Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Турсукова Гульназ Рифовна

Цель: формировать умение чётко произносить звуки [ч], [ц].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsiyazkr_ch_ts.doc109.5 КБ
Файл zkr_prezentatsiya1.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального района Туймазинский район г. Туймазы

 

Конспект

Организованно образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: Развитие речи

Тема занятия: «Помочь паровозу Чух – чух  и белочке Цветочку показать важность звуков [ч], [ц] в речи»

 Возрастная группа: старшая группа

                                            Выполнила: воспитатель

                                                                 МАДОУ детский сад №4 г. Туймазы

                           Турсукова Г. Р.

                                    Стаж работы: 13 лет.

Запрашиваемая категория: 1категория

г. Туймазы, 2020г.

Цель: формировать умение чётко произносить звуки [ч] и [ц].

Задачи:

Образовательные:

   -  Закреплять и уточнять правильное и отчётливое произношение звуков [ч] и [ц] в слогах, словах и предложениях.

    - Формировать умение находить в рифмовках и стихотворении слова со звуками [ч] и [ц].

    - Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки [ч] и [ц] в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Развивать умение действовать в соответствии с последовательностью.
  • Развивать и укреплять артикуляционный аппарат.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методические приёмы:

  • Игровой;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Словесный;
  • Поощрение, анализ заняти я.

Средства реализации.

Использование новационных технологий: ноутбук, проектор.

Демонстрационный материал: слайды (изображение упражнений для язычка), иллюстрации для игры со словами, игрушка паровозика и белочка.

Раздаточный материал: кружки зелёного и жёлтого цветов на каждого ребёнка, игровизор, картинки.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Ход занятия

  1. Орг. Момент.

Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! – солнцу и птицам!

Доброе утро! – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

 Воспитатель: - Дети, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

  1. Вводная часть.

Воспитатель: – Дети, когда я пришла в детский сад, то обнаружила на столе телеграмму. Хотите узнать от кого она?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: - Прежде чем мы узнаем от кого она, мы должны с вами отгадать загадки. Готовы?

Дети: - Готовы.

Воспитатель: - Слушайте внимательно.

  1. Кто – то на бегу, пары клубя,

Пускает дым трубой,

Несёт вперёд и сам себя

Да и меня с тобой.

Дети: - Паровоз.

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети: - Белочка.

Воспитатель: - Молодцы.

Слайд «Паровозик и белочка»

Воспитатель: - Молодцы, дети. Телеграмма от паровозика и белочки. Посмотрим, что же там написано.

               «Здравствуйте воспитанники детского сада «Ромашка», группы «Вишенка»,  пишут вам письмо мы, паровозик Чух – чух и белочка Цветочек. Помогите, пожалуйста, нам разобраться, у нас возник вопрос: белочка Цветочек  говорит, что его песенка [ц] главнее, а я говорю, что моя песенка паровозика [ч] главнее ».

Воспитатель: - Поможем паровозику Чух – чух и белочке Цветочек доказать, что все звуки нужны и важны в русском языке.

Дети: - Да!        

Воспитатель: - Как пыхтит паровозик?

Дети: - Чух – чух.

Воспитатель: - А какая песенка белочки?

Дети: - Ц – ц – ц.

Воспитатель: Песенка паровозика – чух – чух, песенка белочки – ц – ц – ц, дети, кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? [ч], [ц].

Воспитатель: - Помирим паровозика Чух – чух и белочку Цеточку, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с детьми докажем вам, что и звук [ч] и звук [ц] необходимы в речи.

  1. Основная часть.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы будем упражняться в произношении звуков [ч] – [ц], правильно и чётко их произносить. Докажем нашим гостям, что в русском языке все звуки важны и нужны.

Занимайте свои места за столами.

Воспитатель: - А что нужно делать, что бы научиться правильно, произносить эти звуки?

Дети: - Упражнение для язычка.

Воспитатель: - Сейчас потрудится наш язычок.  Покажем нашим гостям, как нужно делать эти упражнения.

Подготовка артикуляционного аппарата.

Воспитатель: - Покажите, как пыхтит паровоз?

Дети: - Чух – чух.

- Какой звук произносит белочка?

Дети: - Ц – ц – ц.

1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка».

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чашечка».

— Широко откройте рот, широкий язык поднять к верху, потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам.

3. Упражнение «Лопаточка».

— Улыбнуться, открыть рот.  Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать. Следить, что – бы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние губы. 

Воспитатель: - Дети, напоминаю вам, что звук [ч] – это песня паровозика, а звук [ц] – песня белочки. И первое задание, которое мы сейчас будем выполнять называется: «Выполни упражнение».

2. Задание 1. (конверт): - Хотите поиграть с нашими гостями?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем с паровозиком Чух – чух  и белочкой Цветочком. Я буду показывать слайд, где изображён паровозик Чух – чух, вы должны будите произносить песенку паровозика [ч] и выполнять соответствующее движение – поставить руки по бокам и выполнять круговые движения локтями, а когда я буду показывать слайд с белочкой, вы должны будите произносить песенку белочки [ц] и выполнять соответствующее движение – наклоны головы вправо – влево, как машет хвостиком белочка.

Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением (ч, ч, ц, ц, ч, ч, ч, ц, ц, ц, ч).

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Воспитатель: - Дети, вам нравится играть с нашими гостями?  

Дети: - Да.

Воспитатель: - Спасибо Вам, мы научились  правильно произносить звуки [ч] и [ц].

3. Задание 2. (конверт):

Воспитатель: - Предлагаю выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ч», «Ц».

1  Чу – чу – чу – молоточком я стучу – медленно.

2. Чу – чу – чу – молоточком я стучу – быстрее.

3. Чу – чу – чу – молоточком я стучу – быстро.

4. Цу – цу – цу – всем раздали по яйцу – медленно.

5. Цу – цу – цу – всем раздали по яйцу – тихо.

6. Цу – цу – цу – всем раздали по яйцу – громко.

Воспитатель: - Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.

- А вам паровозик Чух – чух и белочка понравилось как дети выполнили задание?

Гости: - Да, дети молодцы. Они очень старались.  

 4. Задание 3. (конверт).

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Четвёртый лишний».

Воспитатель: - Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы  называете  каждую картинку, нужно найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

  1. Картинки: колодец, кольцо, книга, мизинец. Какая картинка лишняя, почему?

Дети: - Книга. Потому что в слове «книга»  нет звука  [ц].

2. Картинки: цыплёнок, цветы, чашка, скворец. Какая картинка лишняя, почему?

Дети: - Чашка. Поточу что в слове «чашка» нет звука [ц].

3. Картинки: черепаха, чеснок, ножницы, мяч.  Какая картинка лишняя, почему?

Дети: - В слове «ножницы» нет звука [ч]?

4. Картинки: часы, ковш, кузнечик, ручка. Какая картинка лишняя, почему?

Дети: - Ковш. Потому, что в слове «Ковш» нет звука [ч].

Воспитатель: - Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы. Молодцы! Паровозик Чух – чух и белочка, вы понимаете значимость ваших звуков в русском языке?  

Гости: - Да, и [ч], и [ц] важны для русского языка.

IV. Физкультминутка:

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка

Головою два кивка.

На четыре – ноги шире,

Пять – руками помахать

Шесть – за стол тихонько сесть.

5. Задание 4. (конверт) Упражнение на внимание.

Воспитатель: - У вас на столах лежат кружочки.  Какого они цвета?

 Дети: - Жёлтого и зеленого цветов.

Далее воспитатель называет слова со звуками [ч] и [ц].

Воспитатель: - Я буду произносить слова на звуки [ч] и [ц]. Вы показать соответствующий кружок и определить, где находится в слове звук (в начале, середине или в конце слова). Если буду произносить слова на звук [ч] – вы должны показать жёлтую карточку, а если слова на звук [ц]- зелёную.

Дети показывают кружочки желтого и зеленого цветов, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука)  Предлагаемые слова для игры:

Колодец, цыплёнок, почтальон, гусеница, чашка, заяц, перчатки, врач, цветы, скворец, меч, ручка, мотоцикл, мяч, пуговица, червяк.

Воспитатель: - Паровозик, белочка, вы теперь не будите ссориться?

Гости: - Нет, не будем.

6. Задание 5. Игра «Сложи картинку». 

Воспитатель: - У меня для вас есть ещё одна игра, которая называется «Сложи картинку». Вам нужно будет сложить картинку, сказать, что изображено на картинке и определить где находится звук [ч] или [ц] в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Воспитатель: - Молодцы дети! Вам понравилось выполнять задание?

Дети: Да.

  1. Заключительная часть. Рефлексия. Итог.

Воспитатель: - Гости наши  паровозик Чух – чух, белочка  Цветочек, мы с детьми доказали вам, что и звук [ч] и звук [ц] необходимы в речи?

Гости: - Да, мы больше не будем ссориться. Ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Спасибо вам дети. До свидания!

Воспитатель: С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились со всеми заданиями, смогли правильно поработать со звуками [ч] и [ц]. Молодцы!

Воспитатель: - А сейчас попрощаемся с нашими гостями.

Дети: - До свидания!

«Здравствуйте воспитанники детского сада «Ромашка», группы «Вишенка»,  пишут вам письмо мы, паровозик Чух – чух и белочка Цветочек. Помогите, пожалуйста, нам разобраться, у нас возник вопрос: белочка говорит, что его песенка [ц] главнее, а я говорю, что моя песенка паровозика [ч] главнее ».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...