Презентация: Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам в подготовительной группе».
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Азерникова Екатерина Дмитриевна

              Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам в подготовительной группе».  

       Творческое рассказывание детей- «вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций»

Актуальность. 

   Известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». С классиком трудно не согласиться. Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Особый интерес вызывает обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога.

                                                                          Задачи:

1. Совершенствование лексической, грамматической и фонетической стороны речи детей, обогащение словаря.

2. Воспитание умения рассказывать логично, содержательно, интересно и выразительно.

 

3. Формирование интеллектуальных, творческих способностей детей (умение составлять творческие рассказы).....

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ д/с № 9 «Калейдоскоп» Новосибирск 2019г. Выполнила : Ефименко Е.Д. Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам в подготовительной группе».

Слайд 2

Творческое рассказывание детей- «вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций».

Слайд 3

Актуальность. Известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». С классиком трудно не согласиться. Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Особый интерес вызывает обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Слайд 4

Постановка проблемы: 1. Подготовка детей к предстоящему школьному обучению. 2. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). 3. Самостоятельное выражение ребенком своих мыслей. 4. Развитие словесно-логического мышления. 5. Осознанное отражение в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. 6. Активизация знаний и представлений об окружающем мире.

Слайд 5

Задачи: 1. Совершенствование лексической, грамматической и фонетической стороны речи детей, обогащение словаря. 2. Воспитание умения рассказывать логично, содержательно, интересно и выразительно. 3. Формирование интеллектуальных, творческих способностей детей (умение составлять творческие рассказы).

Слайд 6

Ткаченко Т.А. выделяет следующие Виды творческих рассказов: 1. Составление рассказа с добавлением последующих событий. 2. Составление рассказа с заменой объекта. 3. Составление рассказа с заменой действующего лица. 4.Составление рассказа с добавлением предшествующих событий. 5. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий и последующих событий. 6. Составление рассказа с добавлением объекта. 7.Составление рассказа с добавлением действующего лица. 8.Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц. 9. Составление рассказа с изменением результата действия. 10. Составление рассказа со сменой времени действия.

Слайд 7

Требования к отбору картин: 1. Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; 2. Картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; 3. Картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Слайд 8

Виды рассказывания по картине: 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии связывая их в один рассказ.

Слайд 9

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Слайд 10

Этапы обучения рассказыванию по картинам Ткаченко Т.А.: 1. Анализ содержания картины (место действия; время действия; свойства объектов и предметов; цели действия каждого персонажа; причино-следственные связи между объектами и явлениями). 2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания (интерес; внимание; память; инициативность; воображение; мышление ). 3. Составление исходного рассказа по картине (закрепить либо улучшить навык составления связного рассказа). 4. Планирование творческого рассказа (обсуждение замысла; выбор зачина, кульминации, развязки; построении плана изложения; установление объекта; придумывание заголовка к рассказу). 5. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств (точных слов; образных сравнений; грамотных четких предложений; выразительности; интонирования; плавности речи; фонематической четкости каждой фразы). 6. Анализ и оценка творческого рассказа (анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.)

Слайд 11

Таблицы и картины для обучения детей творческому рассказыванию Ткаченко Т.А.: «Две клумбы».

Слайд 13

2.«Настольный теннис». 3.«Пугающая еда». 4.«Киносъемка». 5.«Признание». 6.«Магнитофонная запись». 7. «Катание с горки». 8. «Неудачная поездка». 9. «Прятки». 10. «Приключение на реке».

Слайд 14

11. «Живой уголок». 12. «Справедливое возмущение». 13. «На рыбалке». 14. «Вот так палка». 15. «Рисунок с натуры». 16. «Прогулка на лыжах».

Слайд 15

План работы с помощью технологии Т. А. Ткаченко: Первый этап. Обучающий: 1. Обучение пересказу небольших рассказов, сказок, текстов. 2. Создание мини-библиотеки по рассказам детей. Второй этап. Внедряющий: 1. Составление рассказов по картинам, серии картин + мнемотаблицы. Третий этап. Заключительный : 1. Составление сюжетов, рассказывание с добавлением сюжета. 2. Изготовление: - плана пересказа; - составление творческих рассказов с добавлением сюжета; - создание моделей; - создание модулей для творческого рассказывания; - прорисовывание элементов с добавлением сюжета, с заменой объекта (лица).

Слайд 16

Задачи . Воспитателя: 1. Составить совместный тематический план логопеда и воспитателя. 2. Создать библиотеку методической литературы по освещаемой проблеме. Работа с родителями: 1. Информировать родителей о проблеме речевого развития детей и его значении для школьного обучения. 2. Провести родительское собрание по данной проблеме. 3. Познакомить родителей с методикой. Работа с детьми: 1. Создать развивающую среду в группе для творческой деятельности. 2. организовать и провести презентации детских подпроектов (альбомов, книг, акций творческой деятельности детей).

Слайд 17

Благодарю за внимание!!! .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров...

"Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине" по технологии Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой

"Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине" по технологии Т.А. Сидорчук, А.Б. КузнецовойЦель мастер-класса:распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

    Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в это...

Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок.

  Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы...

Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников....