«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формирование умения детей старшего дошкольного возраста составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем и мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
2. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.
3. Закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
Развивающие:
1. Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
2. Развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
4. Стимулировать и поощрять творческие проявления детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе.
2. Формировать умение работать в коллективе, создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
Цель: формирование умения детей старшего дошкольного возраста составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем и мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
2. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.
3. Закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
Развивающие:
1. Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
2. Развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
4. Стимулировать и поощрять творческие проявления детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе.
2. Формировать умение работать в коллективе, создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Методы и приёмы:
Словесные: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы о весне.
Наглядные: карточки-схемы
Игровые: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?»), физкультминутка, игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).
Практические: составление рассказов с помощью мнемотаблиц.
Словарная работа: Активизация словаря: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими признаки весны; совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе; наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы; чтение стихов, рассказов, сказок о весне, разучивание стихотворений; рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками; рисование по теме «Весна»; разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
Материалы и оборудование: мнемотаблица «Весна», письмо в конверте, воздушный шар, игрушка-солнышко.
Ход образовательной деятельности
I. Организационный момент
(создание положительного эмоционального настроя)
Придумано кем – то
Просто и мудро:
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки.
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься все начнем.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем. (воспитатель читает письмо) «Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?» Пингвинёнок.
Воспитатель: Ребята, а где живут пингвины? (ответы детей: пингвины живут в Антарктиде). Молодцы, правильно! А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (ответы детей: потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Воспитатель: Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям? (Ответы детей: мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны и т.д.).
Воспитатель: Ну, что же, давайте начнём рассказывать пингвинятам о весне. Вы, ребята, не зевайте – Хором, дружно отвечайте!
Игра « Добавь словечко»
Пришла….
Мы ждали….
Мы рады…
Мы встречали …
Мы будем гулять….
Мы поём песни о ….
Воспитатель: Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите – какая бывает весна?
Игра «Какая, какое?»
Весна (какая?) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное, желтое, жаркое…
Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…
Небо (какое) - голубое, облачное, серое…
Воспитатель: Ребята, давайте скажем слова со словом «весенний»: Я буду передавать вам солнышко, и называть слово, а вы повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день – весенний день. Погода, солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо. (Дети называют словосочетания)
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу)
Прилетело сто грачей.
(Идут по кругу, взмахи руками)
А сугробы тают, тают,
(Медленно приседают)
А цветочки подрастают.
(Тянутся на цыпочках, руки вверх)
Воспитатель: А вы бы хотели, попробовать составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде? В этом нам помогут наши помощницы-картинки.
Воспитатель: Скажите, что изображено, на первой картинке? (ответ детей: солнце). Кто хочет составить предложение? (предполагаемые ответы детей: Весной ярко светит солнце, поэтому снег тает быстрее. Весной солнце светит ярче, теплее. Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое и.т.д.)
Воспитатель: Скажите, что изображено, на второй картинке? (ответ детей: облака, небо). Кто хочет составить предложение? (предполагаемые ответы детей: Весной облака легкие, перистые, пушистые.
Воспитатель: Посмотрите, что изображено, на третьей картинке? (ответ детей: трава). Кто хочет составить предложение? (предполагаемые ответы детей: Весной появляется трава. Весной появляются первые цветы: подснежники. Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха. Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая и т.д.).
Воспитатель: А, что же, изображено, на четвертой? (ответ детей: деревья). Кто хочет составить предложение? (предполагаемые ответы детей: Весной на деревьях набухают почки. Весной на деревьях появляются зелёные листики.
Воспитатель: Посмотрите, что изображено, на следующей картинке? (ответ детей: птицы). Кто хочет составить предложение? (предполагаемые ответы детей: Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Весной с юга прилетают птицы. Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы и т.д.).
Воспитатель: Посмотрите, что изображено, на этой картинке? (ответ детей: животные). Кто хочет составить предложение? (предполагаемые ответы детей: Весной просыпаются медведь и ежик. Весной животные просыпаются после зимней спячки. Весной зайчик, белочка меняют свои шубки и т.д.).
Воспитатель: Скажите, что изображено, на этой картинке? (ответ детей: люди). Кто хочет составить предложение? (предполагаемые ответы детей: Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.).
Воспитатель: Посмотрите, что изображено, на этой картинке? (ответ детей: сосульки, ручеек). Кто хочет составить предложение? (предполагаемые ответы детей: Весной на крышах домов тают сосульки. Весной бегут ручьи, и дети могут пускать кораблики.).
Воспитатель: Молодцы ребята! Замечательные предложения придумали о весне. А теперь мы все картинки соберем по порядку. Кто желает составить рассказ про весну? (2-3 рассказа детей по желанию).
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось? А что бы вы, рассказали своим родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу
для детей с ТНР...
конспект образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа. Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
конспект образовательной деятельности Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»....
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);упражнять детей в умении рассказывать ...
Конспект НОД. Тема: Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу
Тема: Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.
Конспект занятия на тему "Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу....
«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
Образовательная область: «Речевое развитие».Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная ...
«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
Образовательная область: «Речевое развитие».Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная ...