Обогащение словаря дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие процесса словообразования, который служит одним из средств обогащения словаря.
Овладение этим процессом у детей с ОНР осуществляется в более продолжительный период времени, чем у детей без речевой патологии. В основе нарушений словообразования у детей с речевой патологией лежит следующий комплекс трудностей:
· Недифференцированность значений некорневых морфем, в частности суффиксов;
· Несформированность эталонов словообразования, словообразовательных моделей;
· Нарушение систематизации словообразовательных моделей;
· Нарушение процесса комбинирования морфем.
В ходе коррекционной работы по формированию словообразования нами отрабатывался относительно небольшой объем словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ОНР.
В процессе формирования словообразования основное внимание уделялось организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Работа над отдельной словообразовательной моделью строилась с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально на основе наглядно-образного мышления, далее в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения характера заданий и речевого материала и проходила в следующей последовательности: а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового анализа морфемы, закрепление его с помощью буквенного обозначения; д) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; и) дифференциация слов с аффиксами одного значения.
Логопедическая работа включала словообразование существительных, прилагательных и глаголов.
Формирование словообразования осуществлялась последовательно-параллельно в три этапа:
1) закрепление словообразования наиболее продуктивных словообразований:
· образование существительных при помощи умеьшительно-ласкательных суффиксов -К, -ИК, -ИНК, -ЧИК;
· образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ИН-
· дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
· дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
2) работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
· образование существительных при помощи умеьшительно-ласкательных суффиксов –ОНЬК, -ЕНЬК, -ЫШЕК, -ЫШК;
· Образование существительных при помощи суффиксов –НИЦ- (сахарница), -ИНА- (виноградина);
· Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –Й- (коровий, лисий);
· Образование относительных прилагательных с суффиксами –ЯНН-, -АН-, -ЕНН-, -Н-;
· Образование качественных прилагательных с суффиксом –ОВАТ-;
· Образование глаголов с приставками В-, ВЫ-, НА-, ПРИ-.
3) уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.
· Образование профессий женского рода;
· Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –Ц- и чередований (волчий, собачий, медвежий);
· Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных при помощи суффиксов –ЮЩ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ЕНЬК-;
· Образование глаголов с приставками С-, У-, ПО-, ПОД-, ОТ-, ПЕРЕ, ЗА-, ДО-.
При формировании словообразования широко использовался приём сравнения. Сравнения осуществлялось в двух планах: 1) сравнивался ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточнялось, что общего в этих словах по значению и звучанию; 2) сравнивались родственные слова (мотивирующее и производное), определялось, чем сходны и чем отличаются эти слова.
Результатом проведенной нами работы явилось определение алгоритма формирования словообразовательной модели, который включает следующую последовательность процессов:
1)актуализацию производных слов с одинаковым аффиксом (например: столик, домик);
2)выделение общего значения ряда слов с одинаковой морфемой;
3)определение общего звучания в серии слов с одинаковым аффиксом (например: ИК в словах «столик», «домик», «мостик»);
4)звуковой анализ выделенного общего аффикса;
5)самостоятельное образование слов с данным аффиксом (закрепление словообразовательной модели).
Литература.
1.Земская Е.А. Словообразование как деятельность.- М.: Наука, 1992.-220с.
2.Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1987. Вып.2.
3. Курбякова Е.С. Что такое словообразование. – М.: Наука,1974.- 78с.
4.Курбякова Е.С. Словообразование как особый вид речевой деятельности.// Словообразование и формообразование. – М.: Издательство Московского государственного педагогического института, 1979.- с.48-50.
5.ЛевинаР.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей.
6.ЛевинаР.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей.// Основы теории и практики логопедии./ Под ред.Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.- с.67 -85.
7.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.,2003.
8.Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2002.
9.Филичива Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)
Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...
Обогащение словаря дошкольников синонимами
Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с ОНР.
Методические рекомендации в работе над обогащением словаря дошкольников с ОНР....
Консультация для воспитателей "Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей...
дипломный проект "Обогащение словаря дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых"
СодержаниеВведение ...
Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментирования
Работа по развитию речи и обогащению словаря дошкольников происходит постоянно. Я преддставля опыт работы по развитию речи в ходе экспериментальной деятельности....