Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Путешествие на волшебный остров"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Путешествие на волшебный остров".
Развитие речевой активности дошкольников посредством словесных игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_puteshestvie_na_volshebnyy_ostrov.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
в старшей группе
по теме «Путешествие на волшебный остров»
Составитель:
Климина А.А., воспитатель
г. Когалым
2019г.
Цель: Развитие речевой активности дошкольников посредством словесных игр и упражнений.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить различать на слух сходные по звучанию согласные звуки С-З;
- Упражнять в подборе слов с противоположным значением;
- Совершенствовать навыки составления связного рассказа с опорой на мнемотаблицу;
- Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков С-Ш;
- Закреплять навыки образования однокоренных слов, умение называть обобщающие слова.
Развивающие:
- Развивать движения органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, зрительное восприятие, связную речь.
- Развивать мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей, слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Словарная работа:
- Активизация словаря: пираты, воздушный шар, кабачок, земноводное.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Просмотр видеоролика «Пираты»;
- Рассматривание слайдов - иллюстраций к игре «Четвёртый лишний»;
- Работа с мнемотаблицей по теме «Зима».
Словесные:
- Беседа по теме «Признаки зимы»;
- Чтение пословиц и поговорок о зиме;
- Загадки на тему «Зима»;
- Составление рассказа «Зимушка-зима» по схеме;
- Указания;
- Объяснение.
Игровые:
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»;
- Игровое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом);
- Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом);
- Игровое упражнение «Хлопни-топни».
Методы повышения речевой активности:
- Метод вопросов.
Методы повышения эмоциональной активности:
- Игра-приветствие «Скажем, здравствуйте!»;
- Сюрпризный момент (появление разбойников на экране);
- Проблемная ситуация «На поиски сокровищ».
Предварительная работа:
Выполнение артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок», беседы о зиме, беседы о домашних и диких животных, рассматривание альбомов и иллюстраций (одежда, обувь, головные уборы, овощи, фрукты, птицы, мебель, транспорт, посуда), д/и «Что лишнее?», д/и « Составляем новые слова» (посуда),игровое упражнение «Поймай звук»,составление рассказов с использованием мнемотаблиц, разучивание пословиц и поговорок о зиме, разучивание физминутки «Воздушный шар».
Материалы и оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук), мяч, зеркала на каждого ребенка, макет «записка разбойников», сундучок, раскраски.
Ход НОД:
Дети играют на ковре в свободном общении, в группу заходят гости.
Воспитатель: Доброе утро, уважаемые гости! Мы с ребятами предлагаем вам друг друга поприветствовать.
Дети стоят полукругом на ковре лицом к гостям.
«Игра-приветствие»
Дети хором произносят:
Скажем, здравствуйте руками (хлопают в ладоши).
Скажем, здравствуйте ногами (топают).
Скажем, здравствуйте глазами (моргают).
Скажем, здравствуйте мы ртом (здравствуйте).
Стало радостно кругом (улыбнулись)!
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Обратите внимание на экран.
Просмотр видеоролика «Пираты»
«Здравствуйте ребята! Мы спрятали сокровища на волшебном острове. Вы сможете их найти, если выполните задания, которые мы для вас придумали».
Воспитатель: Ребята, кто приготовил для нас задания?
Дети: Разбойники, пираты.
Воспитатель: Пираты, повторите, ребята.
Дети: Пираты.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие на волшебный остров за сокровищами? (Да).
Воспитатель: А на чём можно путешествовать?
Дети: На машине, на самолёте, на поезде, на корабле, на воздушном шаре.
Воспитатель: Отличная идея, Вика! Полетим на воздушном шаре! Ребята, скажем все вместе: «На воздушном шаре»!
Дети: На воздушном шаре!
Воспитатель: Но сначала давайте его надуем.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»
Дети встают на ковер в маленький круг
Воспитатель: Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).
Руками изображают шар, идут в круг, из круга.
Воспитатель: Летим!
На слайде – изображение воздушного шара.
А теперь надо приземлиться. Наш шар начинает медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
На экране появляется слайд с изображением солнечного острова.
Воспитатель: Вот и попали мы с вами на остров. Здесь нам придётся много и правильно говорить, поэтому нужно размять наши язычки. Присаживайтесь на стульчики и возьмите зеркала.
Дети берут зеркала. Зеркала под стульчиками.
Артикуляционная гимнастика « Жил весёлый Язычок »
Воспитатель и дети:
Жил весёлый Язычок в маленьком домишке,
Превращался во что мог, на радость всем детишкам.
Воспитатель:
Вот в лопатку превратился и на губке развалился.
Распластался, растянулся и губами улыбнулся.
(Дети выполняют упражнение «лопаточка»)
Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся и стал чашечкой для всех.
(Дети выполняют упражнение «чашечка»)
А теперь Язык наш колкий, стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни и иголкой уколи.
(Дети выполняют упражнение «иголочка»)
Язычок наш захотел – на качелях полетел,
Летят они, то вверх, то вниз, ты вместе с ними прокатись.
(Дети выполняют упражнение «качели»)
А теперь вот, погляди, - это скачут лошади.
Языком пощёлкай ты, как копытами они.
(Дети выполняют упражнение «лошадка»)
Воспитатель и дети:
Так живёт наш Язычок в маленьком домишке.
Превращается во всё на радость всем детишкам!
Воспитатель обращает внимание на бумажный свёрток.
Воспитатель: Смотрите, записка, что же в ней? (читает)
Здесь все задания разбойников. Первое задание «Четвертый лишний».
Обратите внимание на экран, вам нужно сказать, что лишнее и почему?
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (10 слайдов)
( 1 слайд - брюки, тапочки, сапоги, сандали;
2слайд – лимон, яблоко, банан, кабачок;
3 слайд – платье, футболка, джинсы, шапка;
4 слайд – кепка, шапка, шляпа, туфли;
5 слайд – кресло, пирамидка, юла, машинка;
6 слайд – сковорода, кастрюля, чайник, стол;
7 слайд – снегирь, воробей, сорока, волк;
8 слайд –бабочка, пчела, муравей, лягушка;
9 слайд – мотоцикл, автобус, машина, самолёт;
10 слайд – тюльпан, астра, ромашка, ель.
Ребенок: Я думаю, что здесь лишний кабачок, потому что лимон, яблоко, груша – это фрукты, а кабачок – это овощ.
Воспитатель: Какой интересный овощ – кабачок. Повторите, ребята.
Дети: Кабачок!
Ответы детей по каждому слайду
Воспитатель: Молодцы, ребята, верно отвечали. (Читаю записку разбойников) Второе задание называется «Закончи предложение».Вставайте в круг, отвечает тот, кому я бросаю мяч.
Дети стоят на ковре в кругу, воспитатель - в центре круга.
Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)
Хлеб кладут в … хлебницу;
Салат кладут в салатницу;
Масло кладут в маслёнку;
Конфеты кладут в конфетницу;
Сухари кладут в сухарницу;
Селёдку кладут в селёдочницу;
Молоко наливают в молочник;
Соус наливают в соусник;
Соль насыпают в солонку;
Сахар насыпают в сахарницу;
Перец насыпают в перечницу;
Мыло кладут в мыльницу;
Салфетки ставят в салфетницу;
Чай заваривают в чайнике.
Дети продолжают стоять в кругу.
Воспитатель: Отлично, все предложения закончили правильно. Переходим к следующему заданию, которое называется «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы - его противоположное значение.
Игровое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом)
Добрый – злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Высокий – низкий
Горячий – холодный
Новый – старый
Веселый – грустный
Друг – враг
День – ночь
Большой – маленький
Узкий – широкий
Правда – ложь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, присаживайтесь, а я посмотрю, что ещё приготовили для нас разбойники.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Задание называется «Хлопни или топни». Я буду произносить слова, если в начале слова вы услышите звук [с] – вам нужно хлопнуть, если услышите звук [з]- топнуть. Вставайте со стульчиков и будьте внимательны.
Дети стоят возле стульчиков.
Игровое упражнение «Хлопни-топни»
Воспитатель: Снег, заяц, сыр, сани, замок, сумка, забор, зуб, суп, стул, самолёт, зонт, заколка, сок, сын, звонок.
Дети выполняют соответствующие движения
Воспитатель: Здорово у вас получилось, ребята, присаживайтесь!
Дети присаживаются на стульчики, воспитатель читает записку.
Воспитатель: Следующее задание – загадки от разбойников.
На экране демонстрируются слайды- отгадки.
Загадки на тему «Зима»
Воспитатель:
1. Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт. (Снег)
2. Без досок, без топоров -
Через реку мост готов. (Лёд)
3. Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали, и в миг
Получился … (Снеговик)
4. Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
И морковку съело. (Сосулька)
5.Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Правильно, ребята, зимой. На острове сейчас жарко, повсюду зелень. А в группе, за окном, у нас какое время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Следующее задание «Назовите приметы зимы».
Беседа по теме «Признаки зимы»
Дети:
- Зимой падает снег;
- Люди надевают теплую одежду;
- Зимой ночь становится длиннее, а день короче;
- Становится очень холодно;
- На деревьях нет листвы.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Чтение пословиц и поговорок о зиме
Дети:
-Мороз не велик, да стоять не велит!
-Спасибо, мороз, что снегу принес!
-Береги нос в большой мороз!
-Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий!
-В зимний холод всякий молод!
- Январь году начало, зиме – середина!
Воспитатель: Молодцы, знаете приметы зимы. Приступаем к последнему заданию – вам нужно составить рассказ о зиме по схеме, которую приготовили для вас разбойники.
На экране - мнемотаблица по теме «Зима».
Составление рассказа «Зимушка-зима» по схеме»
Воспитатель: Ребята, какими словами можно начать рассказ о зиме?
Дети:
- Наступила зима. У зимы три месяца, декабрь, январь, февраль.
- Зимой повсюду снег.
- Зимой солнце светит, но не греет.
- В домах тепло. Где-то топят печь.
- На улице стало холодно, и люди одеваются теплее.
- Домашние животные зимой находятся в своих домах.
- Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка – в тёплом дупле, зайчик прячется под кустом.
- Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм.
- У детей зимой много развлечений: катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом.
Воспитатель: Вот и получился у нас рассказ о зиме.
На экране появляется изображение разбойников.
«Ребята, вы выполнили все задания и справились сними великолепно, а мы, как и обещали, отдаём вам сокровища.».
Воспитатель обращает внимание детей на сундук с сокровищами.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращатьсяв детский сад, сундучок с сокровищами мы возьмем с собой.
Физминутка «Воздушный шар»
Дети:
- Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.
(Все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют).
- В группу мы к себе летим, оказаться там хотим.
( Кружатся на месте и присаживаются на стульчики).
Воспитатель: Где мы были, ребята? Что мы делали на волшебном острове? Какое задание показалось вам самым сложным? Что вам больше всего понравилось? Я думаю и гостям понравилось наше путешествие.
(Дети открывают сундук с сокровищами, идут рисовать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Тема: "Волшебное превращение"
Задачи: 1. Уточнять и закреплять правильное произношение звука "р", отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.2. Развивать речь, голосовой аппарат, память, внимание, твор...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Волшебное путешествие по сказкам братьев Гримм".
Обогатить и уточнить представления детей о творчестве братьев Гримм.Расширять и обобщать имеющиеся знания у детей о сказках.Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".Развивать монологиче...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»
Доставить детям радость от игр развивающей направленности. Поддерживать желание познавать новое, используя коммуникативные качества....
Конспект Образовательная область «Речевое развитие» По теме: «Путешествие в Волшебный лес» В средней группе (возраст детей 4-5 лет)
Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; закреплять умения образовывать «ласковые слова&raqu...
Конспект ООД по речевому развитию в форме квест-игры «Волшебный сундучок Деда Мороза» старшая группа.
Задачи:Образовательные:- формировать умение подбирать прилагательные к словам, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные,- упражнять в правильном произношении чистоговорок.Развивающ...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые». «Волшебная паутина»
Конспект занятия по речевому развитиюв старшей логопедической группе для детей с ОНР.Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые».«Волшебная паутина»...
Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие
В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....