Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по звуковой культуре речи в средней группе.
Формирование правильного произношения звука «Ч»
Цель: объяснить детям, как правильно произносится звук «ч», упражнять в произнесении звука изолированно, в слогах, словах.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);
- развивать фонематический слух;
- формировать фонематическое восприятие;
- продолжать формировать умение определять наличие звука в слове или его отсутствие.
Оборудование: паровозик, аудиозаписи, вата (на снежинки).
Ход занятия
I Организационный момент
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться петь новую песенку. Что это за песенка, вы должны догадаться сами. Для этого отгадайте мою загадку:
«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу».
Ответы детей.
II Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.
Воспитатель показывает паровозик.
Воспитатель: Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но, чтобы научиться петь любимую песенку паровоза, мы сначала разбудим наш язычок, зубки и губки.
а) артикуляционные базовые упражнения
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Артикуляционное упражнение «Чашечка»
Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить
Артикуляционное упражнение «Грибочек»
Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
б) Послушный ветерок (для выработки воздушной струи)
- А теперь поиграем в игру. Но для начала скажите: Какое время года у нас сейчас?
И с неба падают (снежинки). Я каждому на ладошку положу снежинку и вам нужно ее сдуть. (каждому ребенку раздается по кусочку ватки)
Теперь я вижу вы готовы.
III Знакомство со звуком Ч.
а) - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч.
- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:
губки округлены
зубки не смыкаются
язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносим звук «Ч»
Наш звук играет с ветерком.
Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук «Ч». Чувствуете, ребята, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?
б) совместная и индивидуальная работа с детьми.
Произносим все вместе, по отдельности (отрабатываем правильное произношение звука: по частоте его произношения и силе).
IV Развитие фонематического слуха
а) – А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук «Ч»: Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С
б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком «Ч»: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ
- Молодцы, хорошо справились с заданием!
V Физминутка.
Перед зеркалом стою Стоят прямо.
И себя не узнаю. Качают головой.
Ставлю руки на бочок: Ставят руки на пояс.
Я отважный морячок. Правая нога - на носок, подбородок вверх.
Вы еще не сели Соединяют руки,
Я теперь качели. Качают ими влево-вправо.
Ну-ка угадай-ка, Машут руками, как крыльями,
Что за птица? Чайка.
Только ночка началась, Кисти рук заострены вверх.
В небе звездочка зажглась Руки в стороны, ноги широко расставлены.
VI Автоматизация звука «Ч» в слогах и словах.
а) - Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей) Я буду петь, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют:)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.
Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.
б) – Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Если знаете ответ, поднимайте руку.
Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка.
VIII Итог занятия
С каким звуком мы играли?
Покажем паровозику, как мы научились петь его песенку! (ответы детей).
Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.
(под песенку паровоз уезжает домой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Дети средней группы знакомяться со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки иллюстрации....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Задачи:1. Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2. Упр...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе звук "м"
Конспект занятия по звуковой культуре в средней группе звук "м"...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [М]»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [М]»Цель: Знакомство со звуком «м»Задачи:Учить произносить звук «м».Учить подбирать картинки со зв...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе.
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе....
Конспекты занятий по звуковой культуре речи в средней группе
Тема «Игрушки»Занятие 1Цель – уточнить и расширить словарь детей по теме.Задачи: Формировать обобщающее понятие...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...