Проект на тему "художник сказочных чудес"
методическая разработка

Наша костромская земля издавна славилась своими одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие, и создателя народных песен и сказок, и гончары, и живописцы. В своем творчестве они отражали духовную жизнь русского народа, в высокие нравственные начала, показывали красоту родной стороны, внутренний мир и характер русского человека. Знакомство с их творчеством является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, формирует у детей чувство причастности к художественному наследию прошлого, позволяет увлечь их изобразительным искусством. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hudozhnik_skazochnyh_chudes.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 36»

Проект

«Художник сказочных чудес»

Автор проекта: воспитатель  М.В. Артамонова

Кострома

2018

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: один месяц. 

Участники: воспитатели, дети подготовительной группы компенсирующей направленности.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, развитие речи. 

Актуальность: наша костромская земля издавна славилась своими одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие, и создателя народных песен и сказок, и гончары, и живописцы. В своем творчестве они отражали духовную жизнь русского народа, в высокие нравственные начала, показывали красоту родной стороны, внутренний мир и характер русского человека. Знакомство с их творчеством является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, формирует у детей чувство причастности к художественному наследию прошлого, позволяет увлечь их изобразительным искусством.  

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детского образовательного проекта «Художник сказочных чудес», а так же воспитывать любовь к родному краю, к его культурному наследию.

Задачи:

  • Развивать интерес к изобразительному искусству через нетрадиционные приемы рисования и элементы театрализованной игры.
  • Воспитывать творческую личность способную ценить культуру родного края.
  • Формировать у детей эстетическое восприятие.
  • Развивать творческий потенциал ребенка, его образное мышление.
  • Развивать связную речь детей через театрализованную деятельность

Основные направления реализации проекта:

  1. Занятие по изобразительной деятельности «Чудесное яблоко» (рисование пластилином).
  2. Занятие по лепке «Гуси-лебеди».
  3. Домашнее задание для детей и родителей: экскурсия выходного дня в музей изобразительных искусств.
  4. Рассказ воспитателя, беседа с детьми об условиях жизни и быта крестьян в мини-музее детского сада «Русская изба».
  5.  Обыгрывание сказочных сюжетов фигурками-персонажами настольного театра.

Предварительная работа:

1.Чтение сказок Е.В.Честнякова «Чудесное яблоко», «Иванушко», «Сергеюшко»

2. Рассматривание картин в холле детского сада, выполненных по сюжетам сказок, репродукций картин в книге «Е.В.Честняков», автор В. Игнатьев.

Предполагаемый результат:

1. Знать сказки Е.В.Честнякова.

2. Владеть представлениями о быте, хозяйственной утвари русской избы

3. Уметь рисовать пластилином

4. Уметь лепить фигурку гуся конструктивным способом

5. Уметь разыгрывать сюжет сказки по ролям, употреблять в речи сказочные повторы.

Продукт проектной деятельности: театрализованная постановка сказки Л. Поляк «Репка».

Презентация проекта: театрализованное представление сказки «Репка» для родителей.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Тема:  «Чудесное яблоко»

Цель:

  • Познакомить детей с творчеством Е.В. Честнякова, как писателя и художника, на примере театрализованной постановки сказки «Чудесное яблоко».
  • Формировать интерес к изодеятельности средствами театрализованной игры.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с нетрадиционным приемом художественной деятельности – рисование пластилином.
  • Учить подбирать цвета пластилина, осуществляя плавный переход от одного цвета к другому (красный, оранжевый, желтый).
  • Развивать творческий потенциал ребенка, его образное мышление.
  • Развивать дружеское, деловое общение в процессе работы.
  • Воспитывать любовь к родному краю, его культурному наследию.

Материал и оборудование:

  1. Декорации к театрализованной постановке сказки Е. Честнякова «Чудесное яблоко» (деревья, домик, фигурки людей в старинных деревенских костюмах, лошадь, ондрец, яблоко).
  2. Пластилин, дощечки для лепки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я расскажу вам о костромском художнике, писателе Е.В. Честнякове. Он родился в крестьянской семье, в деревне Шаблово Костромской губернии. С весны до осени он вместе со всеми сеет, пашет, косит, а в свободное время (особенно зимой) занимается рисованием, театром, лепит из глины, обучает детей, сочиняет сказки, стихи, фотографирует родную деревню и ее жителей. Свои картины, глиняные фигурки, фотографии дарит крестьянам.

Зимой в избе художника, весной на зеленых лужайках Ефим Васильевич устраивал театрализованные представления, где артистами могли быть дети, а чаще всего его глиняные скульптурки и нарисованные серии картинок. А было это примерно вот так.

Мальчик в русском народном костюме зазывает на представление:

- Долго праздника мы ждали,

Все-то думали, гадали

Как честной народ прославить

Да еще и позабавить.

От работы отдохнуть,

Старину воспамянуть.

И подули мы в дуду

И позвали Коляду.

Коляда пришла,

С собой сказку принесла про чудесное яблоко.

- Эх, сходися-ка народ

По копеечке за вход.

Четверть денежки, полушку

Отпускайте в нашу кружку.

Если ж нечего – чудак,

Проходи, гляди и так!

В настольном кукольном театре начинается представление по сказке Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко».

Жили-были дедушка да бабушка, мужик да баба, и у них много – пареньков и девонек. Пошел дедушка в лес дрова рубить и видит: стоит старая яблоня, а на ней большущее яблоко.

-Мне не унести, - подумал дедушка. – Шибко тяжело яблочко-то, хоть и не высоко растет. Лучше и не отшибать: пожалуй, на земле мыши огложут или другие какие звери. Домой пойду, запрягу лошадь, да приеду сюда за яблоком.

«Ха-ха-ха!» - захохотало в лесу. Оглянулся и видит: сидит птица – сова, и глаза круглые светятся. – Ха-Ха-Ха. А на березе тетерев: «Кво-кво, не унести тебе яблоко».

- Я на лошади приеду, - говорит дедушка.

- И на лошади не увезти.

- На вот, али на паре приезжать мне?

- Хоть на тройке, на четверке приезжай, не увезти тебе яблока.

- Или уж такое тяжелое? Как же?

- А так, кво-кво, впрягайтесь сами, все до выгреба, сколь вас в избе.

Дедушка не поверил, ушел домой, запряг лошадь и поехал в лес.

Подъехал близко под яблоню, чтобы яблоко упало прямо в ондрец.

Ходит, любуется со всех сторон: уж больно румяно, да красиво яблоко. Захотелось дедушке потрогать его рукой, и только дотронулся, яблоко упало прямо в ондрец.

- Созрело, видно, упало чуть не само, - подумал дедушка. Отвязал лошадь, нукает: она с места не трогает. И в самом деле на лошади не увезти. Впряг лошадь,  поехал в деревню. Приехал и говорит: «Пойдемте все со мной в лес, я диковинку нашел, увидите какую». Пришли, стали толкать, а ондрец не двигается. – Ха-ха-ха, - захохотало в лесу.

- Кто дома остался? – спрашивает тетерев.

- Да маленький с нянькой.

- Нужно и их. Пришли и те, все подсобляют, толкают, и поехал ондрец.

Привезли домой, вся деревня сбежалась.

- Кто вам дал?

- Бог дал.

Почали. Стали пробовать. Сладкое, душистое, рассыпчатое. Дедушка всем дает, никому не отказывает. Кушали сырым, печеным, в киселе, перемерзлым, когда холода пришли. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня.

Сказка заканчивается. Воспитатель приглашает детей сесть за столы, приготовленные к занятию по лепке с детьми 5 лет и рисованию пластилином с детьми 6 лет.

- Ребята, понравилась вам сказка «Чудесное яблоко»?

- На какую русскую народную сказку похожа сказка Е.В. Честнякова. Какой овощ из земли вытаскивали всем миром: и дедушка, и бабушка, и внучка… (Сказка «Репка»).

В сказке славится труд, взаимопомощь, добро. Только все вместе смогли привезти яблоко домой, и угощали всех жителей деревни, никому не отказывали.

Ребята, давайте рассмотрим яблоко деда Ефима. Какое оно?

- Круглое, красное, желтое, вкусное, сладкое… (Ответы детей).

- Значит, дедушка нашел созревшее яблоко. А когда созревают яблоки? – (ответы детей).

- А какими бывают яблоки в начале лета? – (Ответы детей).

- Маленькими, зелеными, кислыми… Покажите это пальчиками.

(Пальчиковая гимнастика)

- Давайте нарисуем пластилином яблоко из сказки. Воспитатель обращает внимание на плавный переход цвета от красного, оранжевого к желтому.

Работа детей. На одном занятии дети занимаются лепкой, на другом рисуют пластилином. Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». По окончании рассматриваем получившиеся яблочки. Воспитатель предлагает проверить, может и наши яблоки чудесные, как у деда Ефима. Дети тихонько шепчут слова: «Щедрое яблочко, угости и нас сладким, вкусным кусочком». Воспитатель в это время вносит поднос с красивыми, спелыми яблоками и угощает ими детей, хвалит за работу и старание.

«ИВАНУШКА И ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

(ПО Е.В. ЧЕСТНЯКОВУ)

Тема: «Иванушка и гуси- лебеди»

Программные задачи:

  • Научить лепить гуся из двух кусков пластилина:

- из большого – туловище;

- из маленького – шею и голову.

  • Закрепить такие приемы лепки, как раскатывание, прищипывание.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук, усидчивость, внимание,   творческую фантазию.
  • Воспитывать интерес к истории родного края, прививать любовь к художественному слову.

Материал и оборудование:

  1. Выставка книг-сказок (авторских и русских народных).
  2. Настольный театр с декорацией начала сказки Е.В. Честнякова «Иванушко» и рисованные картинки, отображающие развитие сюжета сказки.
  3. Для работы – дощечки для лепки, пластилин, стеки, маленькие перышки для крыльев.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей подойти к книжной выставке.

- Дети, что вы видите перед собой? (Книги).

- Многие из них вам знакомы, мы их читали не раз. Что же написано на страницах этих книг? (Сказки).

Вы любите сказки? Скажите, кто сочиняет сказки? (Сказочники).

На нашей земле очень много стран и везде жили и живут сказочники и радуют детвору своими произведениями.

Во Франции жил Ш. Перо и оставил нам сказки про «Золушку», «Красную шапочку», «Кота в сапогах».

В Дании сочинял сказки Г.Х. Андерсен, и мы знакомы с «Дюймовочкой», «Гадким утенком».

В Германии писали сказки два брата Гримм: «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты».

У нас в России наш великий русский поэт А.С. Пушкин писал сказки:

«О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке». Но всех больше сказок у нас придумал народ. Эти сказки так и называются – русские народные сказки.

Я вас сегодня хочу рассказать про сказочника, который жил на нашей костромской земле. Это Е.В. Честняков. Он был писатель-художник. Очень любил детей, учил их читать, рисовать, лепить, сочинял сказки, а потом устраивал театрализованное представление. Я вас сейчас приглашаю в наш маленький театр, где будет разыграна сказка Честнякова - «Иванушко».

(Дети занимают места в зрительном зале, воспитатель рассказывает сказку. Текст сказки смотрите в книге В. Игнатьева «Е.В. Честняков», стр. 123).

Беседа по содержанию:

- Как звали главного героя сказки?

- На каких птицах он отправился в путешествие?

- А есть ли у нас еще сказки, где мальчика унесли на своих крыльях такие же птицы? Как она называется? (Гуси-лебеди).

Дети занимаю места за столами, накрытыми для занятия по лепке.

Все вместе рассматриваем образец, вылепленный воспитателем. Обговариваем размеры, форму туловища, головы. Воспитатель говорит, что лепить гуся будем из двух кусков пластилина: из большого – туловище, из маленького – шею и голову. Работа идет поэтапно, воспитатель показывает, дети повторяют.

Физ. минутка:

Вдоль по речке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На траву водицу стряхивает.

Когда все птицы вылеплены, воспитатель спрашивает, чего же не хватает нашим гусям-лебедям. (Крыльев).

- Откройте коробочки, что вы там нашли? (Перышки). Вот это и будут крылышки, как настоящие. Приделываем крылья и наши гуси-лебеди готовы к полету.

Дети вместе с поделками «летают» по группе и приземляются возле дома Иванушки.

 

     Театрализованное представление по сказке «Репка»

(Л. Поляк)

Действующие лица: Дед, Бабка, Репка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

Декорации: домик, осенние деревья, огород, колодец, коромысло, ведра.

Автор:

Возле дома огород,

Бабка с внучкой у ворот,

Жучка – хвост колечком,

Дремлет под крылечком.

На крылечко вышел дед,

В кепку модную одет.

(из открытого окна громко музыка слышна «На зарядку, на зарядку, на зарядку становись»)

Дед:

У меня здоровье крепкое,

Посажу-ка лучше репку я.

Автор:

Лопату берет,

Идет в огород,

Землю копает,

Репку сажает.

(из открытого окна громко музыка слышна «На зарядку, на зарядку, на зарядку становись»)

Бабка:

А у бабкаи без зарядки,

Слава Богу,

Все в порядке.

Автор:

Рот разевает, сладко зевает.

Внучка:

Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Автор:

(из открытого окна громко музыка слышна «На зарядку, на зарядку, на зарядку становись»)

Выбегают Жучка и Кошка.

Жучка:

Что за музыка слышна?

Кошка:

На зарядку нам пора!

Жучка:

Обойдемся без зарядки!

Кошка:

Поиграем лучше в прятки!

(под музыку Жучка ловит Кошку)

Автор:

Выбегает мышка в спортивных штанишках,

Майка на теле, в лапках гантели.

Мышка:

Раз и два! И три, Четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать,

Бегемота поднимать!

Автор:

Бегает, прыгает, лапкам дрыгает.

На крылечке снова Дед,

Видит репку в огороде,

И себе не верит вроде. 

Дед:

Репка выросла на славу,

Не видал такую, право!

Что за чудо из чудес?!

Репка чуть не до небес!

Дерну-ка….

Не тут-то было,

Одному не хватит силы.

Где ты Бабка?

Бабка:

Я сейчас, бегу, бегу,

Репку дергать помогу!

(обходит репку, удивляется)

Прожила я лет не мало,

Но такого не видала,

Правда- чудо из чудес,

Репка чуть не до небес!

Автор:

Бабка за Дедку,

Дедка за репку,

Раз – вот эдак!

Раз – вот так!

Ох! Не вытянуть никак!

Репка:

Уважаема в народе,

Я расту на огороде,

Вот какая я большая,

До чего же хороша я!

Сладкая, крепкая,

Называюсь Репкой я!

Бабка:

Как тянуть?

С какого боку?

Дед и Бабка:

Внучка, выйди на подмогу!

Внучка:

Ох, опять идти работать,

Слушать музыку охота (танцует).

Дед и Бабка:

Внучка, внучка, к нам беги,

Деду, бабке – помоги!

Внучка:

Я бегу, спешу на помощь,

Где он, непослушный овощ?

Автор:

Внучка за бабку,

Бабка за Дедку,

Дедка за Репку,

Раз – вот эдак!

Раз – вот так!

Ох! Не вытянуть никак!

Репка:

Вот какая я большая,

До чего же хороша я!

Сладкая, крепкая,

Называюсь Репкой я!

С Репкою – красавицей,

 И втроем не справится!!!

Внучка: (плачет)

Ломит спину,

Ломит ручки,

Нет! (топает ногой)

Не справиться без Жучки!

Все:

Жучка! Жученька! Беги,

Репку дергать помоги!

Жучка:

Гав! Гав! Гав, бегу и я,

Помогу своим друзьям!

Гав! Гав! Гав! Готова Жучка!

Уцеплюсь сильней за Внучку!

Автор:

Дружно все они взялись.

Раз – вот эдак!        

Раз – вот так!

Ох! Не вытянуть никак!

Репка:

Вот какая я большая,

До чего же хороша я!

Сладкая, крепкая,

Называюсь Репкой я!

С Репкою – красавицей,

Вчетвером не справится!!!

Жучка:

Разбудить придется Кошку,

Пусть потрудится немножко!

Все:

Мурка! Кисонька! Беги!

Репку дергать помоги!

Кошка: (чуть на распев)

Мяу! Мур! Помочь я рада!

Что скажите делать надо?

Поняла – ответ тут прост,

Ухвачусь за Жучкин хвост.

Автор:

Дружно. Ладненько взялись.

Раз – вот эдак!        

Раз – вот так!

Ох! Не вытянуть никак!

Репка:

Вот какая я большая,

До чего же хороша я!

Сладкая, крепкая,

Называюсь Репкой я!

С Репкою – красавицей,

Впятером не справится!!!

Дед:

Мышку позовем на двор?

Кошка:

Мышку звать – какой позор!

Мы пока и сами, кажется с усами!

Автор:

Тут из норки Мышка прыг!

Ухватилась за турник.

Мышка:

Чем топтать без толку грядку,

Становитесь на зарядку!

Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться!

Автор:

Все выходят по порядку,

Дружно делают зарядку.

(Дети делают веселую зарядку под музыку «Солнышко лучистое любит скакать»)

Мышка: (командует)

Встали! Выдохнуть!

Вдохнуть! А теперь пора тянуть!

Автор:

Дружно все они взялись.

Тянут, потянут,

Тянут, потянут,

Вытянули репку!

Велика ль у Мышки сила?!

Все хором:

Наша дружба победила!

Вместе вытянули репку,

Что в земле сидела крепко!

Дед:

В огороде старика,

Репка выросла крепка!

Бабка:

Без труда не вытащить и репку из пруда!

Внучка:

Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Жучка:

Нет скуки, коли заняты руки!

Кошка:

Один в поле не воин!

Мышка:

Сделали дело, гуляем смело! 

Все хором:

Нашей сказочке конец,

Кто сказку слушал – молодец!

 

Выводы

В процессе реализации творческого образовательного проекта «Художник сказочных чудес» были созданы условия для реализации познавательных способностей и открыты возможности для проявления творческой индивидуальности детей.

На первом этапе дети узнали о самобытном художнике-сказочнике земли костромской Е.В. Честнякове, познакомились с его картинами, сказками. Знакомство это происходило в обстановке русской крестьянской избы в мини-музее детского сада. Дети узнали, что Е.В. Честняков учил деревенских ребятишек читать, рисовать, лепить разные фигурки, устраивал с деревенской детворой веселые игры, похожие на театрализованные представления. Творчество Е.В. Честнякова вызвало интерес у детей, поэтому было решено поставить свой спектакль по мотивам русской народной сказки «Репка», похожей по смысловому содержанию на сказку «Чудесное яблоко».

На втором этапе дети смотрели спектакли по сказкам Честнякова и учились рисовать пластилином, лепить гусей-лебедей, и одновременно стали репетировать и готовиться к постановке своего спектакля.

Отношение к процессу и результату проектной деятельности, как к уникальному творческому продукту позволило детям почувствовать принадлежность к уникальному процессу, имеющему ценность для окружающих, в лице родителей, воспитателей, детей старшей группы, приглашенных на спектакль. Реализация творческого продукта позволила детям ощутить собственную значимость,  почувствовать коллективное единство. Эмоциональная оценка зрителей стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие.

Таким образом, коллективное творческое проектирование – это метод, объединяющий обучение, развитие и воспитание единым творческим процессом, основой которого будет стремление к творческому самовыражению и созданию  творческого продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы пойдем в осенний лес, полный сказочных чудес»

Физкультурный досуг ( младший возраст) ...

«Путешествие в страну сказочных чудес»

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости.. . Сказка - это чудо!...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР

АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...

Культурная практика "Поле сказочных чудес"

Культурная практика в старшей группе по развитию речи "Поле сказочных чудес"...

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ по познавательному развитию "Путешествие в лес, полный сказочных чудес."

Цель данного занятия-создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ....

Кружок: «Страна сказочных чудес».

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек " Город Смоленск 2022годПодготовила воспитатель: Титова Ольга Игоревна                  Списо...

Детско-взрослый проект "Поляна сказочных чудес"

Среда  детского участка должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к  однообр...