Карта НОД Развитие Речи с использованием технологий ОТСМ-РИЗ «В гостях у Девчушки - Рифмушки».
методическая разработка (средняя группа)
Цель – Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта.
Образовательные:
- Знакомить с понятием «рифма».
-развитие логического мышления при подборе рифм.
- закреплять представления о признаках объекта.
-формировать умения самостоятельно сочинить загадку об объекте, опираясь на признаки и рифмуя их между собой.
Развивающие:
-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.
-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.
-развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.
-воспитывать интерес и способность работать в группе.
-способствовать воспитанию бережного отношения к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubovik_nod_ipm_20-21_g.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей«Снегурочка», корпус 2
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область "Речевое развитие"
Раздел «Развитие речи»
средняя группа
Тема «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».
Название: «В гостях у Девчушки - Рифмушки».
Составила: воспитатель Дубовик Т.С.
г. Югорск, 2020.
Цель – Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта.
Образовательные:
- Знакомить с понятием «рифма».
-развитие логического мышления при подборе рифм.
- закреплять представления о признаках объекта.
-формировать умения самостоятельно сочинить загадку об объекте, опираясь на признаки и рифмуя их между собой.
Развивающие:
-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.
-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.
-развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.
-воспитывать интерес и способность работать в группе.
-способствовать воспитанию бережного отношения к книге.
Материалы и оборудование: Игра «Да-нетка», карточки с изображением объектов для игры «Да-нетка»,карточки для составления загадки на каждого ребенка, набор карточек с изображением признаков объекта на каждого ребенка, набор карточек с изображением объектов, действий и явлений объектов на каждого ребенка, Игровая кукла, зеленый воздушный шар.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога, месторасположение | Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение |
Организационный этап (1,5 мин) | Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Актуализация имеющихся знаний, представлений. Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. Воспитывать интерес и способность работать в группе. | Игра «Да-Нетка». | Воспитатель загадал объект (книгу). -Ребята! Я загадал объект. -Нет, не в центре. -Да( убираем половинку). -Да, правильно, книга. Ребята! А книга то у нас пустая…ничего в этой книге не написано. Книга должна такой быть? -Я вам предлагаю отправиться в Волшебную страну «Рифмляндия!», там живет моя подружка, а зовут ее Рифмушка. | Сидят на ковре полукругом. Дети задают вопросы: -Этот объект находится в центре? -Этот объект находится справа от центра? -Это книга? -Нет! Книга это источник знаний. |
Закрепление и систематизация имеющихся знаний и умений (3,5мин) | Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, развивать логическое мышление, мыслительные операции, воспитывать коммуникативные навыки. Закреплять представления о признаках объекта. Знакомить с понятием «рифма». Развитие логического мышления при подборе рифм. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей: анализ, обобщение, сравнение. Моделирование ситуации.(подводящий диалог, побуждающий диалог). Составление рифмованных строк, опираясь на признаки объекта. Игра «Подбери слово». Игра «Рифмы к признакам». | Воспитатель стоит на ковре, в руках у него большой воздушный ша зеленого цвета. -А попадем мы туда на волшебном шарике, но есть одно условие. Нам нужно описать этот объект признаками, но чтоб они были в рифму. Рифма - это созвучие слов, например: Елка-иголка, лимон –огонь. Я начну - вы помогаете. Как только мы опишем объект, шарик нас доставит в волшебную страну. Начнем: Шарик он по форме-? По цвету-? По весу-? -Ребята у нас получилось! Встаем в круг, закрываем глаза, три раза хлопнем над головой и скажем волшебное слова -вход «Рифма»! В руках у воспитателя Игровая кукла. -Вот мы и в волшебной стране. А для того чтобы нам пройти в волшебную комнату мы должны пройти через три волшебных ступени с заданиями. Нужно подобрать рифмы по признакам. Воспитатель берет карточки с заданиями. -По цвету желтый. как лимон, по температуре … -По весу тяжелый как слон, по размеру…. -По количеству много, по действию… | Дети стоят возле воспитателя. Дети отвечают на вопросы воспитателя. -как фонарик! -зеленый как елка! -легкий, как иголка! Дети встают в круг и выполняют указания воспитателя. Дети проходят за воспитателем к ступенькам с заданиями. Дети отвечают на вопросы воспитателя. -горячий, как огонь! -огромный ,как дом! -катится по дороге! |
Расширение имеющихся представлений 10 мин | Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. . Развитие логического мышления при подборе рифм. Формировать умения самостоятельно сочинить загадку об объекте, опираясь на признаки и рифмуя их между собой. Развивать устную и связную речь детей - диалогической формы. Развивать коммуникативные компетенции воспитанников. развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление | . | Воспитатель проходит к столам с заданием. -Ребята! Вот она волшебная книжная мастерская Девчушки-Рифмушки. Так как книжка наша незаполненная , Девчушка-Рифмушка, которая очень любит загадки, предлагает вам составить сборник загадок! Но не просто загадки - а рифмованные загадки. Перед вами лежат картинки с признаками и картинки с разными явлениями и объектами белый лист разделенный на две половинки. Сверху вы располагаете объект, про который сочините загадку, с левой стороны располагаете признаки, а справой стороны напротив каждого признака объект или явление обозначение. Располагать стараемся , чтобы получалось в рифму. Для составления загадок используем модель № 1,2. Например: Красный мяч. форма (шар)-он как колобок действие (прыгать)- -может прыгать он прык- скок. количество (один)-один. цвет (красный)-как помидор-господин. Воспитатель помогает детям затрудняющимся в рифмовке и составлении загадки. | Дети стоят рядом с воспитателем у столов. Дети садятся за стол для составления рифмованных загадок. |
Заключительный этап. Рефлексия (5мин) | Подведение итогов НОД, формировать умения самостоятельно рассказать и сочинить загадку об объекте, опираясь на признаки. Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление. . | Поочередное зачитывание придуманных загадок. Проверка на соответствии рифмы и правильно подобранного признака для данного объекта .Сбор составленных загадок в одну брошюру. | Воспитатель стоит на ковре с шариком в руках. -Ребята, пора возвращаться в свою группу. Закрываем глаза и громко произносим «Шарик – летим домой». -Вот мы и дома, в нашей группе. Воспитатель садится на ковер берет в руки пустую книгу. -Пришло самое время заполнить нашу книжку. Давайте посмотрим ,какие загадки у каждого получились. Воспитатель вместе с детьми проверяет зачитанные загадки на правильность признаков объекта и рифму. -Ребята !Для чего мы вами составляли загадки? -А что мы для этого сделали? -Кто помог нам в этом? -Ребята! Теперь вы понимаете,какие могут быть загадки? -Я хочу эту книжку поставить в Дом для книг, а вы мне в этом поможете. Воспитатель идет к уголку книг вместе с детьми . | Дети подходят к воспитателю с загадками в руках. Дети выполняют указание воспитателя. Дети садятся на ковер полукругом. Дети поочередно зачитывают свои загадки. -Чтоб заполнить книгу! -Отравились в страну рифмовок. -Девчушка –Рифмушка! -Рифмованные по признакам Дети месте с воспитателем ставят свой сборник загадок в уголок Книги. |
Модель 1
Какой? (признак объекта). | Что бывает таким же? |
Модель 2
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта НОД ОБЖ с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Наш добрый друг -книга"
Формировать представления о значении книг в жизни человека....
Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ дидактическая игра "Дорожка".
Дидактическая игра «Дорожка»...
Технологическая карта НОД "Однажды в лесу" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие».Раздел «Развитие речи»в группе раннего возрастаНазвание «Од...
Технологическая карта НОД "Волшебники - наши друзья" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Речевое развитие"Раздел «Развитие речи»младшая группаТема «Использование ТПФ в разви...
Технологическая карта занятия "Сочиним сказку" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая карта занятияПо образовательной области «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»старшая группаТема: «Формирование у детей 5-6- лет умения пользоваться алг...
Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «Решение противоречий в сказках» «Сказка продолжается»
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельнос...
Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «В какой сказке?» Круг «Луллия».
Цель. Учить детей называть сказки, героев сказок, подбирать пословицы к сказкам, которые бы учили какому-либо жизненному правилу. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее ...