Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе"Ранняя весна"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Филимонова Светлана Александровна

Методическая разработка по развитию речи(старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_vesna_starshaya_gruppa.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД для детей старшей группы

«Ранняя весна»

Составила: Филимонова Светлана Александровна,

воспитатель первой категории

 Санкт-Петербург

 Март 2019 г.

Конспект НОД по развитию речи «Ранняя весна»

для детей старшей группы

Цель: обобщить и закрепить представления детей о весне, как о времени года.

Задачи:

Образовательные: обобщить и закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; названия весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна».

Развивающие: развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный речевой выдох, мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, умение замечать красоту природы.

Оборудование и материалы: картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картинки (зимующие птицы, перелетные птицы), картинки с изображением птиц (зимующие, перелетные, домашние), карандаши (синий, зеленый, красный).

Ход занятия

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла… (весна).

- Вы рады весне? (Да.)

- Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

- Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.)

- И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

- Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).

- Вспомните приметы ранней весны (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы и т.д.)

- Как много признаков весны вы назвали!

Д/и  «Какой? Какая? Какое?»

Можно сказать - весеннее настроение?

Солнце весной - какое? (Весеннее).

Ручьи весной - какие? (Весенние).

Погода весной - какая? (Весенняя).

(Утро,  капель, трава, проталинка, сосулька, дождь, день, сад, снег, перезвон.)

Физкультминутка «ВЕСНА»

Ушла зима, пришла весна,         (ходьба на месте)

Нас очень радует она.                 (хлопать в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет.   (сводят и разводят руки над головой)

Подснежник цветет и трава зеленеет.  (упражнение «цветок»)

Д/и «Что бывает весной»

 Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.

Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).

Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).

На крышах вырастают белые морковки (сосульки).

И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).

Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).

Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки), которые бегут-звенят по всем (дорожкам), зовут в гости весну.

На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки).

А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).

И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).

Их называют… (подснежниками).

А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).

Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда).

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Хоровод «Матушка-Весна»

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь - гуляй!

(Можно - двое детей зелеными веточками образуют ворота)

Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет!” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)

- А теперь, отгадайте  загадку.

Они летать умеют

Их пух, и перья греют. (Птицы)

- Как называют птиц, которые возвращаются весной в родные края (перелетные).

- Какая птица открывает весну? А чтобы узнать отгадайте загадку.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь,
И зовется птица… (грач)

- Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (Дети отвечают.)
- Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…(скворец)

- Как называется домик у скворца? (скворечник).

-Какие ещё птицы к нам прилетают весной? (Скворец, соловей, стриж, ласточка, журавли и другие).

Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей.

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

- Нравится, ли вам картина?

- Что именно в ней нравится?

- Как называется картина? («Грачи прилетели»)

- Кто написал эту картину? (А.Саврасов)

- Какое время года изобразил Алексей Кондратьевич Саврасов? (Весну)

- Какую весну (раннюю или позднюю) художник изобразил на картине (Раннюю).

- Докажите, что это ранняя весна (Снег темный, грязный, прилетели грачи, тает снег…).

- Дети, подумайте и назовите слова – признаки, грачи какие? (Большие, чёрные, умные, шустрые, дружные, полезные, крикливые, перелётные…).

- Что делают грачи? (Летают, кричат, клюют, вьют, ловят жуков, защищают, открывают весну…).

- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)

- Какие краски преобладают в картине?

- Что написано голубым цветом? (Что серым? Что коричневым?)

- Как бы вы назвали картину?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны). Так какое время года изображено на картине?

Самостоятельная работа

- Давайте с вами еще раз вспомним зимующих и перелетных птиц (вывешивает на доску).

- У вас на столах лежат листочки и цветные карандаши.

Внимательно рассмотрите птиц. Обведите синим карандашом – зимующих птиц, зеленым карандашом – перелетных птиц, красным карандашом – домашних птиц. (Дети самостоятельно выполняют задание.)

Рефлексия

- Что вам сегодня понравилось на занятии, о чем сегодня говорили, что запомнилось, что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Весенние месяцы»

Задачи:·        уточнить названий весенних месяцев;·         продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка: т...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Дифференциация звуков С - Ц".

Данное занятие направлено на формирование у детей правильного произношения звуков родной речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в первой группе раннего возраста группы Тема: «Кто и как подает голос?».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в первой группе раннего возраста группы Тема: «Кто и как подает голос?»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”

Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление....