«Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»
план-конспект занятия (старшая группа)

Масалыкина Ульяна Вячеславовна

Конспект ОД в старшей группе по развитию речи на тему «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroim_dom_iz_kubikov.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в старшей группе по развитию речи

на тему «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

ЦельУчить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки? Отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двухсложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Материал: картина «Мы играем в кубики. Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]; счетные палочки.

Ход занятия.

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это Мишка! Давайте поприветствуем его! Мишке очень любит слушать сказки и рассказы. Давайте составим для него рассказ? Посмотрите на картину. На экране картина «Мы играем в кубики. Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы:

Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)

— Что делают дети? (Играют, строят дом.)

— Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)

— Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)

- Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)

— Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)

- А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)

— Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)

- А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)

— Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец — что будут делать дети дальше.

(Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме.»

Воспитатель: Молодцы! Какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился. А еще мишка очень любит играть и предлагает вам с ним поиграть. Выходите на ковер.

- Посмотрите, что принес нам мишка! (сундучок)

- А чтобы посмотреть, что в нем, нужно отгадать загадки:

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря!

Он легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит! (змея)

- Правильно это змея. (воспитатель достает картинку змеи) А как шипит змея?

- шшшш (показываем руками, как ползает и шипит змея)

- Какой звук мы слышим?

- шшш.

- Правильно молодцы. Это согласный звук.

- А теперь следующая загадка:

В темноте летает кто-то

Издавая громкий звук

Кто там спорит с самолетом?

Ну конечно, майский……(жук) (воспитатель достает картинку жука)

- Как жужжит жук?

- жжжж (показываем руками, жужжим)

Какой звук мы слышим?

- жжж

- Правильно! Звук ж тоже согласный звук.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте. (звуки [ж] и [ш] поочередно)

— Ребята, — говорит медведь. — А в моем имени какой звук вы слышите — ш или ж? Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

Дети называют предметы, животных. выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.

Работает над чистоговорками, произносит:

- Аш - аш - аш- вот у Даши карандаш.

- Еш-еш-еш - яблоки поешь.

- Жа-жа-жа спугались мы моржа.

- Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.


А теперь давайте отдохнем немного.

ФизкультминуткаВверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок.

Садимся за столы.

Воспитатель: Ребята! А мишка нам еще принес счетные палочки, сейчас расскажу для чего.

— Я хочу вам что-то рассказать. Слова можно делить на части (слоги). В имени Миша — две части: Мииц — шааа рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовала два квадратика. Части слова можно еще прохлопать: ми – первый хлопок (слог), ша- второй хлопок (слог).

— У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа — паа. Первая часть ... ла, вторая часть ... па. Давайте прохлопаем слога в слове. Сколько слогов я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа... пааа.

— А вот еще какое слово есть — лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы — жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какой первый слог? Какой второй?

Если остается  время,  аналогично анализируется слово рама, вата, шило, шина, мыши, жаба, лужа.

- Ну а мы продолжаем наше занятие. Выходите на ковер.

Послушайте, как говорили другие дети, подумайте можно ли так сказать?

  • Тетя, посмотри, у лошадки два хвоста. Один на голове, другой на спине.
  • Папа, это лошадке подметки подбивают.
  • Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются.
  • Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом.
  • Мамочка, я тебе люблю громок-громко.

Дети исправляют ошибки.

Воспитатель: А сейчас придумайте сами небылицы или путаницы, а другие будут их распутывать.

Игра «Найди точное слово»

Воспитатель: Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. «Нет. Эта веревка не годится. Она оборвется.» Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется.» Какую сначала принес Миша веревку (тонкую, не прочную), а какую потом (прочную, крепкую). Качели папа делал летом. Но вот прошла осень и наступила……зима.

Миша рос крепким мальчиком……здоровым, сильным.

Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами……крепкий лед.

А как сказать по другому….. прочный, не хрупкий.

Мороз крепчал…..становился сильнее.

- Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (его трудно разбить)

-Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. Еще о них говорят «Крепкий духом» - значит сильный, стойкий человек.

- Объясните понятия: крепкая ткань, крепкий сон, крепкий чай.

- Придумайте сами предложения со словом крепкий.

Игра с мячом (антонимы – противоположные по смыслу слова)

Игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? Какое из этих слов наиболее точное? Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? (дети отвечают)

Замените выражения другими словами:

Тяжелый груз – имеющий большой вес

Тяжелый сон – неспокойный сон

Тяжелый воздух – неприятный воздух

Тяжелая рана – опасная, серьезная рана

Тяжелое чувство – мучительное, горестное чувство

Тяжелый на подъем – с трудом что-то решает

Тяжелое наказание – суровое наказание.

Послушайте стихотворение Е. Серовой и подскажите мне нужные слова.

Подскажи словечко

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату:

-Ох! С неба сыплется горох!

-Вот чудак, - смеется брат,-

Твой горох ведь это …(град).

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… (тень).

Воспитатель: Предлагает выполнить упражнение «Назови ласково»:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Ветка короткая - веточка коротенькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мишке очень понравилось с нами играть и слушать наш рассказ. А вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление сюжетного рассказа по картине "Мы играем в кубики. Строим дом"

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление сюжетного рассказа по картине "Мы играем в кубики. Строим дом"...

Развитию речи во второй младшей группе - Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики»

Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики». «Игрушки»Цели: Уметь составлять рассказ по картине по образцу воспитателя.Задачи: Содействовать развитию связной ре...

Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики». «Игрушки»

В этом занятии учим составлять рассказ по картине по образцу воспитателя.Содействуем развитию связной речи у детей, формированию умения рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; способство...

Конспект по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить пр...

Непосредственно- образовательная деятельность по развитию речи "Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики, строим дом».

Непосредственно- образовательная деятельность по развитию речи  "Составление сюжетного рассказа  по картине  «Мы играем  в  кубики, строим  дом»....

Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом». Гласные звуки.

Цель: обучение умению составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета; название картины. Закрепление и уточнение произношения гласных звуков русского языка. Совершенствовать уме...