Конспект занятия "Герб"
план-конспект занятия по развитию речи

Харисова Зухра Мубаракьяновна

Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerb.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Герб

                                                                        Выполнила : воспитатель Харисова

Зухра  Мубаракьяновна

   Цель: Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни.

Материал: Иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных гербов; дидактическое пособие “Сложи свой герб”.

Часть 1

На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое флаг и для чего он нужен. А кто знает, что это такое? (Воспитатель выставляет изображения гербов, которые могут быть знакомы детям.) Видели ли вы такие изображения и где? (Дети делятся своими знаниями.)

Вы совершенно правы – это гербы. Что же такое герб, откуда он появился и для чего нужен?

История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы детей.) А что защищало воина? (Доспехи, щиты.) Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите  и гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.

Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря  хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит  герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

Часть 2

Динамическая пауза. Проводится игра “Поменяйтесь местами”.

Цел: Развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.

Материал: Маленькие карточки с изображениями гербов для каждого ребенка.

Ход игры:

1 вариант. Дети сидят на стульчиках по кругу. В руках у каждого своя карточка с изображением герба какого -нибудь города. Роль ведущего выполняет воспитатель, который предлагает детям внимательно рассмотреть свои гербы, а затем говорит:

 –Поменяйтесь местами те, у кого на гербе есть изображение какого -нибудь зверя. (Дети, на чьих гербах есть изображение зверя, встают и меняются местами.)

Предложения могут быть разными:

–Поменяйтесь местами те, у кого есть изображение… дерева (воды, фигуры человека, здания, рабочих инструментов, гор, солнца, снега, птицы, рыбы, нефти или газа, оружия).

Игра требует внимания, так как на некоторых гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается в глаза.

2 вариант. Когда предыдущий вариант хорошо усвоен детьми, можно предложить им соревновательный вариант. Стульев выставляется на один меньше, чем детей. Ребенок, у которого нет стула, является временным ведущим. Он называет признак, по которому дети должны поменяться местами, и сам тоже стремится занять свободный стул. Ребенок, который остался без места, становится ведущим и сам придумывает детям задание.

Часть 3

Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по -прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит.

Часть 4

Нам с вами предстоит еще много интересного узнать о гербах. А пока я предлагаю вам попробовать придумать свой собственный герб.

Итак, представьте, что вы рыцарь. Что о вас может рассказать ваш герб?

1 вариант. Детям предлагается дидактическое пособие “Сложи свой герб”, в котором они выбирают для себя разнообразные по цвету поля и силуэты разных животных и предметов. Дети самостоятельно выкладывают изображения на своем гербе и объясняют свой выбор. Силуэтов должно быть много. В случае нехватки изображений или конфликта по поводу одной картинки между несколькими участниками воспитатель должен быть готов превознести достоинства оставшихся картинок до такой степени, чтоб дети были удовлетворены предложенным вариантом.

2 вариант. Можно предложить нарисовать свой герб. Для облегчения работы можно использовать готовые трафареты с силуэтами животных, растений, транспорта и т. д. В этом случае дети могут обмениваться трафаретами, и тогда не возникнет недоразумений по поводу одинаково выбранных изображений.

 

Дидактическая игра:

“Угадай по описанию"

Цель: Упражнять детей в наблюдательности, внимании; воспитывать умение дослушивать текст до конца.

Материал: Наборное полотно; изображения гербов российских городов (желательно подобрать гербы со сходными объектами, например, несколько гербов с изображением северного оленя или гор)

Ход игры:

Перед детьми выставляется наборное полотно с изображением гербов. Затем им предлагается описание герба, при этом отмечается, что описание обязательно нужно дослушать до конца. Чтение производится медленно, с остановками. Первые фразы подходят к нескольким гербам, что вынуждает детей быть внимательными и не торопиться с ответами. После чтения описания детям предлагается найти и показать этот герб.

Примечание: Поскольку от дошкольников не требуется знания названий городов и правильного соотнесения их с соответствующими гербами, воспитатель может сразу давать название города.

1. Нефтекамск  (начало описания сходно с описанием герба города).

Герб города Нефтекамска имеет форму … и т.д.

История города Нефтекамска

У каждого города есть своя история. Есть она и у города Нефтекамска, который в 2012 году отметитл свое 49-летие.

 1 февраля 1963 года рабочий поселок Нефтекамск был преобразован в город республиканского подчинения. Но днем рождения является 3 марта 1963 года, когда состоялись первые выборы в местный Совет депутатов трудящихся.

Своим рождением Нефтекамск обязан открытию нового нефтяного месторождения, в районе старинного села Арлан Краснокамского района. Сюда в середине 50-х годов и прибыли первые разведчики нефти - бригада буровиков, возглавляемая мастером Шарифьяном Сахаповым. Скважина №3 положила начало еще одному нефтяному месторождению на территории Башкирии, которое и назвали Арланским. Это произошло 29 декабря 1955 года. Впоследствии на этой территории нефть дали и другие разведочные скважины, пробуренные в 1957 году проходчиками Краснохолмской конторы треста "Башвостокнефтеразведка". Обнаруженные большие залежи нефти позволили создать в районе сел Касево и Николо-Березовки нефтепромысловое управление "Арланнефть", объединения "Башнефть". Первопроходчики - 30 инженеров и рабочих, под руководством молодого главного инженера нефтепромыслового управления "Октябрьскнефть" Анвара Байкова, прибыли на Краснокамскую землю в октябре 1957 года. Начали решаться проблемы с жильем. Первая группа строителей в составе 35 человек, начальника участка треста "Башнефтепромстрой" объединения "Башнефть" Павла Криворотова забила первый колышек под щитовой дом на территории будущего города.

Строители возводили все новые и новые объекты. Нефтяники разрешали свои проблемы, которых в то время было не счесть. Решались вопросы и по обустройству месторождения, бурению новых скважин, строительству нефтепроводов, подачи нефти на нефтеперерабатывающие заводы республики. Огромный вклад в решении этих вопросов внесли первый начальник управления "Арланнефть" А.М.Байков, а также, возглавлявшие управление в разное время С. М. Гилязитдинов, К.А. Байрак, Н.Е. Лаптев, Н.С. Князев, К.С. Фазлутдинов. Велик вклад в строительство и развитие города и заслуженного нефтяника, почетного гражданина города Нефтекамска, возглавляющего управление НГДУ "Арланнефть" с 1986 года, Б.М. Густова.

Решение нелегких задач, связанных с наращиванием добычи нефти, капитальным строительством и обустройством поселка, в шестидесятые годы требовало незамедлительного рассмотрения вопроса об энергоснабжении отрасли. Электроэнергии, поступавшей от Воткинской ГЭС, не хватало растущему производству. Эта проблема - строительство крупной электростанции и создание искусственного водохранилища недалеко от деревни Карманово, была решена в сентябре 1962 года. Начали строить Кармановскую ГРЭС. Возглавил строительное управление опытный руководитель Феоктист Бахтеев. А руководителем дирекции строящейся электростанции в апреле 1963 года был назначен Роберт Каримов. Первый энергоблок мощностью в 300 тысяч кВт заработал в декабре 1968 года.

Основатели Нефтекамска постарались дать городу разностороннее развитие. В 1968 году под руководством Рифа Багаутдинова началось строительство завода искусственных кож. А в 1971 году была выбрана промышленная площадка под строительство завода по производству автосамосвалов. В марте 1975 года строительство автозавода было объявлено городской ударной комсомольской стройкой. Акт о государственной приемке завода в эксплуатацию был подписан 31 октября 1977 года. В историю строительства завода вписано много имен, среди которых и имя первого директора — Григория Шапоренко.

Город строился и развивался, одновременно со строительством крупных промышленных предприятий, возводились школы, больницы, учреждения культуры. Нефтекамск рос и по численности, сегодня население города составляет около 133 тысяч человек.

 Сегодня Нефтекамск – крупный промышленный и культурный центр северо-западного региона Башкортостана, расположенный в 220 километрах от столицы республики. Город четвертый по численности населения после города Уфы, Стерлитамака и Салавата. Нефтекамск – город многонациональный. Средний возраст жителей – 36 лет. В городе более 250 ветеранов участников Великой Отечественной войны. 35 жителей Нефтекамска имеют звание "Почетный гражданин города".

Удачное географическое расположение Нефтекамска на пересечении автомобильных, железнодорожных, водных путей – естественная возможность развивать экономические, культурные и деловые контакты с дружественными соседними городами и регионами республики и страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....