Обогащение словаря дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

 

 

В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие процесса словообразования, который служит одним из средств обогащения словаря.

Овладение этим процессом у детей с ОНР осуществляется в более продолжительный период времени, чем у детей без речевой патологии. В основе нарушений словообразования у детей с речевой патологией лежит следующий комплекс трудностей:

·        Недифференцированность значений некорневых морфем, в частности суффиксов;

·        Несформированность эталонов словообразования, словообразовательных моделей;

·        Нарушение систематизации словообразовательных моделей;

·        Нарушение процесса комбинирования морфем.

В ходе коррекционной работы по формированию словообразования нами отрабатывался относительно небольшой объем словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ОНР.

В процессе формирования словообразования основное внимание уделялось организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Работа над отдельной словообразовательной моделью строилась с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально на основе наглядно-образного мышления, далее в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения характера заданий и речевого материала и проходила в следующей последовательности:         а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового анализа морфемы, закрепление его с помощью буквенного обозначения; д) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; и) дифференциация слов с аффиксами одного значения.

Логопедическая работа включала словообразование существительных, прилагательных и глаголов.

         Формирование словообразования осуществлялась последовательно-параллельно в три этапа:

1)     закрепление словообразования наиболее продуктивных словообразований:

·        образование существительных при помощи умеьшительно-ласкательных суффиксов -К, -ИК, -ИНК, -ЧИК;

·        образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ИН-

·        дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

·        дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

2)     работа над словообразованием менее продуктивных моделей:

·        образование существительных при помощи умеьшительно-ласкательных суффиксов –ОНЬК, -ЕНЬК, -ЫШЕК, -ЫШК;

·        Образование существительных при помощи суффиксов –НИЦ- (сахарница), -ИНА- (виноградина);

·        Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –Й- (коровий, лисий);

·        Образование относительных прилагательных с суффиксами –ЯНН-, -АН-, -ЕНН-, -Н-;

·        Образование качественных прилагательных с суффиксом –ОВАТ-;

·        Образование глаголов с приставками В-, ВЫ-, НА-, ПРИ-.

3)     уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.

·        Образование профессий женского рода;

·        Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –Ц- и чередований (волчий, собачий, медвежий);

·        Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных при помощи суффиксов –ЮЩ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ЕНЬК-;

·        Образование глаголов с приставками С-, У-, ПО-, ПОД-, ОТ-, ПЕРЕ, ЗА-, ДО-.

При формировании словообразования широко использовался приём сравнения. Сравнения осуществлялось в двух планах: 1) сравнивался ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточнялось, что общего в этих словах по значению и звучанию; 2) сравнивались родственные слова (мотивирующее и производное), определялось, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Результатом проведенной нами работы явилось определение алгоритма формирования словообразовательной модели, который включает следующую последовательность процессов:

1)актуализацию производных слов с одинаковым аффиксом (например: столик, домик);

2)выделение общего значения ряда слов с одинаковой морфемой;

3)определение общего звучания в серии слов с одинаковым аффиксом (например: ИК в словах «столик», «домик», «мостик»);

4)звуковой анализ выделенного общего аффикса;

5)самостоятельное образование слов с данным аффиксом (закрепление словообразовательной модели).

 

Литература.

1.Земская Е.А. Словообразование как деятельность.- М.: Наука, 1992.-220с.

2.Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1987. Вып.2.

3. Курбякова Е.С. Что такое словообразование. – М.: Наука,1974.- 78с.

4.Курбякова Е.С. Словообразование как особый вид речевой деятельности.// Словообразование и формообразование. – М.: Издательство Московского государственного педагогического института, 1979.- с.48-50.

5.ЛевинаР.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей.

6.ЛевинаР.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей.// Основы теории и практики логопедии./ Под ред.Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.- с.67 -85.

7.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.,2003.

8.Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2002.

9.Филичива Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)

Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду на­правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...

Обогащение словаря дошкольников синонимами

Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...

Обогащение словаря дошкольников с ОНР.

Методические рекомендации в работе над обогащением словаря дошкольников с ОНР....

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментирования

Работа по развитию речи и обогащению словаря дошкольников происходит постоянно. Я преддставля опыт работы по развитию речи в ходе экспериментальной деятельности....