Картотека "Игры на развитие речи"
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
№1 Речевые игры Прятки Цель: упражнять в использовании пространственных предлогов. Ход: дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.
| №2 Речевые игры Ласточка и люди Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Ход: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд. | |
№3 Речевые игры Найди братца Цель: закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: предметные картинки Ход: воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд | №4 Речевые игры «Картинки-загадки» Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов. Материал: карточки с изображением различных предметов. Ход: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно. | |
№5 Речевые игры Шаги Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи. Ход: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса. Задаётся тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты. | №6 Речевые игры Назови три слова Цель: активизация словаря детей. Ход: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. Что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? И т.д. | |
№7 Речевые игры Угадай, кто мой друг Цель: активизация словаря, закреплять навыки составления описательного рассказа. Материал: карточки животных Ход: для каждой игры – своя тема: домашние животные, дикие, птицы, рыбы и т.д. Каждый ребенок вытаскивает карточку, так чтоб другие дети не видели. Придумывает имя своему «другу» и составляет о нем небольшой рассказ. Остальные дети должны догадаться о ком идет речь. | №8 Речевые игры Подбери словечко Цель: развивать словарный запас. Учить согласовывать прил.с сущ. Материалы: мяч Ход: воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, тот должен придумать ответ Пример: «Что может быть свежим?» - воздух, огурец, хлеб | |
№9 Речевые игры Лавина Вариант 1. Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группа. Материал: можно использовать картинки, если детям трудно подобрать слова или запомнить ряд Ход: ведущий сообщает тему игры, дети по прядку называют слова по теме, каждый последующий ребенок должен назвать все слова детей до него.
| №10 Речевые игры Кем (чем) был? Кем (чем) будет? Цель: отражать в речи изменения, которые происходят с предметом (явлением) во времени. Материал: парные картинки Ход: детям предлагаются картинки, к которым они должны подобрать пару из прошлого или будущего объекта. (семечко – росток). Ребенок проговаривает пару. | |
А. Шибаев. Кто кем становится Жил-был маленький ЩЕНОК. Он подрос, однако, И теперь он не щенок - Взрослая ... (собака). ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем Подрастал и стал ... (конем). БЫК, могучий великан, В детстве был ... (теленком). Толстый увалень БАРАН - Толстеньким ... (ягненком). Это важный КОТ Пушок - Маленьким ... (котенком). А отважный ПЕТУШОК - Кро-о-хотным ... (цыпленком). А из маленьких ГУСЯТ Вырастают ... (утки) - Специально для ребят, Тех, кто любит шутки.
| №11 Речевые игры Два брата Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Материал: картинки двух разных человечков. Ход: Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем подобрать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище. | |
№12 Речевые игры Найди по цвету Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Материал: картинки с изображением предметов разного цвета. Ход: называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш. | №13 Речевые игры Кто больше придумает слов Цель: активизировать словарь, расширять кругозор. Ход: дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход. | |
№14 Речевые игры Стоп. Палочка остановись Цель. упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них. Ход: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры | №15 Речевые игры Сундучок Цель: развитие умение подбирать слова Материал: для наглядности «сундучок», предметные картинки Ход: «Вот волшебный сундучок, в нем спрятались слова с окончанием на -ок». А ребенку нужно подобрать как можно больше слов с названным окончанием. Например: клубок, носок, брусок, легок, едок, рок, бок. Играют до первой ошибки: к примеру – сапог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...