Обогащение словаря дошкольников
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Статья о расширении и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста.Используемые игры,направленные на развитие словаря детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarya_doshkolnikov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словаря дошкольников.
На пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.
Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: «Он пошел. А потом он увидел…А потом он взял…». Нарушения относятся к порядку слов в предложении, к грамматическим формам изменения слов.
Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей пятого года жизни, главную задачу должны видеть в обогащении словаря и в развитии связной речи.
Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используется самое ближайшее окружение ребенка:
• то, с чем ребенок сталкивается дома,
• в детском саду
• на улице.
Необходимо вводить в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей.
Не только названия цветов, но и их оттенков.
Не только названия формы, величины предметов, но и материала, из которого предметы сделаны.
Очень важно не только знакомить детей с окружающим. Рассмотрели предметы, назвали их и закрепили слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать разнообразные словесные сочетания.
Игры с детьми:
«Какое что бывает?»
Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек и др.
Здесь можно провести сравнение: что выше дерево или человек? Дети учатся сравнивать и начинают понимать значение абстрактного слова.
На вопрос о том, что бывает широким, дети отвечают: река, дорога, лента и др. Затем, побуждая ребенка к сравнению , можно спросить: «А что шире -ручеек или река?».
Такая игра проводится с самыми различными словами. Играя дети учатся классифицировать предметы по цвету, по форме /Что бывает красным, зеленым, круглым? /.
Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать побольше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово, уточняется смысл слов, они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.
Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо значение художественной литературы. Прочитали ребенку сказку, рассказ, стихотворение - обратите на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка. Тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.
У детей старшего дошкольного возраста/5-7 лет/ достаточно большой запас слов /он доходит до 4-5 тыс. /. Это главным образом слова основного словарного фонда языка - общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуются. Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом, а у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается /пассивный словарь/.
Некоторые дети употребляют слова и выражения некстати, неточно понимая значение, смысл слова.
Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания, устойчивые словосочетания. Чтобы они понимали многозначность слов, их различные оттенки, образное употребление этих слов.
Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего. Непосредственный опыт ребенка служит основой для усвоения новых знаний, для осознания отвлеченных понятий.
В младшем и среднем возрасте на основе накопления представлений об единичных предметах дети научились объединять предметы по их значению и признакам, усваивать видовые и родовые понятия / медведь, лиса, заяц – животные; чашка, тарелка – посуда/.
В старшем дошкольном возрасте родовые понятия дифференцируются: животные – домашние и дикие, посуда – столовая, кухонная, чайная. Вместе с тем нужно продолжать учить детей определять и правильно называть предметы и их качества, в частности материал, из которого сделан предмет /стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый, резиновый/.
Можно детям предложить поиграть:
«Чем предметы не похожи? Чем похожи?»
Взрослый описывает предмет, а ребенок по описанию отгадывает, что это такое. Сначала дети учатся понимать загадки /по описанию внешнего вида предмета и по его назначению /, а затем сами начинают придумывать загадки.
«Скажи какой».
Взрослый предлагает ребенку дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, по цвету: сахар /какой? / сладкий, снег, лимон….
Родители просят ребенка закончить словесный ряд: снег белый, холодный / еще какой? /; морковь оранжевая, солнце теплое….
Детям можно предложить вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается / ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает/, кто как голос подает /львы рычат, мыши пищат, коровы мычат/.
Специалистами разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка:
• Узнавание предметов по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? Береза.
• Подбор действий к предмету. Ветер что делает? / Воет, поет, поднимает, листья срывает, парус надувает/.
• Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? Солнце.
• Подбор обстоятельств. Учиться можно как? /Хорошо, лениво, прилежно/.
• Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? /Рыба. Самолет, бабочка, листья/.
• Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес/…/. Дворник взял метлу, он будет/…/.
• Распространение и дополнение предложений. Дети идут. /Куда? Зачем?/. Кошка взобралась на дерево. / Какое? Почему? Зачем? Когда?
• Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.
• Составление предложения с определенным словом или несколькими словами.
Все эти упражнения помогают не только расширить словарь детей. Но и сделать более активным. Для того, чтобы слова входили в активный словарь. Необходимо их многократное повторение.
Используемая литература:
1. «Мир детства. Дошкольник. Библиотека для родителей». /Л. Е. Журова, Т. С. Комарова. Москва, 1987.
2. «Придумай слово». О. С. Ушакова. Москва. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словаря дошкольников с ОНР
В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...
Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)
Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...
Обогащение словаря дошкольников синонимами
Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с ОНР.
Методические рекомендации в работе над обогащением словаря дошкольников с ОНР....
Консультация для воспитателей "Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей...