Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Весенние месяцы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Льдинова Ольга Владимировна

Задачи:

·        уточнить названий весенних месяцев;

·         продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка: твердыми согласными звуки [ж], [ш], буквами Ж, Ш;

·        закреплять понятие «звукоподражательные слова»;

·        обучать образовывать звукоподражательные слова;

·        закреплять произношение, артикуляцию, место звуков в слове;

 

Предварительная работа: дидактическая игра «Назови слова-звукоподражания».

Материал: словесное дерево, однокоренные слова; азбука в картинках, тетради, цветные карандаши, простой карандаш, карточки для работы для составления предложений по опорным словам.

 

Ход занятия

1.  Рассматривание картины с изображением весны (например, «Март» И.Левитана). После рассматривания задает вопросы:

•      Что изобразил художник?

•      Какие весенние месяцы вы знаете?

•      Почему в народе март называют протальником, апрель – снегогоном, а май – травнем?

•      Какой весенний месяц изображен на картине?

 

Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Аграчева «Ау!».

Весело аукнула из лесу весна.

Ей медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней,

Прилетел к ней грач,

Покатился ежик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла, –

дождалась, пушистая,

Света и тепла.

Бодро приосанился

Посветлевший бор,

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_raz.rechi_vesennie_mesyatsy.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

на тему «Весенние месяцы»

Задачи:

  • уточнить названий весенних месяцев;
  •  продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка: твердыми согласными звуки [ж], [ш], буквами Ж, Ш;
  • закреплять понятие «звукоподражательные слова»;
  • обучать образовывать звукоподражательные слова;
  • закреплять произношение, артикуляцию, место звуков в слове;

Предварительная работа: дидактическая игра «Назови слова-звукоподражания».

Материал: словесное дерево, однокоренные слова; азбука в картинках, тетради, цветные карандаши, простой карандаш, карточки для работы для составления предложений по опорным словам.

Ход занятия

1.  Рассматривание картины с изображением весны (например, «Март» И.Левитана). После рассматривания задает вопросы:

•        Что изобразил художник?

•        Какие весенние месяцы вы знаете?

•        Почему в народе март называют протальником, апрель – снегогоном, а май – травнем?

•        Какой весенний месяц изображен на картине?

 

Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Аграчева «Ау!».

Весело аукнула из лесу весна.

Ей медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней,

Прилетел к ней грач,

Покатился ежик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла, –

дождалась, пушистая,

Света и тепла.

Бодро приосанился

Посветлевший бор,

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес,

И мороз за елками,

Заворчав, исчез.

Словарная работа по стихотворению (подобрать слова, сходные по значению):

Откликнулся —  отозвался

всполошились — встрепенулись, встревожились, испугались

приосанился — выпрямился

бор — сосновый лес

грянул — зазвучал

прозрачный — сквозь который все видно

— Что может быть прозрачным? (стекло, вода, лед)

заворчать —  ругаться, быть недовольным, брюзжать

исчез — пропал, испарился.

2. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель спрашивает у детей, какие слова называются звукоподражательными?  (Это слова, которые подражают каким-либо звукам.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру-звукоподражание (дети повторяют звукоподражания):

 

Аукнула—Ау! Ау!

Проурчав—Ур! Ур!

Рычать—Ры! Ры!

Кудахтать — Куд-куда!

Блеять — бе-е-е

Мычать — му-му

Кукарекать —ку-ка-ре-ку!

Мяукать— мяу-мяу

Тенькать — тень-тень

Тинькагь — тинь-тинь

Капать — кап-кап

Чирикать — чирик-чирик

Квохтать — квох-квох.

3. Приход Знайки.

Раздается стук в дверь: на занятие приходит Знайка с изображением словесного дерева и говорит, что есть еще и другие слова — «слова-родственники», о которых вы тоже знаете. Дети напоминают Знайке, что они знают о словах-родственниках.

Знайка читает детям стихотворение В. Измайлова

«Как растут слова».

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он просто словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много разных слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

— Назовите слова-родственники к слову «сад». (Садовник, садовод, рассада, посадки.)

— Слово «сад» это слово-корень, из него выросли все слова, это слово прячется во всех словах.

Словесное дерево (словесная игра)

На фланелеграфе разложены в произвольном порядке различные слова, необходимо подобрать слова-родственники к выделенным словам.

Звон: звонок, звонить, звонкий, звоночек.

Сад: садовый, посадить, посадки, садовник.

Соль: соленый, посолить, соленья, рассол.

Лес: лесник, перелесок, лесной.

Гора: горка, пригорок, горняк, горный.

Воз: возить, перевозка, повозка, возчик.

Снег: снежок, снежинка, снегопад, снежный.

Вода: водичка, водопад, водяной, водный.

Лед: ледок, льдинка, ледяной, заледенелый.

4. Физкультминутка «Звукоподражательные стихи»

(Знайка играет с детьми):

Ручеек-журчалочка

Жур, жур, жур!

Завертелась палочка

Жур, жур, жур!

Козочка копытцами

Клоц, клоц, клец!

Хорошо напиться бы

Буль-буль-буль!

А пастух на жердочку

Прыг, прыг, прыг!

У него есть дудочка

Траль, траль, траль!

Дудочка-погудочка —

Ду-ду-ду!

Все вороны каркают

Кар-кар-кар!

А лягушки квакают

Ква-ква-ква!

Ручеек-журчалочка

Жур, жур, жур!

Где же теперь палочка?

Жур, жур, жур!

5. Работа над звуками Ж и Ш.

•        Воспитатель предлагает детям прочитать буквы на азбуке в картинках и проанализировать звук, который они издают. Дети читают буквы Ж, Ш и выясняется, что эти буквы не поются, когда мы произносим звуки Ж и Ш — губы округлены и немного выдвинуты вперед, язык широкий, поднят к бугоркам за верхними зубами, когда же мы произносим звук Ш, то голос «спит». Эти звуки согласные и всегда твердые.

•        Фонетическая зарядка.

— Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж-ж).

— Как шипит змея? (Ш-ш-ш).

•        Чистоговорки со звуками [ж], [ш]

Жук жужжит в железной банке, жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.

Шла по улице машина, шла машина без бензина.

Шла машина без мотора, шла машина без шофера.

Шла куда — сама не зная, шла машина заводная.

 

Шепталка

Мышонку мама-мышка шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь… Ты маме шить мешаешь!

А я, — шептала мышка, — подушку шью малышке.

В подушке не пушинки, а шутки и смешинки.

Поешь пшена немножко и спать ложись, мой крошка.

Лишь голову положишь — во сне увидеть сможешь

То, что шепнет на ушко волшебная подушка».

Бедный ежик ежится, все ему неможется,

Посинела кожица и скривилась рожица.

Мать его тревожится: — вот забот умножится!

Бедный ежик ежится…

•        Место звуков [ж], [ш]  в словах.

— Отгадайте, какой звук в конце слова: каранда…, шала…, малы…, голы…, ланды…, крепы…

— Определите позицию звука [ш] в словах: шапка, шашка, шаль, шар, малыш, шпулька, шланг, шакал, ватрушка, квакушка, чашка, кошка, мышка, шкура, шарф, шахта, глупыш.

— Сделайте из большого предмета маленький при помощи буквы Ж:

Флаг – флажок, снег – снежок, берег – бережок, круг – кружок, сапог – сапожок, луг – лужок, стог – стожок, пирог – пирожок, утюг – утюжок, рог – рожок.

— Я скажу один предмет, а вы – много (используйте звук [ж]): чиж – чижи, паж – пажи, ёж – ежи, пляж – пляжи, стриж – стрижи, этаж – этажи, морж – моржи, манеж – манежи, пейзаж – пейзажи, гараж – гаражи, экипаж – экипажи, чертеж – чертежи.

 

        «Доскажи словечко» (словесная игра)

Жу-жу-жу, я на ветке сижу.

Я на ветке сижу, букву Ж всегда твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(жук)

Слышит мишка краем уха, как жужжит над ухом муха.

Мишка муху лапой хвать! Мухи слыхом не слыхать!

Но понять не может мишка, отчего под ухом … шишка.

 

Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода.

(шарф)

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын — … жираф

 

Если мы растем на ели — мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек никому не нужно … шишек.

 

Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.

(журавль)

Черен, да не ворон, рогат, да не бык, с крыльями, да не птица.

(жук)

В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

(жаворонок)

В золотой клубочек спрятался дубочек.

(желудь)

На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков.

(шахматы)

Твой хвостик я в руках держал, ты полетел — я побежал.

(шарик)

•        Воспитатель объясняет детям, что у твердых звуков «Ж» и «Ш» нет мягкой пары, на схемах эти звуки всегда обозначаются синим квадратом.

 

6. Итог занятия: Знайка хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы» в виде разных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Дифференциация звуков С - Ц".

Данное занятие направлено на формирование у детей правильного произношения звуков родной речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”

Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже...