Карта НОД Развитие Речи с использованием технологий ОТСМ-РИЗ «В гостях у Девчушки - Рифмушки».
методическая разработка (средняя группа)

Цель –   Развитие  у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта.

Образовательные:

- Знакомить  с понятием  «рифма».

 -развитие логического мышления при подборе рифм.

- закреплять представления о признаках объекта.

-формировать умения самостоятельно  сочинить загадку об объекте, опираясь на признаки и рифмуя их между собой.

Развивающие:

-формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

-развивать  эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

-развивать устную и связную речь детей - диалогической  формы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

 -воспитывать  интерес и способность работать в группе.

 -способствовать воспитанию бережного отношения к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubovik_nod_ipm_20-21_g.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным  осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей«Снегурочка», корпус 2

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область "Речевое  развитие"

Раздел «Развитие речи»

средняя группа

Тема «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».

Название: «В гостях у Девчушки - Рифмушки».

Составила: воспитатель Дубовик Т.С.

г. Югорск, 2020.

Цель –   Развитие  у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта.

Образовательные:

- Знакомить  с понятием  «рифма».

 -развитие логического мышления при подборе рифм.

- закреплять представления о признаках объекта.

-формировать умения самостоятельно  сочинить загадку об объекте, опираясь на признаки и рифмуя их между собой.

Развивающие:

-формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

-развивать  эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

-развивать устную и связную речь детей - диалогической  формы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

 -воспитывать  интерес и способность работать в группе.

 -способствовать воспитанию бережного отношения к книге.

Материалы и оборудование: Игра «Да-нетка», карточки с изображением объектов для игры «Да-нетка»,карточки для составления загадки на каждого ребенка, набор карточек с изображением признаков объекта на каждого ребенка,  набор карточек с изображением объектов, действий и явлений  объектов на каждого ребенка,   Игровая кукла, зеленый воздушный шар.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, месторасположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение

Организационный этап

(1,5 мин)

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи.

Актуализация имеющихся знаний,

представлений. Формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

Воспитывать  интерес и способность работать в группе.

Игра «Да-Нетка».

Воспитатель загадал объект (книгу).

-Ребята! Я загадал объект.

-Нет, не в центре.

-Да( убираем половинку).

-Да, правильно, книга.

Ребята! А книга то у нас пустая…ничего в этой книге не написано. Книга должна такой быть?

-Я вам предлагаю отправиться в Волшебную страну «Рифмляндия!», там живет моя подружка, а зовут ее Рифмушка.

Сидят на ковре полукругом.

Дети задают вопросы:

-Этот объект находится  в центре?

-Этот объект находится справа от центра?

-Это книга?

-Нет! Книга это источник знаний.

Закрепление и систематизация имеющихся знаний и умений

(3,5мин)

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, развивать логическое мышление, мыслительные операции, воспитывать коммуникативные навыки.

Закреплять представления о признаках объекта. Знакомить  с понятием  «рифма».  Развитие логического мышления при подборе рифм.

Приемы активизации

самостоятельного мышления

детей: анализ, обобщение, сравнение. Моделирование ситуации.(подводящий диалог, побуждающий диалог). Составление рифмованных строк, опираясь на признаки объекта.

Игра «Подбери слово».

Игра «Рифмы к признакам».

Воспитатель стоит на ковре, в руках у него большой воздушный ша зеленого цвета.

-А попадем мы туда на волшебном шарике, но есть одно условие. Нам нужно описать этот объект признаками, но чтоб они были в рифму. Рифма - это созвучие слов, например: Елка-иголка, лимон –огонь. Я начну - вы помогаете. Как только мы опишем объект, шарик нас доставит в волшебную страну.

Начнем: Шарик он по форме-?

                                 По цвету-?

                                  По весу-?

-Ребята у нас получилось! Встаем в круг, закрываем глаза, три раза хлопнем над головой и скажем волшебное слова -вход «Рифма»!

В руках у воспитателя  Игровая кукла.

-Вот мы и в волшебной стране. А для того чтобы нам пройти в волшебную комнату мы должны пройти через три волшебных ступени с заданиями. Нужно подобрать рифмы по признакам.

Воспитатель берет карточки с заданиями.

-По цвету желтый. как лимон, по температуре …

-По весу тяжелый как слон, по размеру….

-По количеству много, по действию…

Дети стоят возле воспитателя.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

-как фонарик!

-зеленый как елка!

-легкий, как иголка!

Дети встают   в круг и выполняют указания воспитателя.

Дети проходят за воспитателем к ступенькам с заданиями.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

-горячий, как огонь!

-огромный ,как дом!

-катится по дороге!

Расширение имеющихся представлений

10 мин

Формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.  . Развитие логического мышления при подборе рифм.

Формировать умения самостоятельно  сочинить загадку об объекте, опираясь на признаки и рифмуя их между собой.

Развивать устную и связную речь детей - диалогической  формы.

Развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

развивать  эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление

.

Воспитатель проходит к столам с заданием.

-Ребята! Вот она волшебная книжная мастерская Девчушки-Рифмушки. Так как книжка наша незаполненная , Девчушка-Рифмушка, которая очень любит загадки, предлагает вам составить сборник загадок! Но не просто загадки - а рифмованные загадки.

Перед вами лежат картинки с признаками и картинки с разными явлениями и объектами белый лист разделенный на две половинки.  Сверху вы располагаете объект, про который сочините загадку, с левой стороны располагаете признаки, а справой стороны напротив каждого признака объект или явление обозначение. Располагать стараемся , чтобы получалось в рифму. Для составления загадок используем модель № 1,2.

Например:

Красный мяч.

форма (шар)-он как колобок

действие (прыгать)-

-может прыгать он прык- скок.

количество (один)-один.

цвет (красный)-как помидор-господин.

Воспитатель помогает детям затрудняющимся в рифмовке и составлении загадки.

Дети стоят рядом с воспитателем у столов.

Дети садятся за стол для составления рифмованных загадок.

Заключительный этап. Рефлексия

(5мин)

Подведение итогов НОД, формировать умения самостоятельно рассказать  и сочинить загадку об объекте, опираясь на признаки.

Формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

Развивать  эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

.

Поочередное зачитывание придуманных загадок. Проверка на соответствии рифмы и правильно подобранного признака для данного объекта .Сбор составленных загадок  в одну брошюру.

Воспитатель стоит на ковре с шариком в руках.

-Ребята, пора возвращаться в свою группу. Закрываем глаза и громко произносим «Шарик – летим домой».

-Вот мы и дома, в нашей группе.

Воспитатель садится на ковер берет в руки пустую книгу.

-Пришло самое время заполнить нашу книжку. Давайте посмотрим ,какие загадки у каждого получились.

Воспитатель вместе с детьми проверяет зачитанные загадки на правильность признаков объекта и рифму.

-Ребята !Для чего мы вами составляли загадки?

-А что мы для этого сделали?

-Кто помог нам в этом?

-Ребята! Теперь вы понимаете,какие могут быть загадки?

-Я хочу эту книжку поставить в Дом для книг, а вы мне в этом поможете.

Воспитатель идет к уголку книг вместе с детьми .

Дети подходят к воспитателю с загадками в руках.

Дети выполняют указание воспитателя.

Дети садятся на ковер полукругом.

Дети поочередно зачитывают свои загадки.

-Чтоб заполнить книгу!

-Отравились в страну рифмовок.

-Девчушка –Рифмушка!

-Рифмованные по признакам

Дети месте с воспитателем ставят свой сборник загадок в уголок Книги.

Модель 1

Какой?  (признак объекта).

Что бывает таким же?

Модель 2

Что делает?

Что (кто) делает так же?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта НОД ОБЖ с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Наш добрый друг -книга"

Формировать представления о значении книг в жизни человека....

Технологическая карта НОД "Однажды в лесу" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие».Раздел «Развитие речи»в группе раннего возрастаНазвание «Од...

Технологическая карта НОД "Волшебники - наши друзья" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Речевое развитие"Раздел «Развитие речи»младшая группаТема «Использование ТПФ в разви...

Технологическая карта занятия "Сочиним сказку" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая карта занятияПо образовательной области «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»старшая группаТема: «Формирование у детей 5-6- лет умения пользоваться алг...

Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «Решение противоречий в сказках» «Сказка продолжается»

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельнос...

Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «В какой сказке?» Круг «Луллия».

Цель. Учить детей называть сказки, героев сказок, подбирать пословицы к сказкам, которые бы учили какому-либо жизненному правилу. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее ...