Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Весенние месяцы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Задачи:
· уточнить названий весенних месяцев;
· продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка: твердыми согласными звуки [ж], [ш], буквами Ж, Ш;
· закреплять понятие «звукоподражательные слова»;
· обучать образовывать звукоподражательные слова;
· закреплять произношение, артикуляцию, место звуков в слове;
Предварительная работа: дидактическая игра «Назови слова-звукоподражания».
Материал: словесное дерево, однокоренные слова; азбука в картинках, тетради, цветные карандаши, простой карандаш, карточки для работы для составления предложений по опорным словам.
Ход занятия
1. Рассматривание картины с изображением весны (например, «Март» И.Левитана). После рассматривания задает вопросы:
• Что изобразил художник?
• Какие весенние месяцы вы знаете?
• Почему в народе март называют протальником, апрель – снегогоном, а май – травнем?
• Какой весенний месяц изображен на картине?
Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Аграчева «Ау!».
Весело аукнула из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач,
Покатился ежик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, –
дождалась, пушистая,
Света и тепла.
Бодро приосанился
Посветлевший бор,
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_raz.rechi_vesennie_mesyatsy.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
на тему «Весенние месяцы»
Задачи:
- уточнить названий весенних месяцев;
- продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка: твердыми согласными звуки [ж], [ш], буквами Ж, Ш;
- закреплять понятие «звукоподражательные слова»;
- обучать образовывать звукоподражательные слова;
- закреплять произношение, артикуляцию, место звуков в слове;
Предварительная работа: дидактическая игра «Назови слова-звукоподражания».
Материал: словесное дерево, однокоренные слова; азбука в картинках, тетради, цветные карандаши, простой карандаш, карточки для работы для составления предложений по опорным словам.
Ход занятия
1. Рассматривание картины с изображением весны (например, «Март» И.Левитана). После рассматривания задает вопросы:
• Что изобразил художник?
• Какие весенние месяцы вы знаете?
• Почему в народе март называют протальником, апрель – снегогоном, а май – травнем?
• Какой весенний месяц изображен на картине?
Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Аграчева «Ау!».
Весело аукнула из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач,
Покатился ежик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, –
дождалась, пушистая,
Света и тепла.
Бодро приосанился
Посветлевший бор,
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес,
И мороз за елками,
Заворчав, исчез.
Словарная работа по стихотворению (подобрать слова, сходные по значению):
Откликнулся — отозвался
всполошились — встрепенулись, встревожились, испугались
приосанился — выпрямился
бор — сосновый лес
грянул — зазвучал
прозрачный — сквозь который все видно
— Что может быть прозрачным? (стекло, вода, лед)
заворчать — ругаться, быть недовольным, брюзжать
исчез — пропал, испарился.
2. Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель спрашивает у детей, какие слова называются звукоподражательными? (Это слова, которые подражают каким-либо звукам.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру-звукоподражание (дети повторяют звукоподражания):
Аукнула—Ау! Ау!
Проурчав—Ур! Ур!
Рычать—Ры! Ры!
Кудахтать — Куд-куда!
Блеять — бе-е-е
Мычать — му-му
Кукарекать —ку-ка-ре-ку!
Мяукать— мяу-мяу
Тенькать — тень-тень
Тинькагь — тинь-тинь
Капать — кап-кап
Чирикать — чирик-чирик
Квохтать — квох-квох.
3. Приход Знайки.
Раздается стук в дверь: на занятие приходит Знайка с изображением словесного дерева и говорит, что есть еще и другие слова — «слова-родственники», о которых вы тоже знаете. Дети напоминают Знайке, что они знают о словах-родственниках.
Знайка читает детям стихотворение В. Измайлова
«Как растут слова».
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он просто словом.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло —
Стало много разных слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
— Назовите слова-родственники к слову «сад». (Садовник, садовод, рассада, посадки.)
— Слово «сад» это слово-корень, из него выросли все слова, это слово прячется во всех словах.
Словесное дерево (словесная игра)
На фланелеграфе разложены в произвольном порядке различные слова, необходимо подобрать слова-родственники к выделенным словам.
Звон: звонок, звонить, звонкий, звоночек.
Сад: садовый, посадить, посадки, садовник.
Соль: соленый, посолить, соленья, рассол.
Лес: лесник, перелесок, лесной.
Гора: горка, пригорок, горняк, горный.
Воз: возить, перевозка, повозка, возчик.
Снег: снежок, снежинка, снегопад, снежный.
Вода: водичка, водопад, водяной, водный.
Лед: ледок, льдинка, ледяной, заледенелый.
4. Физкультминутка «Звукоподражательные стихи»
(Знайка играет с детьми):
Ручеек-журчалочка
Жур, жур, жур!
Завертелась палочка
Жур, жур, жур!
Козочка копытцами
Клоц, клоц, клец!
Хорошо напиться бы
Буль-буль-буль!
А пастух на жердочку
Прыг, прыг, прыг!
У него есть дудочка
Траль, траль, траль!
Дудочка-погудочка —
Ду-ду-ду!
Все вороны каркают
Кар-кар-кар!
А лягушки квакают
Ква-ква-ква!
Ручеек-журчалочка
Жур, жур, жур!
Где же теперь палочка?
Жур, жур, жур!
5. Работа над звуками Ж и Ш.
• Воспитатель предлагает детям прочитать буквы на азбуке в картинках и проанализировать звук, который они издают. Дети читают буквы Ж, Ш и выясняется, что эти буквы не поются, когда мы произносим звуки Ж и Ш — губы округлены и немного выдвинуты вперед, язык широкий, поднят к бугоркам за верхними зубами, когда же мы произносим звук Ш, то голос «спит». Эти звуки согласные и всегда твердые.
• Фонетическая зарядка.
— Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж-ж).
— Как шипит змея? (Ш-ш-ш).
• Чистоговорки со звуками [ж], [ш]
Жук жужжит в железной банке, жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.
Шла по улице машина, шла машина без бензина.
Шла машина без мотора, шла машина без шофера.
Шла куда — сама не зная, шла машина заводная.
Шепталка
Мышонку мама-мышка шептала: «Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь… Ты маме шить мешаешь!
А я, — шептала мышка, — подушку шью малышке.
В подушке не пушинки, а шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко и спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь — во сне увидеть сможешь
То, что шепнет на ушко волшебная подушка».
Бедный ежик ежится, все ему неможется,
Посинела кожица и скривилась рожица.
Мать его тревожится: — вот забот умножится!
Бедный ежик ежится…
• Место звуков [ж], [ш] в словах.
— Отгадайте, какой звук в конце слова: каранда…, шала…, малы…, голы…, ланды…, крепы…
— Определите позицию звука [ш] в словах: шапка, шашка, шаль, шар, малыш, шпулька, шланг, шакал, ватрушка, квакушка, чашка, кошка, мышка, шкура, шарф, шахта, глупыш.
— Сделайте из большого предмета маленький при помощи буквы Ж:
Флаг – флажок, снег – снежок, берег – бережок, круг – кружок, сапог – сапожок, луг – лужок, стог – стожок, пирог – пирожок, утюг – утюжок, рог – рожок.
— Я скажу один предмет, а вы – много (используйте звук [ж]): чиж – чижи, паж – пажи, ёж – ежи, пляж – пляжи, стриж – стрижи, этаж – этажи, морж – моржи, манеж – манежи, пейзаж – пейзажи, гараж – гаражи, экипаж – экипажи, чертеж – чертежи.
• «Доскажи словечко» (словесная игра)
Жу-жу-жу, я на ветке сижу.
Я на ветке сижу, букву Ж всегда твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(жук)
Слышит мишка краем уха, как жужжит над ухом муха.
Мишка муху лапой хвать! Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка, отчего под ухом … шишка.
Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода.
(шарф)
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын — … жираф
Если мы растем на ели — мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек никому не нужно … шишек.
Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
(журавль)
Черен, да не ворон, рогат, да не бык, с крыльями, да не птица.
(жук)
В синем небе голосок, будто крохотный звонок.
(жаворонок)
В золотой клубочек спрятался дубочек.
(желудь)
На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков.
(шахматы)
Твой хвостик я в руках держал, ты полетел — я побежал.
(шарик)
• Воспитатель объясняет детям, что у твердых звуков «Ж» и «Ш» нет мягкой пары, на схемах эти звуки всегда обозначаются синим квадратом.
6. Итог занятия: Знайка хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы» в виде разных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»
Уважаемые коллеги, известно, что зачастую автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Дифференциация звуков С - Ц".
Данное занятие направлено на формирование у детей правильного произношения звуков родной речи....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Как посуду с Федорой помирили»
Развитию речи в старшем дошкольном возрасте...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе"Ранняя весна"
Методическая разработка по развитию речи(старшая группа)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже...