг друга крепко за руки и отправляемся в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки).

- Вот мы и добрались до города Звукограда, а оказались мы на улице, где живут гласные звуки. А что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки поются, их можно пропеть как песню; когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
- А у гласных звуков есть любимая песенка. Предлагаю Вам ее пропеть с помощью волшебных перчаток. Надеваем перчатку на правую руку, это наши помощники, которые будут нам помогать петь песенку. Все справились? Вот какие веселые помощники у нас сегодня.
- Итак, звук [А], что у нас происходит, когда мы произносим звук [А] (наш рот широко открывается). А рука - помощница покажет, как широко открывается рот, вот как А-А-А.
- А когда произносим звук [У], сто у нас происходит с губами? (они вытягиваются в маленькую трубочку). Рука – помощница покажет, как они вытягиваются У-У-У-У, вот как.
- А когда произносим звук [О] губы (округляются). Как рука может показать? О-О-О-О.
- А когда произносим звук [И] (губы улыбаются, растягиваются в улыбку). Рука-помощница покажет, как губы растягиваются в улыбку.
- И сейчас я предлагаю вам послушать песенку гласных звуков.


- Теперь споем ее вместе, можете пользоваться вот этой подсказкой.
- А кто самый смелый и попробует спеть песенку самостоятельно?
- Молодцы, как вы хорошо поете! Ребята, как вы думаете, сможем ли мы на улице гласных звуков найти потерявшийся звук [Л]. Почему мы не можем найти здесь этот звук? (потому что он согласный) Тогда я предлагаю отправиться на улицу согласных звуков. Беритесь крепко за руки и в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки).

- Вот мы и на улице согласных звуков. Давайте вспомним все, что мы знаем о согласных звуках (согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие - зеленым). На улице согласных построен новый дом. Все жители собрались, но никак не могут разобраться, кто в какой квартире будет жить. Давайте им поможем расселиться. Рассаживайтесь, как вам удобно. Как вы думаете, что обозначают синий и зеленый цвета окошек? В эти квартиры мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный твердый.
- А сюда мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный мягкий. На первый этаж поселим жильцов в названии которых 1 слог, на второй этаж тех, в названии которых 2 слога, на третий – 3 слога (идет «заселение») дети объясняют.
- Есть ли в начале всех этих слов потерявшийся звук [Л]? (нет)
Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, вместе с солнечными зайчиками поиграем, берите друг друга за руки и идем по кругу.

Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот — левей, левей!
Убежал на потолок. (Дети ловят зайчика на стене. Педагог направляет зеркальце пониже, дети стараются поймать зайчика.)
Ой, ребята, смотрите, один из жильцов дома хочет нам помочь отыскать пропавший звук [Л], давайте послушаем, что он нам скажет.
Лимон:
Я подскажу, где звук искать,
Но прежде вы мне помогите.
И схему к имени лимон
Скорей, ребята, подберите.
Ну что же, ребята, я думаю, что и со схемой мы тоже справимся! Проходите к столу.
(Разбор схем, выбор схем, которая подходит к слову лимон).
Ребята, схему мы с вами нашли правильно, и теперь я думаю, что лимон нам подскажет, где же найти пропавший звук [Л].
Лимон:
Чтобы братца вам найти,
К речке нужно подойти.
Там за речкою дуга,
А зовется радуга.
Краску в ней мою найдите,
В ней пропажу отыщите.

А вот речка, а какая над ней красивая радуга. Давайте подойдем к ней поближе. Ребята, а как же нам найти в радуге звук [Л]? (проблемная ситуация). Возможно звук [Л] спрятался в названии цветов радуги. Давайте это проверим. Мы назовем все цвета радуги и попробуем найти тот цвет, в котором спрятался звук [Л].
В двух цветах радуги есть звук [Л]. Может мы заберем оба цвета?
Нет, нам нужен только один цвет. Вы помните, что говорил лимон? Он просил найти такой же цвет, как у него. А какого цвета лимон? Правильно, желтого, поэтому мы берем только желтую краску.
Посмотрите, радуга приготовила для нас все свои краски, выбирайте ту, которая нам необходима и отправляемся в обратный путь. Берите друг друга крепче за руки. (Идут под музыку)

16-18 мин

Итог занятия

- Дорогое солнышко, принимай пропажу. Теперь ты снова солнышко! Свети ярче!
Солнышко:
Ой, спасибо вам, ребята,
Как я рада, как я рада.
Буду весело сиять,
Вас, детишки, согревать.
- Ребята, а давайте расскажем солнышку, где мы были и что интересного увидели. (Ответы детей)
А за то, что вы такие дружные, такие добрые и умные, солнышко дарит вам в подарок свои веселые солнечные лучики, пусть они радуют вас и напоминают о нашем интересном путешествии.
До новых встреч, ребята!

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.Задачи:1.Образовательные: Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Обучение рассказыванию по картинкам»

Цель: Учить детей с помощью раздаточных карточек самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.Задачи:Образовательные:- учить детей правильно строить сложные предложения;- учить де...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Как лисичка бычка обидела»

Тема: «Как лисичка бычка обидела»Цель: Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.Задачи:Образовательные: Расширять кругозор детей. Дать понятие о том,...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Составление творческого рассказа о весне»

Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.Задачи:1.Образовательные: закрепить и расширить словарь д...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...