Консультации для педагогов
консультация по развитию речи

Ефремова Татьяна Александровна
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики рук. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности то есть исследование предметов, их свойств и качеств (форма, цвет, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_konchikahpaltsev.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Рябинка» п. Октябрьский муниципального образования Туапсинский район

Семинар практикум для педагогов на тему: «Речь на кончиках пальцев»

Подготовила:                                                                                                                      старший воспитатель

 Ефремова

Татьяна Александровна

2020 год

Цель: показ педагогам МБДОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи: 

  1. Развивать память, внимание, мышление, речь, глазомер, творческое воображение, и познавательный интерес у детей.
  2. Формировать правильный захват карандаша и ручки,обучать ловкости в обращении с ними, тренировать мышцы рук детей.
  3. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе,а так же индивидуально.

Ход семинара-практикума:

“Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант

«Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев» - В. А. Сухомлинский

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики рук. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности то есть исследование предметов, их свойств и качеств (форма, цвет, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки: «Идёт коза рогатая», «Сорока», играли в «Ладушки», сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили взаимодействие развития речи детей и степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 5с. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.

Для развития мелкой моторики рук существует много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:

  • Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
  • Органов движения.
  • Органов познания.
  • Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

  • Массаж и самомассаж -для того чтобы разогреть пальцы.

Улучшает координацию произвольных движений.

• Тонизирующее воздействие на ЦНС.

• Восстановление ослабленных мышц.

• Снятие напряжения.

• Воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Массаж и самомассаж сопровождается потешками и проговариванием стихов.

Пример:

 «Топ и Шлеп по всюду вместе

Топ идет : то-оо-п, то-о-оп.

И Шлеп вперед: шле-ее-п, шлее-е-п.

В это время гладим и похлопываем ладошки»

  • Пальчиковые игры и упражнения – могут быть: без предметов и с предметами. И так же сопровождаются проговариванием стишков

Пример:

1-е упражнение:

 «Гусь гогочет» сопровождается словами:

«Га-га-га гусь гогочет, ущипнуть меня от хочет.»

Особое внимание уделяется правильной технике выполнения упражнений.

2-е упражнение:

 «Зонтик» -по очереди соединяем пальцы рук получается зонтик

«Кап-кап-кап- закапал дождик.

Быстро Топ раскрыл свой зонтик:

Раз, два, три, четыре, пять-

Дождику нас не достать»

3-е упражнение: «Парашютисты»

Упражнение выполняется с пропеванием гласных звуков.

«Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим:

Вместе с ветром мы вдвоем,

Звуки гласные поем: И-А, А-У; У-И, И-О; А-Э, Э-И.» АОУИЭ.

  • Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело,синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимании и следовательно облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Пример:

Упражнение: последовательно сменяющие друг друга.

1. Колечко-поочереди перебирать пальцы.

2. Ладонь-кулак-ребро. Упр. выполняются одной затем другой рукой, так же двумя руками вместе.

  • Пальчиковый театр

Инсценировка сказок или придуманных историй по средствам пальчикового театра способствует успешному развитию эмоционально окрашенной диалогической и монологической речи

  • Работа с пластилином, тканью.
  • Оригами.
  • Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.
  • Работа с природным материалом

Все это также развивает ручную умелость детей.

Наша речь включает в себя и графическую составляющую - это письменная речь

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисти, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У некоторых детей можно наблюдать слабый тонус, что ведёт к начертанию тонких,прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры- В этом случае рука ребёнка быстро устаёт. Руки такого ребенка сильно напряжены и он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

  • Графические диктанты и линейные дорожки

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить хорошую основу для формирования правильного письма.

В процессе работы с мелкой моторикой рук развивается сила руки, её ловкость, внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, образное мышление, фантазия, осуществляется подготовка руки к письму. Развивайте мелкую моторику рук через игровые упражнения, а так- же в быту предлагая ребенку

  1. Застёгивать и расстёгивать пуговицы.
  2.  Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.
  3. Завязывать шарф, бант.

В нашем детском саду для развития речи так же практикуется Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания детей, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

и сейчас покажет, как она проводит со своими детками логоритмические занятия.

Практическая часть мастер-класса.

Статические упражнения:

1. «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).

Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

2. «Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

3. «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

4. «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

5. «Вилка»: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

6. «Сила тонуса» «Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня».

Упражнения, направленные на координацию движения:

“Ножницы-собака-лошадь”;

“Гусь-курица-петух”;

“Кулак – ребро – ладонь”;

“Зайчик – коза – вилка”.

Выполнение творческого задания.

Загадки. (елочка, лошадка) сопровождаю упражнениями «лошадка, елочка"

Педагогам предлагается разделиться на две подгруппы для выполнения предложенного задания.

Делаем руками: 1. Елочка объемная из цветной бумаги, 2. лошадка из конфет и гофрированной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...