Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формировать умение чётко произносить звуки [ч], [ц].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiyazkr_ch_ts.doc | 109.5 КБ |
zkr_prezentatsiya1.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального района Туймазинский район г. Туймазы
Конспект
Организованно образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: Развитие речи
Тема занятия: «Помочь паровозу Чух – чух и белочке Цветочку показать важность звуков [ч], [ц] в речи»
Возрастная группа: старшая группа
Выполнила: воспитатель
МАДОУ детский сад №4 г. Туймазы
Турсукова Г. Р.
Стаж работы: 13 лет.
Запрашиваемая категория: 1категория
г. Туймазы, 2020г.
Цель: формировать умение чётко произносить звуки [ч] и [ц].
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и уточнять правильное и отчётливое произношение звуков [ч] и [ц] в слогах, словах и предложениях.
- Формировать умение находить в рифмовках и стихотворении слова со звуками [ч] и [ц].
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки [ч] и [ц] в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- Развивать умение действовать в соответствии с последовательностью.
- Развивать и укреплять артикуляционный аппарат.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методические приёмы:
- Игровой;
- Наглядный;
- Практический;
- Словесный;
- Поощрение, анализ заняти я.
Средства реализации.
Использование новационных технологий: ноутбук, проектор.
Демонстрационный материал: слайды (изображение упражнений для язычка), иллюстрации для игры со словами, игрушка паровозика и белочка.
Раздаточный материал: кружки зелёного и жёлтого цветов на каждого ребёнка, игровизор, картинки.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Ход занятия
- Орг. Момент.
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! – солнцу и птицам!
Доброе утро! – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: - Дети, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!
- Вводная часть.
Воспитатель: – Дети, когда я пришла в детский сад, то обнаружила на столе телеграмму. Хотите узнать от кого она?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: - Прежде чем мы узнаем от кого она, мы должны с вами отгадать загадки. Готовы?
Дети: - Готовы.
Воспитатель: - Слушайте внимательно.
- Кто – то на бегу, пары клубя,
Пускает дым трубой,
Несёт вперёд и сам себя
Да и меня с тобой.
Дети: - Паровоз.
- Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: - Белочка.
Воспитатель: - Молодцы.
Слайд «Паровозик и белочка»
Воспитатель: - Молодцы, дети. Телеграмма от паровозика и белочки. Посмотрим, что же там написано.
«Здравствуйте воспитанники детского сада «Ромашка», группы «Вишенка», пишут вам письмо мы, паровозик Чух – чух и белочка Цветочек. Помогите, пожалуйста, нам разобраться, у нас возник вопрос: белочка Цветочек говорит, что его песенка [ц] главнее, а я говорю, что моя песенка паровозика [ч] главнее ».
Воспитатель: - Поможем паровозику Чух – чух и белочке Цветочек доказать, что все звуки нужны и важны в русском языке.
Дети: - Да!
Воспитатель: - Как пыхтит паровозик?
Дети: - Чух – чух.
Воспитатель: - А какая песенка белочки?
Дети: - Ц – ц – ц.
Воспитатель: Песенка паровозика – чух – чух, песенка белочки – ц – ц – ц, дети, кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? [ч], [ц].
Воспитатель: - Помирим паровозика Чух – чух и белочку Цеточку, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с детьми докажем вам, что и звук [ч] и звук [ц] необходимы в речи.
- Основная часть.
Воспитатель: - Дети, сегодня мы будем упражняться в произношении звуков [ч] – [ц], правильно и чётко их произносить. Докажем нашим гостям, что в русском языке все звуки важны и нужны.
Занимайте свои места за столами.
Воспитатель: - А что нужно делать, что бы научиться правильно, произносить эти звуки?
Дети: - Упражнение для язычка.
Воспитатель: - Сейчас потрудится наш язычок. Покажем нашим гостям, как нужно делать эти упражнения.
Подготовка артикуляционного аппарата.
Воспитатель: - Покажите, как пыхтит паровоз?
Дети: - Чух – чух.
- Какой звук произносит белочка?
Дети: - Ц – ц – ц.
1. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка».
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чашечка».
— Широко откройте рот, широкий язык поднять к верху, потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам.
3. Упражнение «Лопаточка».
— Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать. Следить, что – бы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние губы.
Воспитатель: - Дети, напоминаю вам, что звук [ч] – это песня паровозика, а звук [ц] – песня белочки. И первое задание, которое мы сейчас будем выполнять называется: «Выполни упражнение».
2. Задание 1. (конверт): - Хотите поиграть с нашими гостями?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем с паровозиком Чух – чух и белочкой Цветочком. Я буду показывать слайд, где изображён паровозик Чух – чух, вы должны будите произносить песенку паровозика [ч] и выполнять соответствующее движение – поставить руки по бокам и выполнять круговые движения локтями, а когда я буду показывать слайд с белочкой, вы должны будите произносить песенку белочки [ц] и выполнять соответствующее движение – наклоны головы вправо – влево, как машет хвостиком белочка.
Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением (ч, ч, ц, ц, ч, ч, ч, ц, ц, ц, ч).
Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.
Воспитатель: - Дети, вам нравится играть с нашими гостями?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Спасибо Вам, мы научились правильно произносить звуки [ч] и [ц].
3. Задание 2. (конверт):
Воспитатель: - Предлагаю выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ч», «Ц».
1 Чу – чу – чу – молоточком я стучу – медленно.
2. Чу – чу – чу – молоточком я стучу – быстрее.
3. Чу – чу – чу – молоточком я стучу – быстро.
4. Цу – цу – цу – всем раздали по яйцу – медленно.
5. Цу – цу – цу – всем раздали по яйцу – тихо.
6. Цу – цу – цу – всем раздали по яйцу – громко.
Воспитатель: - Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.
- А вам паровозик Чух – чух и белочка понравилось как дети выполнили задание?
Гости: - Да, дети молодцы. Они очень старались.
4. Задание 3. (конверт).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Четвёртый лишний».
Воспитатель: - Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы называете каждую картинку, нужно найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
- Картинки: колодец, кольцо, книга, мизинец. Какая картинка лишняя, почему?
Дети: - Книга. Потому что в слове «книга» нет звука [ц].
2. Картинки: цыплёнок, цветы, чашка, скворец. Какая картинка лишняя, почему?
Дети: - Чашка. Поточу что в слове «чашка» нет звука [ц].
3. Картинки: черепаха, чеснок, ножницы, мяч. Какая картинка лишняя, почему?
Дети: - В слове «ножницы» нет звука [ч]?
4. Картинки: часы, ковш, кузнечик, ручка. Какая картинка лишняя, почему?
Дети: - Ковш. Потому, что в слове «Ковш» нет звука [ч].
Воспитатель: - Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы. Молодцы! Паровозик Чух – чух и белочка, вы понимаете значимость ваших звуков в русском языке?
Гости: - Да, и [ч], и [ц] важны для русского языка.
IV. Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка
Головою два кивка.
На четыре – ноги шире,
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.
5. Задание 4. (конверт) Упражнение на внимание.
Воспитатель: - У вас на столах лежат кружочки. Какого они цвета?
Дети: - Жёлтого и зеленого цветов.
Далее воспитатель называет слова со звуками [ч] и [ц].
Воспитатель: - Я буду произносить слова на звуки [ч] и [ц]. Вы показать соответствующий кружок и определить, где находится в слове звук (в начале, середине или в конце слова). Если буду произносить слова на звук [ч] – вы должны показать жёлтую карточку, а если слова на звук [ц]- зелёную.
Дети показывают кружочки желтого и зеленого цветов, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука) Предлагаемые слова для игры:
Колодец, цыплёнок, почтальон, гусеница, чашка, заяц, перчатки, врач, цветы, скворец, меч, ручка, мотоцикл, мяч, пуговица, червяк.
Воспитатель: - Паровозик, белочка, вы теперь не будите ссориться?
Гости: - Нет, не будем.
6. Задание 5. Игра «Сложи картинку».
Воспитатель: - У меня для вас есть ещё одна игра, которая называется «Сложи картинку». Вам нужно будет сложить картинку, сказать, что изображено на картинке и определить где находится звук [ч] или [ц] в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Воспитатель: - Молодцы дети! Вам понравилось выполнять задание?
Дети: Да.
- Заключительная часть. Рефлексия. Итог.
Воспитатель: - Гости наши паровозик Чух – чух, белочка Цветочек, мы с детьми доказали вам, что и звук [ч] и звук [ц] необходимы в речи?
Гости: - Да, мы больше не будем ссориться. Ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Спасибо вам дети. До свидания!
Воспитатель: – С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились со всеми заданиями, смогли правильно поработать со звуками [ч] и [ц]. Молодцы!
Воспитатель: - А сейчас попрощаемся с нашими гостями.
Дети: - До свидания!
«Здравствуйте воспитанники детского сада «Ромашка», группы «Вишенка», пишут вам письмо мы, паровозик Чух – чух и белочка Цветочек. Помогите, пожалуйста, нам разобраться, у нас возник вопрос: белочка говорит, что его песенка [ц] главнее, а я говорю, что моя песенка паровозика [ч] главнее ».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...