Конспект НОД. Тема: Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павлова Тамара Владимировна

Тема: Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу  (старшая группа)

Обучающие задачи: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы

 Развивающие задачи: развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей; закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:— словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, составление рассказов с помощью мнемотаблиц.

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

- игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», пальчиковая игра («Цветы»)

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

- практический: рисование картин о весне.

- приём « радуга настроения».

Оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо в конверте, мяч, мнемотаблица, краски, альбомные листы.

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает… », стихотворений о месяцах весны.

• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

I. Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем. «Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»    Пингвинёнок.

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?

- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок.

- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Итак, давайте поговорим о весне.

- Что же такое «весна»? (Это время года).

- После, какого времени года приходит весна?

- Какое время года вы ещё знаете?

- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

- Как называются первые цветы? (первоцветы)

- Какие цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы)

1. Пальчиковая игра « Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?

2. Игра «Какая, какое?»

Весна (какая?) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…

Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое…

3.Встаньте в круг. Ребята, давайте скажем слова со словом «весенний»:

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,

например: день — весенний день, погода — весенняя погода,

солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.

В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите таблички о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.

1.Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 1. Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются проталинки и распускаются подснежники. Все люди отмечают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал (а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.

2. Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 2.

Наступила весна. Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тёплых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую. Я очень люблю весну!

3. Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 3.

Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее пригревать . Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождь. Люди снимают тёплую одежду и переодеваются в лёгкую. Дети пускают в ручейках кораблики. Появляется первая зеленая трава. Из под снега пробивается травка. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки. Появляется первая травка. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.

4. Рассказ по мнемотаблице «Весна» №4.

Весной в лесу просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки. Белка и заяц меняют цвет шубки. Белочка становится рыженькая. Зайчик становится серый. Весной днём становится жарче. Снег тает, и бегут ручьи, На земле появляются проталинки. В лесу вырастают подснежники. Весной на деревьях распускаются первые клейкие листочки. С тёплых стан прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов. Первыми прилетают грачи. Все рады приходу весны.

- Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы о весне и отошлём пингвинятам.

А еще я вам предлагаю нарисовать весну и тоже отослать вместе с рассказами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа. Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

конспект образовательной деятельности Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»....

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);упражнять детей в умении рассказывать ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.

Конспект занятия на тему "Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу....

«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

Цель: формирование умения детей старшего дошкольного возраста составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем и мнемотаблицы. Задачи:Образовательные:1. Формировать понятия причинно-следств...

«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Образовательная область: «Речевое развитие».Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная ...

«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Образовательная область: «Речевое развитие».Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная ...