Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Обогащение словаря дошкольников
с общим недоразвитием речи
Развитие речи ребенка в онтоге незе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребе нок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом — обобщающего.
Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребенок начи нает понимать обобщающее зна чение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трем годам дети усваива ют слова, обозначающие наибо лее простые родовые понятия (иг рушки, посуда, одежда), переда ющие обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени существительно го (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального речево го развития дети усваивают сло ва, обозначающие более сложные родовые понятия (растения: де ревья, травы, цветы; цвет: белый, черный; движение: бег, плавание, полет). К подростковому возрас ту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как со стояние, признак, предметность и т.д.
Обогащение жизненного опы та ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего до школьника может рассматривать ся в качестве национальной языко вой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка.
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрас те 5—6 лет, можно выделить наи более употребительные слова: су ществительные, прилагательные, глаголы. Также происходит по степенное расширение семанти ческого поля значения слова.
Таким образом, по мере раз вития психических процессов (мышления, восприятия, пред ставлений, памяти), обогащения сенсорного опыта, изменения дея тельности, формируется и сло варь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Методические рекомендации к работе над обогащением словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Принципы работы над словарем:
- развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
- работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
- словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;
- при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
- основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей.
Конкретное содержание и структура логопедической работы по формированию системных лексических представлений у детей с ОНР определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами. Исходя из этого методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей работы в два этапа.
На первом этапе основное внимание должно быть уделено накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка. Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе такого четкого деления при формировании лексической системы не наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами.
Расширение номинативного и предикативного словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка слова-центры, или смысловые доминанты (ядро семантического поля), и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире. Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать).
Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе коррекционно-развивающего обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое.
Направления логопедической работы
Работа по обогащению и акти визации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:
- ознакомление с предмета ми и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
- раскрытие многозначности слова;
- расширение запаса синони мов и антонимов;
- формирование правильного употребления слова в связной речи.
Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:
- уточнение произношения слова;
- демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);
- выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;
- закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.
Раскрыть перед дошкольника ми семантику многозначного сло ва помогают синонимические и антонимические сопоставления. Рассмотрим пример с прилага тельным «свежий» (Новиков Л.А. Антонимия в русском языке.1973).
Синонимия
Свежий вечер — прохладный вечер.
Свежий воздух — чистый воз дух.
Свежий воротник — чистый воротник.
Свежий журнал — новый жур нал.
Свежий хлеб — мягкий хлеб.
Антонимия
Прохладный вечер — теплый вечер.
Чистый воздух — спертый воздух.
Чистый воротник — грязный воротник.
Новый журнал — старый жур нал.
Мягкий хлеб — черствый хлеб.
Этот пример показывает, что в работе над смысловой стороной многозначного слова могут одно временно использоваться и сино нимы и антонимы. Используя их, мы учим детей различать и уточ нять понимание разных значений слов.
Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. Работа начинается с существительных, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках (ручка двери, шариковая ручка, ручка у девочки). Внимание детей обращается на общий признак, который объединяет предметы. Далее проводятся занятия по вычленению разного значения в многозначных глаголах (идет мама, идет снег, идет поезд).
Задания на обогащение лексикона многозначными словами, фразеологизмами необходимо включать в занятия в соответствии с лексической темой. Например, при изучении темы «Животные жарких стран» - одновременно пополняя запас знаний и представлений о животных, знакомить детей доступными для их понимания фразеологизмами. Рассказать детям, что, например крокодилу не страшна зубная боль, он имеет дополнительный ряд зубов: новый вырастает сразу, как разрушится старый. Потом попросить детей назвать, какие предметы имеют зубы, а зубной боли не знают (пила, расческа, грабли, вилка). На этом материале дети практически познают многозначность слова. Предлагается отгадать загадки:
Все пробует на зуб: и сосну, и лен, и дуб. (Пила).
Зубастые, а не кусают, листья и сено сгребают. (Грабли) и т.д.
Для уточнения представления детей о слове в доступной форме, в ряде случаев приводится справка о происхождении слова (конспект занятия «Швейные принадлежности»).
Такая работа над каждым словом текста уточняет, расширяет, углубляет запас сведений и представлений детей, учит вслушиваться и вдумываться, развивает образную речь.
Раскрытие смыслового богат ства многозначного слова для де тей с общим недоразвитием речи имеет важное значение при под готовке к школе, поскольку в программе начальных классов большое значение отводится практическому ознакомлению учащихся с лексическим значе нием слова, многозначностью, антонимией, синонимией.
Слова антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работы над ними начинается раньше.
Для развития умения отбирать и употреблять слова - антонимы используются разные приемы:
• отбор антонимов с исключением «конфликтных» слов. Детей просили найти слова - неприятели и назвать «лишнее» слово: тонкий, длинный, толстый, красный, короткий;
• нахождение антонимов в загадках, пословицах, стихотворениях. Детям
предлагалось послушать загадку, отгадать ее и назвать антонимы.
В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка?
Найди слова - неприятели в стихотворении:
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
В пословице:
Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Знай больше, а говори меньше. Подальше положишь, поближе возьмешь.
• дополнение предложения антонимом:
зимой дни короткие, а летом ...
• подбор антонимов к многозначным словам. Речевой материал -словосочетания:
свежий хлеб -... черствый хлеб;
свежая газета -... старая газета;
свежие яблоки -... сушеные яблоки.
Прослушав словосочетания, дети подбирают к ним противоположные по значению слова.
Подбор синонимов к словосоче таниям
Детям называют словосочета ние, например: весна идет, снег идет, человек идет. Следует об ратить их внимание на то, что неинтересно слушать, когда по вторяют одно и то же слово. Пред ложить его заменить. «Весна идет. — Как можно сказать по-другому?» Дети подбирают сло ва, близкие по смыслу (насту пает, движется, шагает). До школьники приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение.
Можно давать задания на со ставление предложений со слова ми разных частей речи (существи тельными, прилагательными и т.д.) и со словами синонимиче ского ряда (большой, огромный, громадный). Эти упражнения, на правленные на формирование умения употреблять заданное сло во в сочетании с другими, часто вызывают затруднения. Но они необходимы. Ведь основным по казателем того, что слово пони мается и вошло в словарь, явля ется умение правильно его упот реблять в речи.
Дошкольники с нормальным речевым развитием могут подби рать по нескольку синонимов к одному слову (дом — изба, хата; солдат — воин, рыцарь). Это сви детельствует о начале освоения многозначности слов. Дети же с общим недоразвитием речи либо подбирают по одному синониму к слову, либо вообще отказыва ются от ответа.
Для того чтобы научить их сопоставлять, т.е. подбирать антонимы, сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе логопед интонацией подчеркивает их качественную противоположность. Например: широкая — узкая лента, длинный — короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два слова, обозначающие противоположные признаки определенной пары предметов (новый — старый, большой — маленький), а они должны показать и назвать эти предметы. Задания могут варьироваться. Например, дошкольникам предлагается самим распределить на пары ряд предметов, руководствуясь словами-антонимами, которые назовет логопед (сухая — мокрая губка, чистый — грязный стакан, глубокая — мелкая тарелка).
Для улучшения понимания значений этих слов можно проводить следующие упражнения:
- Дополнить фразу логопеда словами, противоположными по значению. («Река — глубокая, ручей — мелкий». «Зимой день короткий, летом длинный». «Весной ласточки прилетают, осенью улетают» ).
- Выделить и назвать слова противоположного значения в предложениях. («Рубашка — но вая, а майка — старая». «Синий карандаш острый, а красный ту пой»). Затем дети самостоятель но составляют предложения с двумя словами, которые называ ет логопед.
При объяснении слов-антонимов детям с общим недоразвитием речи необходимо показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет. Противопо ставленными могут быть различные части речи: существительные, зна чение которых включает качество или отношение (друг — враг; горе — радость); качественные прилага тельные с пространственными, вре менными, оценочными признаками предметов (высокий — низкий; по здний — ранний); глаголы, наре чия, предлоги, местоимения.
Ребенку необходимо давать воз можность тактильно почувство вать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый — гладкий; упругий — ломкий). Учить прислушиваться, сравни вать по ощущениям (громкий — тихий; сладкий — соленый и т.д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой. Детей с общим недоразвитием речи учат сравнивать действия, изображать их по требованию (на лил — вылил; приклеил — отре зал; стой — иди и т.д.). Нужно включать в занятия наречия (ве село — грустно; хорошо — пло хо). Учить детей использовать в речи предложные конструкции (над столом — под столом; в лес — из леса и т.д.), местоиме ния (наш — ваш; мой — твой; он (она) — они; мне — тебе) и т.д.
Ребята с нормальным речевым развитием, выполняя задания по подбору антонимов и синонимов к слову, испытывают трудности лишь с отдельными словами. А дети-дошкольники с общим недо развитием речи допускают ошиб ки в подборе синонимов и анто нимов к большинству слов. Эти ошибки связаны:
- с трудностями выделения существенных признаков слов;
- с недоразвитием мыслен ных операций сравнения и обоб щения;
- с недостаточной активно стью поиска слова;
- с несформированностью смысловых полей внутри лекси ческой системы языка;
- с неустойчивостью связей внутри лексической системы язы ка;
- с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Характерная ошибка детей с общим недоразвитием речи — воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто вос производят прилагательное, на прилагательное — наречие и т.д.
Таким образом, работа по под бору синонимов и антонимов к слову характеризуется отношени ями внутри семантического поля, расширением поля слова.
Представленные мной дидак тические игры и задания на раз витие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть использованы не только на логопедических занятиях, но и на занятиях лепкой, рисованием, музыкой и т.д.
Основная цель лексических упражнений по подбору синони мов, антонимов к слову — при учить детей к правильному и ос мысленному употреблению слов в спонтанной речи. Упражняясь в составлении словосочетаний и предложений, куда входят про рабатываемые слова, сначала по моделям логопеда, а затем само стоятельно, малыши совершен ствуют навык употребления в речи простого распространенного предложения.
Для логопедических занятий следует отбирать те слова и син таксические конструкции, в об разовании которых дети чаще де лают ошибки.
Задания на обогащение слова ря, расширение семантического поля слова могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям с нормальным речевым развитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"
Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...
Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...
Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей.
Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....
Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...
"Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи"
В презентации представлены дидактические игры для обогащения активного словаря дошкольников с ОНР...
Обогащение и активизация словаря детей с общим недоразвитием речи
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Пед...
Развивающие игры по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются вопросы речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Раскрываются этапы коррекционно-логопедической работы по обогащению словаря воспитанников групп с ОНР старшег...