Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Борошко Алина Алимовна

Формирование правильного произношения звука «Ч»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zkr_konspekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе. 

Формирование правильного произношения звука «Ч»

Цель: объяснить детям, как правильно произносится звук «ч», упражнять в произнесении звука изолированно, в слогах, словах.

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);

- развивать фонематический слух;

- формировать фонематическое восприятие;

- продолжать формировать умение определять наличие звука в слове или его отсутствие.

Оборудование: паровозик, аудиозаписи, вата (на снежинки).

Ход занятия

I Организационный момент

Стихотворение «Напоминалочка»

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться петь новую песенку. Что это за песенка, вы должны догадаться сами. Для этого отгадайте мою загадку:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу».

Ответы детей.

II Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.

Воспитатель показывает паровозик.

Воспитатель: Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но, чтобы научиться петь любимую песенку паровоза, мы сначала разбудим наш язычок, зубки и губки.

а) артикуляционные базовые упражнения

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

б) Послушный ветерок (для выработки воздушной струи)

- А теперь поиграем в игру. Но для начала скажите: Какое время года у нас сейчас?

И с неба падают (снежинки). Я каждому на ладошку положу снежинку и вам нужно ее сдуть. (каждому ребенку раздается по кусочку ватки)

Теперь я вижу вы готовы.

III Знакомство со звуком Ч.

а) - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч.

- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:

губки округлены

зубки не смыкаются

язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносим звук «Ч»

Наш звук играет с ветерком.

Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук «Ч». Чувствуете, ребята, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

б) совместная и индивидуальная работа с детьми.

Произносим все вместе, по отдельности (отрабатываем правильное произношение звука: по частоте его произношения и силе).

IV Развитие фонематического слуха

а) – А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук «Ч»: Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С

б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком «Ч»: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ

- Молодцы, хорошо справились с заданием!

V Физминутка.

Перед зеркалом стою                 Стоят прямо.

И себя не узнаю.                         Качают головой.

Ставлю руки на бочок:               Ставят руки на пояс.

Я отважный морячок.                 Правая нога - на носок, подбородок вверх.

Вы еще не сели                           Соединяют руки,

Я теперь качели.                         Качают ими влево-вправо.

Ну-ка угадай-ка,                         Машут руками, как крыльями,

Что за птица? Чайка.

Только ночка началась,              Кисти рук заострены вверх.

В небе звездочка зажглась        Руки в стороны, ноги широко расставлены.

VI Автоматизация звука «Ч» в слогах и словах.

а) - Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей) Я буду петь, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют:)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.

б) – Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Если знаете ответ, поднимайте руку.

Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка.

VIII Итог занятия

С каким звуком мы играли?

Покажем паровозику, как мы научились петь его песенку! (ответы детей).

Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.

(под песенку паровоз уезжает домой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Задачи:1.        Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2.        Упр...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе звук "м"

Конспект занятия по звуковой  культуре в средней группе звук "м"...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [М]»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [М]»Цель: Знакомство со звуком «м»Задачи:Учить произносить звук «м».Учить подбирать картинки со зв...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе....

Конспекты занятий по звуковой культуре речи в средней группе

Тема «Игрушки»Занятие 1Цель – уточнить и расширить словарь детей по теме.Задачи: Формировать обобщающее понятие...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...