Картотека "Игры на развитие речи"
картотека по развитию речи (средняя группа)

Картотека игр на развитие речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

№1

Речевые игры

Прятки

Цель: упражнять в использовании пространственных предлогов.

Ход: дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.

 

№2

Речевые игры

Ласточка и люди

Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

Ход: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.

У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.

У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.

У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.

У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.

У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.

У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.

№3

Речевые игры

Найди братца

Цель: закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: предметные картинки

Ход: воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд

№4

Речевые игры

«Картинки-загадки»

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Материал: карточки с изображением различных предметов.

Ход: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

№5

Речевые игры

Шаги

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Ход: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задаётся тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

№6

Речевые игры

Назови три слова

Цель: активизация словаря детей.

Ход: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

№7

Речевые игры

Угадай, кто мой друг

Цель: активизация словаря, закреплять навыки составления описательного рассказа.

Материал: карточки животных

Ход: для каждой игры – своя тема: домашние животные, дикие, птицы, рыбы и т.д. Каждый ребенок вытаскивает карточку, так чтоб другие дети не видели. Придумывает имя своему «другу» и составляет о нем небольшой рассказ. Остальные дети должны догадаться о ком идет речь.

№8

Речевые игры

Подбери словечко

Цель: развивать словарный запас. Учить согласовывать прил.с сущ.

Материалы: мяч

Ход: воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, тот должен придумать ответ

Пример:

«Что может быть свежим?» - воздух, огурец, хлеб

№9

Речевые игры

Лавина

Вариант 1.

Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группа.

Материал: можно использовать картинки, если детям трудно подобрать слова или запомнить ряд

Ход: ведущий сообщает тему игры, дети по прядку называют слова по теме, каждый последующий ребенок должен назвать все слова детей до него.

 

№10

Речевые игры

Кем (чем) был? Кем (чем) будет?

Цель: отражать в речи изменения, которые происходят с предметом (явлением) во времени.

Материал: парные картинки

Ход: детям предлагаются картинки, к которым они должны подобрать пару из прошлого или будущего объекта. (семечко – росток). Ребенок проговаривает пару.

А. Шибаев.

Кто кем становится

Жил-был маленький ЩЕНОК.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая ... (собака).

ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем

Подрастал и стал ... (конем).

БЫК, могучий великан,

В детстве был ... (теленком).

Толстый увалень БАРАН -

Толстеньким ... (ягненком).

Это важный КОТ Пушок -

Маленьким ... (котенком).

А отважный ПЕТУШОК -

Кро-о-хотным ... (цыпленком).

А из маленьких ГУСЯТ

Вырастают ... (утки) -

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

 

№11

Речевые игры

Два брата

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Материал: картинки двух разных человечков. Ход: Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем подобрать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме.

 Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище. 

№12

Речевые игры

Найди по цвету

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Материал: картинки с изображением предметов разного цвета.

Ход: называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш.

№13

Речевые игры

Кто больше придумает слов

Цель: активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход: дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

№14

Речевые игры

Стоп. Палочка остановись

Цель. упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры

№15

Речевые игры

Сундучок

Цель: развитие умение подбирать слова

Материал: для наглядности «сундучок», предметные картинки

Ход: «Вот волшебный сундучок, в нем спрятались слова с окончанием на -ок». А ребенку нужно подобрать как можно больше слов с названным окончанием. Например: клубок, носок, брусок, легок, едок, рок, бок. Играют до первой ошибки: к примеру – сапог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...