Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Архангельская СШ»

группа дошкольного образования

Конспект занятия по развитию речи  

 с использованием ИКТ

в старшей группе

по  теме:

«Составление рассказа о весне

с опорой на мнемотаблицу».

71070955.gif

Подготовила воспитатель

Медведева Наталья Александровна

Апрель, 2018 г

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественная литература», «Физическое развитие».

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Задачи:

1. Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, накапливание словаря глаголов).

2.Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.

3.Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о весне, используя мнемотаблицу.

4.Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

5.Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.

Методы и приемы:

  • словесный: стихи, чтение письма от пингвиненка, вопросы детям, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.
  • метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
  • наглядный: мультимедийная презентация.
  • игровой:  интерактивные игры: «Соберем приметы весны», «Скажи правильно»; дидактические игры:  «Бывает - не бывает», «Доскажи словечко»; динамическая пауза «Веснянка»,  игровое упражнение с мячом «Составь словосочетание».
  • психологический приём «радуга настроения».

Оборудование:  письмо в конверте, воздушный шар, мяч, елки, деревья, первоцветы, солнышко, мультимедийная презентация, компьютер, магнитная доска.

Предварительная работа:

  • экскурсии и наблюдения в природе;
  • просматривание видеоролика «Животный мир Антарктиды» и нахождение ее на карте и на глобусе;
  • наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны»;
  • чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
  • рассматривание картин о весне, иллюстраций по теме «Весна», беседы о весне и её признаках;
  • рисование по теме «Весна»;
  • разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
  • разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает… », стихотворений о месяцах весны.
  • дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гости к весне».

Ход  занятия:

1. Организационный момент. Психологический прием «Радуга настроения» 

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Войдя утром вот в эту дверь.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Ребята,  улыбнёмся друг другу, улыбнитесь гостям и пусть зажжётся искра добра и радости.

     Ребята, посмотрите, к  нам  в  группу  прилетел воздушный шарик. А здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? Давайте прочитаем.

 «Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвиненок. Я никогда не видел весну и хотел бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»

                                                                                                       Пингвиненок.

  Проблемная ситуация.

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашему другу?

- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Итак, давайте поговорим о весне.

2. Интерактивная игра: «Соберем приметы весны»  (Слайд 2)

- Какие приметы весны вы знаете?  Сейчас вы будете их называть, и, с помощью нажатия пальчиком на картинку, складывать в конверт, чтобы потом отослать пингвиненку.  (Называют).

- Молодцы, вы очень много назвали примет!

3.Игра «Бывает – не бывает»  (Слайд 3)

А сейчас предлагаю поиграть еще в одну игру, которая называется: «Бывает - не бывает». Если весной что-то происходит, то вы хлопаете в ладоши, если же нет, то руки  - на колени. 

Тает снег. Прилетели снегири. Звонко поет скворец. Начинается листопад. Начинается капель. Дети пускают кораблики. Набухают и раскрываются почки. Появляются цветы – первоцветы, начинает зеленеть травка. Птицы улетают в теплые края. Начинается ледоход. Прилетели перелетные птицы. Просыпаются насекомые. Медведь залег в берлогу. Дети надели теплые шапки и шубы. Начинаются полевые работы.

- Молодцы. Не ошиблись! А сейчас давайте отдохнем.

4.Динамическая пауза  «Веснянка».

Солнышко, солнышко —

Золотое донышко (дети идут друг за другом, взявшись за руки).

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.                                                        

Побежал в лесу ручей, (бегут друг за другом на носочках)

Прилетели сто грачей. (имитируя руками взмахи как крыльями).

А сугробы тают, тают (приседают). 

А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

6. Игровое упражнение «Составь словосочетание». (Слайд 4)

 Ребята, давайте попробуем составить словосочетания со словом «весенний». Я буду кидать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя» или «весеннее». Например: день — весенний день, погода — весенняя погода.

Солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, месяцы, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

5. Речевая игра «Доскажи  словечко»  

Мы сейчас игру начнем

«Доскажи словечко»

Начну фразу я,

Вы продолжайте отдельно.

Весной солнце светит (ярко)

Дни стали (короче),

Ночи стали же (длиннее),

Чем зимой вернее.

И погода (потеплела)

На деревьях (почки),

На снегу везде (проталины)

К нам явилась гостья.

- Ну что предлагаю вернуться на стульчики поиграть в игру «Скажи правильно».

7. Интерактивная игра «Скажи правильно» (Слайд 5-6) 

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки? (растут)

• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки?  (ползают)

• Тает снежинка или дождинка? А что делает дождинка?  (капает)

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?    (каркают)

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?  (зеленеют)

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые? (просыпаются)

8.Составление рассказов про весну. (Слайд 7)

- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.

   В этом нам помогут мнемотаблицы. Рассмотрите таблицы о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 1.

hello_html_4c1ccde2.png 

Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее пригревать. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождь. Люди снимают тёплую одежду и переодеваются в лёгкую. Дети пускают в ручейках кораблики. Появляется первая зеленая трава. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.

Слайд 8   Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 2.

hello_html_m6cc03dae.png 

Наступила весна. Весной день длиннее, а ночь короче. Небо голубое и идёт тёплый весенний дождь. Весной на деревьях распускаются листочки. Птицы возвращаются из тёплых стран, строят гнёзда и высиживают птенцов. Снег становится тёмным, рыхлым, тает, а по земле бегут ручьи. На земле появляются проталины, а прямо из-под снега расцветают подснежники - первые вестники весны.

Слайд 9 Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 3.

hello_html_m36436bcc.png 

Весной в лесу просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки. Белка и заяц меняют цвет шубки. Белочка становится рыженькая. Зайчик становится серый. Весной днём становится жарче. Снег тает, и бегут ручьи, На земле появляются проталинки. В лесу вырастают подснежники. Весной на деревьях распускаются первые  листочки. С тёплых стан прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов. Первыми прилетают грачи. Все рады приходу весны.

- Хорошо, ребята. Мы записали все ваши рассказы о весне и положили в конверт, чтобы отослать  пингвиннеку по электронной почте в Антарктиду.

9. Рефлексия (Слайд 10)

 - Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку. А сейчас приглашаю всех пройти на коврик, присаживайтесь в кружок кому как удобно. Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

 Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, как дует лёгкий  весенний ветерок,  звонко поют птицы. Протяните руки вперёд и почувствуйте, как согревает вас тёплое, ласковое солнышко.

Солнце вышло из-за тучки

Протянуло солнце ручки

Ручки солнышка — лучи

Так нежны и горячи.

- А теперь я предлагаю взять солнечный лучик и составить солнышко.

-Посмотрите, что у нас получилось? Яркое, весеннее солнышко, а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

- Ребята вам понравилось, как вы сегодня работали на занятии?

-Мне тоже.

10. Сюрпризный момент. (звук sms)

- Ребята, пингвиненок вас благодарит за помощь и прислал вам раскраски с  животными Антарктиды. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.

Конспект занятия на тему "Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе   тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Составление рассказа по картине «Ежи».

Задачи: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами"....