Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Непрокина Нина Владимировна

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД282.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД П. НОВОПУШКИНСКОЕ»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Подготовила воспитатель

Непрокина Н.В.

МДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

2020 год.

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;

учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного;

познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.

Развивающие: 

развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки ;

формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;

совершенствовать диалоговую речь

стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать любовь к устному народному творчеству;

воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Методы и приемы:

-Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;

-Наглядные – показ иллюстраций, слайдов, приемов работы;

-Игровые – игровая мотивация, загадки;

 -Показ презентации к сказке «Хаврошечка»;

-Физминутки.

Словарная работа: Хаврошечка, наливные яблочки, пряха, пуд, ткать, холст, лихо.

Материал к занятию:  Сказка «Хаврошечка», презентация к данной сказке, ноутбук, мультимедийное оборудование, столы, стульчики,

Продолжительность: 25 минут.

 Вводная часть:

Ход: Воспитатель читает загадки

Воспитатель: Какое радостное, доброе утро. Возьмите друга за руку, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу улыбнитесь.

- Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор).

 Воспитатель: Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

есть волшебство, то (волшебная);

есть добро, то… (добрая);

есть радость, то… (радостная);

есть загадки, то. (загадочная);

есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Воспитатель: В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных. К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку. Отгоняет мух хвостом. И заботится о том, Не худели чтоб бока, Дать чтоб больше молока. Щиплет травку на лугу. Подсказать тебе могу: Чтобы были все здоровы, Молоко дают…

Дети: коровы

Воспитатель: А коровушка, она какая? (рогатая,добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Рыжего и белого, как у нашей коровушки.

Воспитатель: Ребята меня есть книга. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным, давно. А услышал ее от народа великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.

В этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.

Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.

Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.

А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).

А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.

Дыхательная гимнастика

Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза.

Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.

А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?

Посылали молодицу Под горушку по водицу,

А водица далеко, А ведёрко велико.

Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

Чтение сказки

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)

-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трёх дочерей)

-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка) Почему им дали такие имена?

Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки

А Хаврошечка была какая? (добрая)

- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит, она была какая? (работящая). А дочери хозяйки? (ленивые)

- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово. 

Физкультминутка

Воспитатель: предлагаю вам отдохнуть

Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)

Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му, вытянули губки трубочкой)

Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)

Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону). Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10c1/001100b0-ef73dedb/img21.jpg

А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.

Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.

- А была ли довольна хозяйка работой девочки?

- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке?

- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).

- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.

Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?

- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела

-Что выросло на этом месте?

- Чем закончилась сказка?

-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Заключительная часть.

Воспитатель:  С какой сказкой мы познакомились сегодня?

- Чему нас учит эта сказка? Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

Молодцы ребята.

А, эту книгу со сказкой «Хаврошечка» оставим в группе. Вы сможете ее еще раз посмотреть  иллюстрациям.

 

 

Дети проходят в группу   и присаживаются на стульчики.

Ответы детей

Дети отвечают

(Слайд№ 1)

(Слайд№ 2 )

Дети отвечают

(Слайд№3 )

(Слайд№4 )

Дети слушают

(Слайд№  5)

(Слайд№6  )

(Слайд№7  )

(Слайд№8  )

Дети встают делают глубокие вдохи и выдыхают на ладошки (два раза)

 (Слайд№ 9 )

(Слайд№10,11,12,13,14,15,

16,17,18,19,20 )

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети дают ответы

Дети выполняют физминутку.

Дети присаживаются на стульчики

 

 

  Ответы детей.

Дети соглашаются.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность в режимных моментах в старшей группе по теме «Чтение русской народной сказки «Царевна - змея»

Интеграция образовательных областей « Познание», « Коммуникация», «Социализация», « Чтение художественной литературы».  Задачи:Образовательные: Формирование у детей способности по...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"

Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...

Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему : «Чтение и пересказ сказки из серии сказок А.А. Усачева «Как ежик Вовка играл в футбол»».

Задачи: Обучающие:- учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность;- учить составлять простые предложения, самостоятельно опирая...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "В гостях у сказки"

Сказка- один из тех жанров устного народного творчества, который наиболее близок возрастным и психологическим особенностям ребенка. Играя в сказку, ребенок активизирует разные стороны речевого аппарат...

Презентация к непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...

Презентация к образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Презентацияк образовательной деятельности,по развитию речи в старшей группе,на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...