Интегрированное занятие психолога и логопеда с детьми подготовительной группы «Как Зайчишка Тишка интерес искал»
план-конспект занятия по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp3.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №110
комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
«Эрмитажный детский сад»
Педагог-психолог: Топхара П.Р.
Санкт-Петербург
2018
Цель: автоматизация звука «Ш» в словах и предложениях; развитие базовых эмоций у детей дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука
- учить различать и называть основные эмоции и чувства
- выражать чувства с помощью мимики, жестов, пантомимики
- соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием
- понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение влияет на поведение человека.
Развивающие: развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в словах, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь, подвижность речевого аппарата, умение действовать по образцу, целостность зрительного восприятия, память, внимание, мышление, воображение, речь; координацию, двигательную и эмоциональную выразительность, навыки социальной коммуникации; стимулировать сенсорное развитие детей.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение занять себя делом, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
Оздоровительные: создавать положительный эмоциональный фон, оптимизировать состояние нервной системы.
Мобилизовать организм, настроить на занятие.
Предварительная работа: постановка и автоматизация звука «Ш», знакомство с разными эмоциями.
Материал
Куклы «Антошка» с эмоциями покой, радость, грусть, злость, удивление, страх; набор предметных картинок; картинка с наложенными предметами, музыки «Приходи сказка»; дидактические игры.
Ход занятия
(Ритуал приветствия)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось сегодня в зале, давайте возьмемся за руки и поздороваемся с ними.
- «Здравствуйте!» (Дети стоят в кругу, взявшись за руки.)
Психолог. Поприветствуем, друг друга, похлопаем соседа по плечу и скажем: «Привет, друг!» (Дети похлопывают друг друга по плечу.)
(ЗАБЕГАЕТ под музыку «ТЕЛЕВИЧОК» - ребенок) (Смирнов Семен)
Телевичок: здравствуйте ребята, я Телевичок, спешил к вам так, что сломал одну антенку и потерял сигнал. И что же мне делать, не знаю?
Психолог, логопед, дети: Здравствуй Телевичок, а я кажется, знаю как мы можем тебе помочь. Ребята, давайте научим телевичка делать массаж.
(Массаж биологически активных зон)
Психолог.
• Солнце утром рано встало (поднять руки вверх, потянуться)
• Всех детишек приласкало (сделать руками «фонарики»).
• Гладит грудку (массировать «дорожку» на груди снизу вверх,
• Гладит шейку (поглаживать шею большими пальцами сверху вниз,
• Гладит носик (кулачками растирать крылья носа,
• Гладит лоб (проводить пальцами по лбу от середины к вискам,
• Гладит ушки (растирать ладонями уши,
• Гладит ручки (растирать ладони).
• Заиграют дети – вот! (показывают большим пальцем «хорошо!»)
(Звучит музыка, сигнал антенны)
Телевичок: Спасибо! Молодцы! Ребята вот и заработали мои антеннки. (загораются лампочки). Теперь я вам могу показать разные мультики и сказки.
Логопед: Телевичок, и у нас ребята тоже могут показывать разные сказки. Сейчас мы тебе покажем одну.
Психолог. А, давайте, позовем сказку к нам в гости.
(Звучит музыка «Приходи сказка»).
Закрываем глазки. Чувствуете, как волшебная сила окутывает нас? Открываем глаза и… сказка, вот она!
(Логопед одевает на детей маски в это время)
Сказка «Как Зайчика Тишка интерес искал»
Автор. Жил – был заяц. Звали его Тишка. У Тишки не было друзей. Было ему одиноко. Любимое его занятие было грустить. Никому не удавалось Тишку развеселить.
Заяц. Ох, грустно мне, и скучно мне. (Егор)
Автор. Пролетает мимо ворона, увидела зайца и была очень удивлена, что он такой грустный и хмурый.
Ворона. Заяц, ты чего такой грустный, невеселый?
Кто тебя обидел? (Маша)
Заяц. А чего веселиться, вокруг так неинтересно, скучно.
Ворона. А посмотри, какие у меня интересные картинки. Вот лечу к другим птицам, чтобы поиграть.
Автор. Ворона стала показывать Тишке картинки.
Ворона. Ну, что, нравится?
Заяц. А, ерунда. Скучно.
Автор. Заяц, не попрощавшись с вороной, побежал дальше, а навстречу ему лягушки. (Валерия и Диана)
Лягушки. Заяц, ты чего такой мрачный?
Заяц. Да, скукотища кругом, поиграть не с кем, да и неинтересно.
Лягушки. Пойдем к нам на болото. Вот где весело. Днем на охоту ходим, а вечером концерты лягушачьи закатываем.
Автор. Лягушки начали танцевать, песни петь.
Заяц. Да, это разве это концерт, тоска, да и только.
Автор. Бежит заяц дальше. Видит, на ветке белка скачет.
Заяц. Белка, тебе тоже скучно?
Белка. Да, ты что, заяц. Я целый день верчусь, кручусь, то орехи собираю, то грибы. ( Ангелина)
Автор. Заяц, подумал, подумал и решил полезть на дерево, орехов захотелось ему попробовать. Ухватился за ветку, а она возьми и обломись, упал заяц, бок чешет.
Заяц. Белка, и у тебя тут скучно, интереса нет никакого, даже вот и орешка не сорвал.
Автор. Рассердилась белка.
Белка. Стыдно тебе, должно быть, заяц. Интерес надо в себе искать. Тогда и грустить не о чем будет.
Автор. Белка прыгнула на другое дерево, только ее и видели.
Заяц. Вот белка на меня разозлилась, ускакала.
Автор. Заяц кричит на весь лес о том, что никто не хочет его развлекать.
Заяц. Интерес в себе искать. А как это?
Автор. Крик зайца услышал ежик и весь перепуганный вылез из своей норки.
Ежик. Заяц, ты чего так кричишь, спать мне не даешь. (Андрей)
Заяц. Да, вот, белка на меня рассердилась. Говорит, что интерес надо в себе искать. А искать его где?
Ежик. В своих руках и в своей голове.
Логопед: вот такая сказка родилась сегодня у наших ребят.
Психолог: понравилась, Телевичок, тебе наша сказка?
Телевичок: да, очень. Я хочу вас за это отблагодарить и подарить вам машину времени.
Дети: спасибо!
Логопед: спасибо, Телевичок, но управлять ею, мы не умеем, оставайся с нами и покажешь, как она работает.
Психолог. Ребята, а сейчас я предлагаю обсудить нашу с вами сказку, которую мы обыграли и смотрели.
(Психолог беседует с детьми о героях сказки: Заяц, Белочка, Ворона, Ежик, Лягушка).
Упражнение «Узнай настроение»
Психолог. Давайте вспомним с вами «Какое настроение было у каждого из героев сказки.
Кто был грустный? (Заяц) - дети изображают эмоцию «Грусть».
Кто был удивленным? (Ворона)- дети изображают эмоцию «Удивление».
Кто был сердитым? (Белочка)- дети изображают эмоцию «Злость».
Кто был испуганным? (Ежик)- дети изображают эмоцию «Испуг».
Кто был веселым? (Лягушка)- дети изображают эмоцию «Радость.
Логопед. Ребята, в сказке грустным был зайчик, а как вы думаете, почему?
(Ответы детей, да потому что, он не умеет интерес в себе искать. Надо его научить веселиться и играть в интересные игры. А для этого, я думаю, нам нужно узнать, как родились эмоции? Как же нам это узнать?
Телевичок: Я знаю, как вам помочь, узнать, как появились эмоции. Мы отправимся на машине времени в прошлое. Согласны ребята, занимаем места.
Логопед: вот молодец, Телевичок, хорошо придумал.
А пока летим не много поиграем.
Сопряженная гимнастика для языка и пальцев рук.
Содержание: движения артикуляционного аппарата, движения кистей и пальцев рук.
- На лесной опушке «Блинчик» локти, (ладони соединить)
- В маленькой избушке (широкий передний край языка положить на верхнюю губу Руки «домиком»)
- Жил- был Зайчишка Тишка (Зайчик)
- Каждое утро мама–зайчиха пекла для него вкусные бублики «Бублик» (пальцы соединены, образуя круг)
- Заяц за обе щеки уплетал бублики «Пожевывание» Поочередное надувание щек. Сжимать и разжимать кулачки
- Прихлебывая горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах шел по всему лесу «Чашечка» Пальцы прижаты друг к друг,. имитируя положение «чашечки»
- В гости к зайцам заглянула веселая змейка.Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке: ш-ш-ш.А после угощения благодарила :ш-ш-ш. (Произнесение звука Ш. длительно, коротко. Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук Ш, выполняется волнообразное движение руками вперед.)
Логопед. Ребята, а зайчик что – то шепчет себе под нос. Да, это скороговорка.
Скороговорка. Хороши штанишки у нашего шалунишки.
(Ребята повторяют за логопедом.)
Телевичок: вот мы и в прошлом.
(Встречают первобытных людей, у пещеры с картинками.) (на слайде)
Логопед. Здравствуйте, мы прилетели сюда, чтобы узнать, как появились эмоции. Очень хотим с вами познакомиться, как вас зовут.
Перв.люди: Степа и Шиш мы не знаем, что это такое эмоции?
Логопед: это когда у людей меняется настроение.
Психолог: да вижу, грустная эмоция родилась первой, конечно, им же не чем было играть. Вот даже наш Антошка загрустил.
Психолог с перчаточной куклой (Антошка «Грусть») на руке.
Но раньше люди могли рисовать картинки на стенах своих жилищ, вон смотрите и таким образом развлекали себя.
Логопед: Ребята, я предлагаю вам научить наших друзей играть в игры с картинками. Назовите картинки со звуком Ш и определите, где он звучит в словах - в начале, конце, середине.
Игра «Узнай звук». Картинки (мартышка, шапка, петушок, слон, шалаш, кошка).
Логопед: сочиним песенку с этими словами. Я начну, а вы помогайте, дополняйте.
Шок-шок - Петушок,
Аш-аш-аш – шалаш,
Ошка – ошка – ошка – кошка,
Ыщка- ышка – ышка - Мартышка.
Логопед: ну что, заяц, настроение у тебя улучшилось?
Заяц: нет, не очень.
Логопед: А у вас друзья Шиш и Степа, улучшилось?
Шиш: да, вы научили нас играть и сочинять песенки. Спасибо!
Логопед: пожалуйста, мы очень рады, что смогли вам помочь, до свидания.
Телевичок: Ребята, отправляемся скорее в будущее, может, мы там найдем что – то интересное, что зайчика развеселит.
Игра «Четвертый лишний». (Картинки на слайде) (Ответы детей)
Психолог: Ребята! Смотрите! Какой город необычный!
Логопед: вот и мальчик на самокате едет. «Здравствуй, мальчик, как тебя зовут?»
Шурупчик: Меня зовут Шурупчик, а город у нас Цветочный называется. Почему у вас зайчик такой грустный?
Психолог. Вот мы и путешествуем в поисках разных эмоций, чтобы зайчик научился веселиться и нашел в себе интерес. Но здесь у вас мы нашли только эмоцию – удивление.
(Психолог достает куклу Антошку – удивление)
Шурупчик: Я очень люблю танцевать и вас всех приглашаю на танец, может это поможет зайчика развеселить.
Динамическая пауза ««Я люблю зарядку»
Психолог. Тишка, понравился тебе танец?
Заяц: да, чуть-чуть, понравился.
Психолог: что ж, зайчик, могу, предложить только продолжить наше путешествие и вернуться в настоящее, постараться там найти, радостные эмоции.
Логопед: Ребята, давайте присядем в машину и поиграем, пока обратно добираемся.
Игра «Стой или шагай». Если в слове слышится звук «С» - надо сидеть, если «Ш» - шагать. (Соня, шар, свет, шарик, лиса, мишка, шишка, колос, каша, капуста, самолет, Маша, шалаш.)
Психолог. Ребята, пока играли, мы прибыли в детский сад. Я думаю, вам понравилось наше путешествие? Предлагаю вам пройти за столы и выбрать в красках цвет вашего настроения и набрав её на кисточку, капнуть на бумагу. Затем сложите лист пополам. Теперь откройте его и посмотрите что получилось. Предлагаю вам немного пофантазировать и можете что - нибудь дорисовать, чтобы получилась интересная композиция.
Игра «Клякса»
Набрав краску на кисточку, надо брызнуть на подготовленную бумагу. Сложить лист пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Предложить детям пофантазировать. Что или кого они видят в полученной «композиции», страшное или смешное, злое или доброе?
(Обсуждение нарисованных картинок с детьми)
Психолог: давайте теперь крепко обнимемся.
Логопед: посмотрите, ребята, а Тишка – то наш улыбается. Улыбнемся и мы друг другу. Оказывается, если очень захотеть можно победить любую грусть и подарить радость своим друзьям.
(Достает куклу Антошку – веселье)
Заяц. Я понял, чтобы интересно жить, надо самому приложить для этого усилия. Меня этому научили вы, ребята и герои из сказки.
Психолог: Ребята, а теперь я предлагаю отдохнуть на мягких ковриках.
Упражнение на релаксацию: «Путешествие на облаках»
Лягте удобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке.
Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из мягких подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.
Постарайтесь мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное.
Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало…
Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Потянитесь, выпрямитесь и будьте снова бодрыми и свежими». Встаем на ноги.
Психолог: взяли друг друга за руки. Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? Что понравилось больше всего в нашем путешествии?
Установка:
Мы хотим быть умными, сильными, красивыми,
Мы хотим быть добрыми и трудолюбивыми.
Один, два, три, четыре, пять, будем это исполнять.
Десять, девять, восемь, семь, мы умелые совсем.
Логопед: Дети, давайте скажем «Спасибо» Телевичку за интересное путешествие и «До свидания» нашим гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия психолога и логопеда «Как Зайчишка Тишка интерес искал».
Конспект интегрированного занятия к презентации"Психологическое сопровождение детей логопедических групп"...
Интегрированное занятие психолога и логопеда "Путешествие в Буквоград"
Конспект "Интегрированного занятия психолога и логопеда "Путешествие в Буквоград"....
Конспект открытого занятия-развлечения учителя-логопеда с детьми подготовительной группы на логопункте
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. Дети подготовительной группы отправляются в сказачное путешествие на помощь к Белоснежке...
Конспект интегрированного занятия психолога и логопеда «Как Зайчишка Тишка интерес искал». (старшая группа)
Цель: автоматизация звука Ш в словах и предложениях; развитие базовых эмоций у детей дошкольного возраста. Задачи.Образовательные. Закреплять правильное произношение звука; учить разл...
Интегрированное занятие по физической культуре с детьми подготовительной группы «Здоровое сердце»
Цель: расширять знания дошкольников о работе человеческого сердца, через организацию основных видов движения.Задачи: Образовательные:• за...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы
Интегрированное занятие по развитию речи. Знакомство с произведением В.Катаева "Дудочка и кувшинчик"...