Обогащение словаря дошкольников синонимами
статья (развитие речи, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Ведение
Моё сообщение посвящено работе над обогащением словаря старших дошкольников синонимами. Для начала, я предлагаю вам почувствовать себя детьми и немножко поиграть.
Игра с логопедами
«Доскажи словечко»
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все антракт;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам перемена!
Определение. Синонимы – слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему лексическому значению.
Слова-синонимы похожи друг на друга также как эти смайлики (картинка 1).
Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.
Синонимическим рядом называется группа синонимов, состоящая из двух и боле слов. Он может быть образован и из однокоренных слов: забыть – позабыть, обогнать – перегнать. Один из синонимов является главным, основным и в словарях он помещается первым.
Словарь синонимов представляет особую ценность для педагога. Особенно интересен «Словарь синонимов русского языка» Александровой Зинаиды Евгеньевны с широким охватом лексического материала. В нем даются синонимы, принадлежащие к различным стилям литературного языка, в том числе устаревшие слова, народнопоэтическая, а также просторечная лексика. В конце синонимического ряда в виде приложения приведены фразеологизмы, синонимичные названным словам. Н-р: стр. 131 думать, мыслить, размышлять… шевелить мозгами. Я пользуюсь электронной версией словаря, но для «наглядности» взяла в библиотеке печатное издание.
Итак, Синонимы отличаются друг от друга:
- степенью современности: одно слово современное, другое – устаревшее. Например: самолет – аэроплан, город – град;
Устаревшие слова редко используются нами, однако встречаются, особенно в классической литературе. Зачастую объяснить их значение не каждому по силам. Я предлагаю вам, коллеги, выбрать один из вариантов толкования устаревшего слова:
Игра для логопедов «Такие старые слова»
- Отопки – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
- Книгочей – любитель чтения или библиотекарь?
- Вертун – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
- Каракуль – ценный мех или непонятная запись?
- Сирый – волк или сирота?
- Хмарь – темнота, пелена тумана или преступник?
- Тараторка – тот, кто много говорит или сорока?
- Карла – ворона или человек маленького роста?
- Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно?
- Катанки – санки или валенки?
Продолжим, синонимы отличаются друг от друга:
-сферой употребления: одно слово общенародное, другое профессиональное, одно – общенародное, другое – диалектное, одно – литературное, другое – жаргонное. Например, желтуха – гепатит, повар – кок, страница – полоса, мальчик – шкет;
Таким образом, слова, входящие в группу синонимов, сохраняют различия в своих оттенках, порождаемые принадлежностью их разным классам общества, разным социальным прослойкам, разным видам речевого общения.
- употреблением в разных стилях речи. Например, очи – глаза, разговор – болтовня;
- оттенками лексических значений. Например, алый – красный, бежать – мчаться;
- степенью сочетаемости с разными словами: наречия «категорически» и «наотрез» одинаковы по смыслу, но «категорически» сочетается с многими словами (категорически оказать, категорически заявить), а «наотрез» в современной речи – только с глаголом «Отказаться»;
- степенью сложности: в этом случае чаще всего одно из слов имеет в качестве синонима фразеологическое словосочетание (родиться – появиться на свет, мало – кот наплакал).
Синонимы в речи используются:
- для более точного выражения мысли (влажный – мокрый);
- для выражения эмоциональной окраски (упал – брякнулся);
- как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;
- как способ связи соседних предложений в тексте.
Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов (синонимического ряда) бывает различной.
Например: (разберем)
- Рассердиться, разозлиться, разгневаться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…; (по нарастающей)
- Надеть (что-нибудь), натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…
В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относится к разным группам синонимов.
Например:
- Пышный хлеб – это хлеб свежий, мягкий;
- Пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…
Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи.
Например:
- Прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый…
- Существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, трусость…
- Глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…
В переводе с греческого языка synonymous означает одноименный. Разнообразие оттенков синонимов можно сопоставить с палитрой талантливого художника, богатейшей цветовой гаммой. Чем большим количеством синонимов располагает человек, тем богаче его словарь и разнообразнее речь. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, тавтологии, употреблению слов без учета оттенков их значения.
Для дошкольников с ОНР характерно резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов. Основной смысл словарной работы – выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел. Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. Проведение работы над введением в речь синонимических рядов является неотъемлемой частью работы над словарем дошкольников.
При отборе словаря для работы над синонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:
- частотностью употребления отобранных слов;
- словарным запасом старших дошкольников с ОНР;
- наличием в речи синонимов;
- пониманием отобранных слов;
- необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;
При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.
Приемы работы с синонимами:
- Выделение из группы синонимов (синонимического ряда) наиболее подходящего к контексту содержания произведения, предложенной ситуации слова;
- Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным и чаще употребляющимся в речи словом;
- Подбор синонимов к данному слову. (Игра с воспитателями «Пойми меня»).
Игра с логопедами «Пойми меня». Подбор синонимов к заданному слову.
Слова: аппетитный, верный, глупый, исцеляет, корм, ложь, крупный, ласковая, наслаждение, отчизна, тревога, смелый, собрание, печаль.
Работа над синонимами эффективна, если упражнения проводятся систематически и планомерно.
Главные умения, которые должен приобрести дошкольник при работе с синонимами:
- Различать в речи близкие по смыслу слова
- Подобрать к данным словам синонимы
Сильная метель – пурга; плохая погода – ненастье. Каким словом называют наступление темноты?
- Умение заменять в тексте то или иное слово соответствующим синонимом (замена повторяющегося слова).
- Умение самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним (в зависимости от контекста).
Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа, к языку А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина…
Предлагая упражнения на базе текстов художественных произведений, необходимо базироваться на доступных детям, в основном программных произведениях, которые являются не только наиболее эффективным материалом и средством овладения синонимами, развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, а возможно, и это самое главное, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуры.
Упражнениям с синонимами должна обязательно предшествовать предварительная работа с текстами произведений (чтение, беседа по содержанию, пересказ прочитанного).
При знакомстве с синонимами я использую компьютерную презентацию. (показ).
Пособия: Лексико-семантические упражнения Коноваленко, Гомзяк.
Для себя я составила синонимические ряды на каждую лексическую тему и активно использую их в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словаря дошкольников с ОНР
В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...
Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)
Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с ОНР.
Методические рекомендации в работе над обогащением словаря дошкольников с ОНР....
Консультация для воспитателей "Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами
В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...
Обогащение речи дошкольника синонимами, антонимами, омонимами.
Представлены три презентации с картинным материалом, для работы с детьми дошкольного возраста над обогащением речи синонимами, антонимами, омонимами....