Театрализация как вид игры с ребенком старшего дошкольного возраста в целях развития связной речи (методическая разработка)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Анищенко Тамара Викторовна

Методическая разработка раскрывающая значимость игры в развитии связной речи у ребенка старшего дошкольного возраста. Раскрыта тема театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализация как вид игры с ребенком старшего  дошкольного возраста в целях развития связной речи

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

 Ею занимались такие авторы как, Н.С.Карпинская, А.С. Выготский [3], А.Н.Леонтьев[4], и другие исследователи.    Особенно хочется отметить работу Л.А Венгера [1 ;с.77-79]. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе.

Основной вид деятельности дошкольника - это игра и общение.  

 «Дошкольное образования в этих условиях призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что  дает ему возможность успешно овладевать разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний.

 Средствами  развития ребенка для реализации этой важной цели являются педагогические технологии, которые в обязательном порядке должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развития способности самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющим быть успешным в разных видах деятельности;  развитие творческого воображения как направления интеллектуального и  личностного  развития  ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со взрослыми и сверстниками.» – Д.И. Воробьева [2 ; с. 5].

Тема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста  в наши дни является актуальной,  поэтому овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.  

***

Часто мы общаемся с ребенком, не замечая, как он говорит, нам важнее, что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Очень часто при общении взрослый не только спрашивает, но и отвечает за ребенка. Даже когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его состоит, в основном, из коротких предложений. Он не заботится об «удобстве» слушателей.

Однако школа с ее классно-урочной системой и действующими программами предъявит к речи ребенка совсем другие требования. Формировать, а затем и тренировать навыки связной речи необходимо еще в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально. Даже незначительные недостатки в развитии речи могут привести в дальнейшем к трудностям в обучении.

 Театрализованные игры влияют на формирование словарного запаса и развитие связной речи у детей. Добровольность участия в играх создает эмоциональный комфорт. Заинтересовавшись происходящим, ребенок приходит к желанию активно действовать, говорить, играть. Овладение родной речью прямо связано с развитием личности ребенка, его активности, инициативности, свободы поведения. В связи с этими личностными проявлениями формируется коммуникативная компетенция: осваивается фонетическая, лексическая, грамматическая стороны родного языка, развивается и совершенствуется связная речь, формируется элементарная текстовая деятельность.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Над выразительностью речи, с помощью ТРИз.

Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

Цель: научить детей понимать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.

Базовый алгоритм

На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором  происходят события:

Выбирается положительный герой (Элли) и отрицательный герой (Бастинда).

Обозначаются свойства и действия этих героев.

ПР: Элли всем помогала, а Бастинда была злой и коварной.

Объявляется Волшебство. ПР: Волшебные туфельки.

Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным  предметом для реализации своих целей.

ПР: Бастинде нужны были Волшебные  туфельки

чтобы  стать самой могущественной  волшебницей, а Элли чтобы помочь своим друзьям.

Конфликт разрешается средствами самих героев.

Методические рекомендации

Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках.

ПР: Элли, Бастинда Волшебные туфельки («Волшебник Изумрудного города»). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

  • Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.
  • При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций  использовались  предложения А.А. Нестеренко.

Мотивы

Цель действий

Тайна

Узнать, найти спрятанное, установить истину

Общение

Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор

Помощь

Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить

Красота и польза

Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить, починить

Самоутверждение

Дойти, добраться, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие

Список Литература

  1. Л.А. Венгер., Психология: [Текст] Л.А. Венгер, Л.А.Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 336с
  2. Д.И. Воробьева, Гармония развития [Текст] / Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., – С.Пб: Детство-Пресс,2006. – 144с
  3.  А. С. Выготский, Воображение и творчество в детском возрасте [текст] – 3-е изд., М.: Просвещение, 1991. – 93с
  4. А.Н. Леонтьев Психологические основы дошкольной игры [текст] /Избранные психологические произведения 1 том – М.,1983. –323с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста

В работе представлен опыт работы с использованием мнемотехники для занятий с детьми и родителями.Даны методические рекомендации по использованию элементов мнемотехники как средства развития связной ре...

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНЫ И ИХ МЕСТО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Сюжетные картины и их место в работе с детьми старшего дошкольного возраста в области развития связной речи    В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окр...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ

Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...

Использование дидактической игры "Речевая карусель" по теме "Весна" по развитию связной речи у детнй с ОНР

Дидактическая игра "Речевая карусель" многофункциональна,вариативна. Это позволяет развивать у детей гибкость ума, творческие способности, речевую деятельность....

Дидактические игры и упражнения с использованием мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Проблемы речи детей дошкольного возраста...

«Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста, как средство развития связной речи»

Обучение монологической речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развёрнутость, ...